Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,

Святые отцы

Прочие

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Ст. 1-2 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение

Закон БОЖИЙ требует, чтобы мы… были совершенны, однако же не иначе достигнув совершенства, как при постепенном восхождении и преуспеянии, будучи сперва питаемы молоком, как новорожденные младенцы, и в Нем возрастая во спасение.

Письма

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ст. 1-2 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение

Так как вы возродились, говорит он, недавно и сделались сынами Бога через крещение, будьте через стремление к добродетельной жизни лишь такими, каковы недавно появившиеся на свет младенцы в силу естественных черт невинного возраста.

О семи Кафолических посланиях


Согласно правилу апостольского различения ученикам еще невежественным доставлять разумное и бесхитростное молоко простого учения, а ученикам, достигшим большего совершенства, давать твердую пищу более возвышенного учения.

О скинии

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-6 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится

Итак, говорит, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие. Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противоположном. А какое место в вас зависти и злословию, - в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (Быт.4). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (Быт.37). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы (ибо таковых, сказал Господь, есть Царствие (Лк. 18:16)), и, питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). Ибо вы вкусили, то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на живой краеугольный камень, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собой чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень - Христос. Достигнув единомыслия между собой, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Воздевайте, сказано, чистые руки без гнева и сомнения (1Тим. 2:8). Как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения?

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ст. 1-2 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение

То есть, возрожденные через Слово Бога живого, отложите всякое коварство, потому что дитя не имеет коварства в сердце.

Трактат на семь Кафолических посланий

Экумений (†VIв.)

Ст. 1-2 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение

Не справедливо, чтобы возродившиеся для нетленной жизни были уловлены в сети зла, [так они] предпочли бы не сущее сущему. Ведь зло - не сущность: оно проистекает из греховности рожденной сущности. Оно отнюдь не присуще жизни, прочно утвержденной на единой основе. Они же, говорит апостол, достойны быть свободными и от коварства, и от лицемерия, и от зависти, и от всякого злословия. Ведь коварство и лицемерие далеки от истины и возвещенной вам благой вести - коварство ведет к погибели вводимых в заблуждение, а лицемерие идет врозь с истинносущим, спасительное же слово, которым вы оглашены, ведет, очевидно, к противоположному. [Что же касается] зависти и злословия, то какое им место между вами, когда вы связаны нерасторжимыми узами братолюбия, и ничто из того, что разобщает, не в силах повредить вам?

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,

Наставление апостола о духовном возрастании христиан основывается на той же мысли о христианском возрождении, на которой основаны и предшествующие наставления, и на мысли о нелицемерной братской любви между христианами (1Пет.1:22). С чувством братской любви от чистого сердца несовместны такие чувства, как злоба, коварство, лицемерие, зависть, злословие; посему если должно господствовать в сердце братолюбие, то должны быть исторгнуты из него сии. Если семя новой жизни положено в сердце, то оно должно возрастать, питаясь соответствующею ему пищею.

Отложив всякую злобу и проч.: образ речи, нередко встречающийся (ср. Иак.1:21; Еф.4:22; Кол.3:8), заимствован от снятия и отложения одежды. Ветхий человек наш есть как бы некая одежда, облегающая нас со всех сторон; надобно совлещись этой одежды и отложить ее или бросить совсем. Образ речи тем приличнее, что при крещении, в котором совершается духовное возрождение, обыкновенно снимались (и снимаются) прежние одежды с крещаемого, и он облекался в белые чистые одежды.

Страсти, или пороки, какие должно отложить, перечисляются такие, которые несовместны с братскою любовию от чистого сердца, именно: всякая злоба – злое чувство в отношении к ближнему, имеющее целию умыслить и сделать зло ему (1Кор.13:5) и проявляющееся в многоразличных видах; почему и прибавлено – всякую злобу;

всякое коварство
: чтобы достигнуть злой цели в отношении к ближнему, злое чувство заставляет прибегать к разным хитростям, совокупность которых и называет апостол всяким коварством;

лицемерие, или притворство, прикидывающееся любящим и доброжелательным, чего на самом деле в сердце лицемера нет, каковое чувство в особенности несовместно с чистосердечием;

зависть в отношении к каким бы то ни было благам и преимуществам ближнего, чувство особенно противное братолюбию и возбуждающее разные нестроения;

всякое злословие: опорочение ближнего словами, выставление на вид его действительных недостатков, выдумка мнимых, сплетни, пересуды, клевета и т. п.; вообще эта страсть проявляется во множестве видов, что все и обозначается словом всякое. Таким образом, «этими немногими словами он (апостол) обнимает все множество и разнообразие зла» (Феофилакт). Отлагать все эти пороки – то же, что очищать душу к нелицемерному братолюбию (1Пет.1:22).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Зависть 

Зависть 
– один из грехов против десятой заповеди закона Божия. Зависть состоит в том, что люди желают чего бы то ни было, что есть у ближнего. (Притч.14:30, Еккл.4:4, Прем.6:25, Мф.27:18, Мк.15:10, Иак.3:16, 1Пет.2:1, Рим.1:29, 1Кор.3:3, 2Кор.12:20, Гал.5:20, 1Тим.6:4, Тит.3:3)

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-3 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь

Возрожденные должны отложить всякую злобу (ст. 1. см. Иак 1:21; Еф 4:22; Кол 3:8). Посему Апостол в ст. 1 «немногими словами обнимает все множество и разнообразие зла» (блаж. Феофил.) - всех страстей и пороков, которые решительно несовместимы с чистым христианским братолюбием (1Пет. 1:22). А затем Апостол внушает христианам (ст. 2) - со всею силою возлюбить истинно питательное слово Божие, как духовное молоко, и при этом указывает на их внутренний опыт: «Понеже вкусите», т. е. через упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А средство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу« (блаж. Феофил.).

Виссарион (Нечаев), еп. (†1905)

1. Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
2. как новорожденные младенцы, возлюби́те чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;
3. ибо вы вкусили, что благ Господь.

Начало этого отделения имеет необходимую связь с наставлением о братолюбии в 22-м стихе предшествующей главы (1Пет.1:22). Продолжая это наставление, Апостол увещевает христиан отложить противоположные братолюбию грехи: всякую злобу (то есть, все виды недоброжелательства и вражды к ближнему), коварство (злоумышление), лицемерие (отсутствие чистосердечия и искренности в обращении с ближними), зависть и всякое злословие. А для утверждения себя в братолюбии Апостол заповедует христианам возлюбить «чистое словесное молоко», то есть слово Божие, питающее души усладительным и чистым учением истины. Нельзя не приметить, что, говоря о словесном молоке, Апостол имеет в виду соответствие новозаветных верующих с ветхозаветным избранным народом. Обетованная земля, данная ему в удел, «кипела медом и млеком» (Исх.3:8). Подобно сему и новозаветная Церковь обилует духовною пищей, заключающеюся в слове Божием, сладостном и питательном для души, как молоко для тела. Заповедь о братолюбии имеет ту связь с заповедью о любви к слову Божию, что христиане возрождены словом Божиим и, как возрожденные, сделались сынами Божиими по благодати, следственно и братьями. Но как младенцы, получившие жизнь от матери, питаются молоком её, без чего они не могут благополучно расти, так и порожденные словом Божиим могут возрастать в духовной жизни для спасения не иначе, как под условием питания тем же словом Божиим, которое породило их. Оно есть не только семя, послужившее началом их духовной жизни, но вместе пища для поддержания её и дальнейшего преуспеяния в ней. Христиане, вкушающие эту пищу и ощущающие сладость её, уже по собственному опыту могут судить, как благ Господь (Пс.33:9), подающий им эту пищу.

Толкование на паремии из новозаветных книг

Никанор (Каменский), епископ (†1908)

Ст. 1-3 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюби́те чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь.
 

     Начальные слова 2-й главы находятся в тесной связи с предшествующими (1Пет.1:23-25). Словом Божиим посеяны семена новой жизни, поэтому все плевелы жизни, противные любви (злоба, коварство, зависть), должны быть исторгнуты.
     Христиане – это новое поколение, а молодости особенно должны быть свойственны живость чувств и восприемлемость ко всему новому – доброму, и удаление от всего старого – злого. Но для начинающих новую жизнь, не укрепившихся в новой жизни, не все удобовосприемлемо, из того что потребно для их духовного питания и возрастания, а потому, как младенцы не всем питаются, но только пищей легкой, например, молоком, так и христиане, начинающие новую, истинно-христианскую жизнь, должны прежде всего усвоить себе, претворить в свой дух начальные, первые, основные истины и правила жизни (Ис.55:1), чтобы потом возрасти и сделаться способными к полноте восприятия всех спасительных истин и дел, ведущих к вечному спасению, сравн. (Евр.5:12); (1Кор.3:1-2).
     Возбуждая к пользованию истинным учением Господним, находящимся в слове Божием, Апостол указывал на испытанное уже христианами прекрасное свойство Евангельского учения и вообще благости Божией. Благость эта должна уверить их, что и впредь приступающие к Господу и дарованным Им средствам спасения христиане не восприимут ничего, кроме благостного и отрадного, сравн. (Пс.33:9). «Опытно дознав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу»,– говорит блаженный Феофилакт.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Александр Васильевич Иванов (†1911)

Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие.

Этот стих почти буквально сходен с Иак.1:21, и вообще у обоих апостолов рождение от слова представляется в одинаковых выражениях. Очевидно, апостол Пётр имел под руками писание апостола Иакова. При этом нельзя не видеть, как благовестники Христовы с разных мест спешили на помощь христианам со словом утешения и увещания, когда видели их бедственное или, в нравственном отношении, опасное положение.

Руководство к изучению Нового Завета. Апостол

Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)

Ст. 1-3 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь

Продолжая речь о братолюбии, начатую им в 23 ст. 1-й главы, апостол говорит, что с братолюбием несовместимы: злоба, т. е. ненависть и вражда к ближнему, коварство, лицемерие, зависть и всякое злословие, т. е. все такие чувства, в которых так или иначе проявляется нелюбовь к ближнему. Чтобы воспитать в себе любовь к ближнему, для этого должно возлюбить чистое словесное молоко, т. е. слово Божие в его чистом Евангельском виде, без всяких примесей человеческих мудрований; в нем поучайтесь, им одним питайтесь подобно тому, как новорожденные младенцы питаются молоком из груди матери. Как дитя растет успешно и развивается, питаясь только молоком родившей его матери, так и вы только тогда будете успешно возрастать и укрепляться в духовной жизни, когда будете питаться словом Божиим, Евангельским учением, которое возродило вас к новой жизни. Питая души свои истинами Евангельского учения, вы уже сами сознаете и испытываете, переживаете сладость этого питания и отсюда опытно уже познали, как благ Господь.

Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka