Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно люби́те друг друга от чистого сердца,

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 22 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца

Сказав, что христиане возрождены не от тленного семени, но от нетленного, словом Божиим живым и пребывающим вовеки, апостол выставляет на вид ничтожность и крайнюю непрочность славы человеческой, побуждая тем слушателя сильнее держаться прежде преподанного учения, так как оно постоянно и простирается навек, а земное скоро истлевает по самому существу. Для подтверждения сего здесь приводятся трава и цвет на траве, слабейший по бытию, нежели трава; им и Давид уподобляет нашу жизнь (Пс. 102:15). Показав малоценность славы нашей, апостол снова возвращается к объяснению того, что же именно возродило их словом Божиим, живым и пребывающим вовек, и говорит: это есть то слово, которое вам проповедано. Утверждает о сем слове, что оно пребывает вовек, потому что и Сам Господь сказал: небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут (Мф. 24:35). Должно знать, что слова к нелицемерному братолюбию нужно читать в таком порядке: от чистого сердца любите друг друга постоянно, к нелицемерному братолюбию. Ибо окончание дела обыкновенно следует за тем, что производилось для него. А как за постоянной любовью друг к другу от чистого сердца следует нелицемерное братолюбие; то справедливо, чтобы слова от чистого сердца и прочие стояли впереди, а слова нелицемерное братолюбие после них. Нужно заметить и то, что предлог к (είς) должно принимать вместо предлога по причине, для (διά).

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца

Почему не сказал: очистив тела? Потому что изнутри чистота хранится; или [он имеет в виду] очищение от дурных уклонений от спасения.

Трактат на семь Кафолических посланий

Экумений (†VIв.)

Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца

Это значит, предуготовьте себя к послушанию истине через Духа. Ведь бывает и послушание лукавым и лживым - послушание не чрез Духа, то есть не духовное. Очищение же к послушанию, или приготовление, или упражнение, или стремление, обыкновенно привлекает и многих других помощников, если [это послушание], будучи духовным, свободно от зависти. Братолюбие же состоит в том, чтобы владеющий благами делился и с ближними.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно люби́те друг друга от чистого сердца,

Послушанием истине чрез Духа, очистив и проч.: новое наставление апостола своим читателям, основанное на той же мысли о возрождении христиан к новой жизни, наставление о нелицемерном братолюбии; во взаимной братской любви христиан является и существо, и сила, и плод возрождения.

Очистив души ваши: очистить душу значит исторгнуть из нее злое, грехи, которые оскверняют душу, грехи и душевные, и плотские.

Братолюбие – такая высокая и трудная добродетель, что ее нельзя достигнуть с нечистым сердцем, грехи и пороки составляют препятствие к братолюбию, а потому от них должно очищать душу. Выражение очистив не указывает на единократное очищение души, как уже совершившееся в возрождении, но означает постоянно долженствующее продолжаться очищение, необходимое для того, чтобы постоянно любить друг друга. Средство этого очищения есть послушание истине, действующая причина – Дух, цель – братолюбие. Под истиной разумеется вообще открытая в Евангелии истина Христова, так как христиане и могут быть обязаны к послушанию только этой истине; под послушанием этой истине разумеется, как и выше (ст. 2 и 13), и послушание веры в эту истину, и подчинение, или покорность нравственная, ее правилам и постановлениям. В этом послушании истине есть сила, очищающая душу, изгоняющая из нее разные страсти, грехи и пороки, препятствующие нелицемерному братолюбию, ибо при этом послушании душа человеческая открыта действию на нее Духа Святого, силою Которого она и может очищаться. Так как под личиною братолюбия может и не быть истинно братской любви, а только вид оной, в каковом случае оно является лицемерным братолюбием, то апостол и говорит об истинном братолюбии, нелицемерном.

На то же качество еще усиленнее указывают выражения: постоянно, от чистого сердца; любовь христиан между собою как братиями по возрождению во Христе, имеющими одного Отца Небесного, должна быть чистосердечная, без примеси лицемерия, лукавства, личных эгоистических целей и т. п. Слово постоянно указывает сверх того на усилие, старание, напряжение удерживать в сердце это чувство в отношении к братиям без ослабления; это такое высокое и чистое чувство, что малейшее небрежение о возгревании его может ослабить его, понизить и зачернить примесью чего-нибудь эгоистического, личного, греховного. Чистая любовь между христианами есть главная основная заповедь Своим ученикам Самого Господа, именно как отличительная черта Его учеников (Мф.22:40; Мк.12:31; Лк.10:27; Ин.13:34 и парал.).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-25 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек, ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано

Из учения о возрождении христиан благодатью Святого Духа (ст. 23, см. Ин 1:12-13; 3:3, 3:5-6) Апостол делает вывод о необходимости для всех добродетели братолюбия, в чистом виде своем являющейся выполнением основной заповеди Христа Спасителя о любви, как отличительной черте христиан (Мф 22:40; Мк 12:31; Лк 10:28; Ин 13:34-35). Побуждение это получает особенную силу в мысли ст. 24-25 о крайней противоположности плотского, невозрожденного человека с деяниями его и человека возрожденного нетленным семенем слова Божия (ст. 23; ср. Иак 1:18), пребывающего во век (ср. Ис 40:6, 8). Столь же вечною должна пребывать и взаимная любовь христиан друга к другу (1Кор. 13:8).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

Ст. 22-23. Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно люби́те друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек.

С верою и упованием на Бога, о чем речь была пред сим, должна соединяться любовь к ближнему, нелицемерное, от чистого сердца братолюбие. Христианское братолюбие может иметь место только в душах очищенных (очистивше души ваши) от самолюбия чрез послушание истины, т.е. Евангельскому учению, повелевающему взирать на ближних, как на братьев и любить как себя самих. Успех в усвоении этого учения достигается при содействии благодати Св. Духа, ибо любовь к ближнему есть плод Св. Духа (Гал.5:22). Почему мы должны взирать на ближних, как на братьев? Потому, что все люди имеют общего для всех Отца Бога. Особенно это должно сказать о христианах, которые духовно порождены от Бога. Рождение от людей, от тленного семени служит основанием братства людей по плоти, физического; но духовное, благодатное рождение от Бога есть основание духовного братства. Это рождение совершается «от слова Божия, живого и пребывающего вовек». Оно, в силу присущей ему благодати, есть семя духовной жизни, когда воспринимается верующею душею. Ибо «вера от слуха, слух же глаголом Божиим» (Рим.10:17).

Толкование на паремии из новозаветных книг

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Ст. 22-25 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно люби́те друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек. Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано.

     После общих побуждений к добродетельной жизни, теперь Апостол увещевает исторгнуть из себя все оскверняющее нашу душу и обогатиться частными видами добрых дел, а именно: всецелым послушанием истине, братолюбием, наипаче же взаимною братскою любовью, чуждою всякой примеси лукавства, изменчивости и непостоянства.
     Свое учение о любви Апостол основывает, между прочим, на учении о возрождении христиан не от земного человеческого семени, в котором самолюбие составляет прирожденное свойство, но от слова Божия, посредством которого совершилось и происходит призвание человека к новой жизни во Христе, основанной на любви, вечно пребывающей. Слово Божие руководит к вечной жизни, и возрождение посредством его совершается тоже для вечной жизни. Поэтому и любовь, как отличительная черта возрожденных Христом, также должна быть никогда непрестающею, хотя бы другие благодатные плоды христианской жизни прекратились (1Кор.13:8).
     Особенно же вечно живо и всегда действенно слово Божие сравнительно с плотью и ее произведениями, как бы они ни были славны, велики и красивы, ибо они так же кратковременны, как цвет на траве, сравн. (Иак.1:11). Указанием на проповеданное читателям Евангелие, как то слово, которое пребывает вовек, Апостол дает им знать, что они должны пребывать в любви навеки неизменной. А так как вечно живое слово Божие производит вечно пребывающие дела, то эти дела и должны быть творимы теми, иже не от похоти плотския, но от Бога родишася (Ин.1:13).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)

Ст. 22-23 Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек

С верою и надеждою на Бога необходимо соединяется любовь к ближнему, посему апостол дает своим читателям наставление о братолюбии. Для сего, говорит он, послушанием истине, т. е. Евангельскому закону, чрез Духа Святаго, т. е. силою, действием и наитием Св. Духа в таинствах церкви очистим наши души, и только тогда мы будем способны к нелицемерному братолюбию, постоянно любить друг друга от чистого сердца. Тем более, что основанием нашей любви является не плотское родство, от тленного семени, а родство духовное, рождение всех нас от Бога, от нетленного семени, чрез слово Божие, живое и пребывающее в век.

Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka