Скрыть
Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Люди, принадлежащие к числу верных, занимают некое промежуточное положение; их не следует сравнивать ни с теми, кто не видит никакого иного блага, кроме как предаваться земным утехам, ни с высшими обитателями небес, у которых единственная радость - хлеб Божий, Которым они сотворены. Между этим народом небесным и народом земным в некотором смысле посредине находился апостол: туда он шел, отсюда отправлялся, туда стремился, отсюда поднимался.

О пользе поста

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками

У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и святой апостол Петр. Он называет их возлюбленными, а не просто любезными, потому что они приятны ему во всех отношениях; ибо приятные в одном только каком-либо отношении называются любезными, а не возлюбленными. Говорит он, что плотские похоти восстают на душу, потому что, и по словам блаженного апостола Павла, плоть желает противного духу (Гал. 5:17). Ибо желания плоти вращаются около чувственных наслаждений и чрез то помрачают память и порабощают душу.

Дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения

Злословящими нас апостол называет язычников, а днем посещения - исследование по законам мира сего. Ибо когда они исследуют нашу жизнь и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Страннику и пришельцу неприлично на пути зазнаваться с теми предметами, какие встречают его во время его странничества: иначе выпустит из виду свою цель – отечество, в которое он идет, и собирание товара, который он, приобретая здесь посредством богодарованных ему талантов, должен беречь и принесть в свою отчизну. А плотские похоти лишают нас этого товара. Если же мир, лежащий во зле, станет порицать нас за то, что мы не делаем того, что он делает, и станет клеймить нас именем злодеев, не будем обращать на это внимания, а будем жить добродетельно; мир увидит свою несправедливость, глядя на нашу добрую жизнь, и рано или поздно прославит Бога за то, что Он являет в мире таких людей.

Дневник. Том I. 1856

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу

Теперь Петр основой Церкви полагает общее правило повседневного общения, и все части Церкви соединяет в согласии. … Хотя порочное желание - это желание животное, однако оно называется плотским, потому что действует через плоть. Ради духовного размышляет об этой душе.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,

Подкрепив нравственные наставления свои христианам высоким догматическим созерцанием высоты значения и предназначения призванных ко Христу, апостол снова обращается к нравственным наставлениям. Предшествующие (1, 13–2, 10) наставления относились главным образом к тому, как христиане, соответственно высокому призванию своему, должны противоположным прежнему образом своей жизни и направления духовного осуществлять идею своего призвания; дальнейшие (2, 11–4, 6) наставления относятся главным образом к тому, как в своей жизни по началам христианским возвещать совершенства Божии (ст. 9), особенно при многообразных отношениях жизненных среди объемлющей христиан тьмы языческого мира.

Первое из сих наставлений содержит в себе общее правило нравственно-общественной жизни – провождать добродетельную жизнь (ст. 11–12). Как на побуждение к сему апостол снова (ср. 1Пет.1:17) указывает на то, что христиане – граждане другого отечества, а здесь, на земле, – только пришельцы и странники (ср. прим. к 1Пет.1:17). И телом они вне своего отечества здесь, как странники и пришельцы; нет для них здесь постоянной радости и счастия и прочных благ, а напротив, и совне они окружены злом, и внутри себя носят врожденное расположение к злу; в сохранении себя от этого зла и упражнении в добродетели – единственное счастие человека здесь, на земле, как странника и пришельца.

Потому апостол просит своих возлюбленных (выражение, указывающее особенную важность предваряемых им наставлений) удаляться от плотских похотей: выражение более сильное, чем вышеупотребленное – не сообразоваться с прежними похотями (1Пет.1:14), и означающее внешнюю и внутреннюю воздержность, достигаемую усилием и борьбою. Плотские похоти, или похоти плоти (Еф.2:3; 2Пет.2:18), в тесном смысле суть чувственные вожделения чувственных наслаждений, но в более обширном смысле – и такие вожделения, которые имеют свое основание более в душе, чем во плоти или чувственных раздражениях, каковы злоба, зависть, гнев, гордость и др. (ср. Гал.5:19; 1Кор.3:3; Рим.8:6; Еф.2:3; Кол.2:18), следовательно вообще все проявления и движения человеческого себялюбия.

Восстающих (точнее – воюющих) на душу. Эта низшая сторона человеческого существа – чувственность воюет против высшей стороны – души, силясь грехом осквернить ее. В естественном человеке душа вообще стоит под властию этих чувственных похотей, седалище которых в членах (ср. Иак.4:1 и прим.; Рим.7:23); в возрожденном она возвышается над ними, но они вновь и постоянно силятся подчинить ее себе, и отсюда постоянная вражда, или война, между ними. Чрез эту плоть действуют против души и диавол и мир, душа лучшими своими силами, укрепляемая силою благодати Божией, присущей возрожденному, сопротивляется им, и эта борьба постоянно продолжается более или менее во всех, удаляться от плотских похотей и значит порабощать плоть душе, побеждая похоти воздержанием.

«Говорит он (апостол), что плотские похоти восстают на душу, потому что, и по словам блаженного Павла, плоть желает противного духу (Гал.5:17). Ибо желания плоти вращаются около чувственных наслаждений и чрез то помрачают память и порабощают душу» (Феофилакт).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения

«У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и блаженный Апостол Петр» (блаж. Феофил.). Ряд нравственных наставлений, показывающих, как христиане могут в своей жизни по началам христианским возвещать совершенства Божии (ст. 9), начинается общим правилом - удаляться от плотских похотей и проводить добродетельную жизнь, чем христиане лучше всего могли бы смягчить враждебное к себе отношение язычников, бывших склонными к перетолкованию и осуждению и учения, и жизни христиан. «Когда они (язычники) исследуют жизнь нашу и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2:11-12. Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

      Показавши особое положение христиан среди язычников, Апостол увещевает их вести себя так, как прилично людям пришлым, чужим среди языческого мира, чтобы не только не возбуждать против себя своим необычайным положением и жизнью, но напротив привлекать к себе своею нравственною высотою и святостью. Известно, что язычники в первое время смотрели на христиан с недоверием; а враги их, видя необычайное общение между христианами, распространяли даже всякие нелепые клеветы на христиан, что и давало повод к самому гнусному злословию их. Понятно посему, сколь премудро Апостол советует изобличать эту клевету, потому что – какое же лучшее доказательство нравственной чистоты может дать оклеветываемый, кроме ничем незапятнанной нравственной жизни, которая не только может разоблачить всякие клеветы, но и воздействовать благотворно на всех окружающих их, не исключая самых клеветников? И Сам Спаситель на проповедь жизнью указывает, как на самую первую и главную (Мф.5:16).
      Но должно с терпением ожидать такого дня Божия посещения, т. е. благоволения Божия к верующим, видя которое, злословящие их прославят за них Бога и поймут, что Бог христиан есть истинный Бог. Такое посещение Божие было не только во дни торжества христианства, но случалось и во время гонений на христиан, когда многие мучители обращались ко Христу, видя великую веру христиан.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible