Скрыть
и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения

Очень часто бывало, что язычники, которые порицали веру христиан за то, что те пренебрегли их богами, видя чистую жизнь христиан и их неколебимую преданность Христу, прекращали их злословить и даже начинали прославлять *и хвалить Бога, Которого, в силу благости и праведности служения Ему, признавали благим и справедливым.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 11-12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками

У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и святой апостол Петр. Он называет их возлюбленными, а не просто любезными, потому что они приятны ему во всех отношениях; ибо приятные в одном только каком-либо отношении называются любезными, а не возлюбленными. Говорит он, что плотские похоти восстают на душу, потому что, и по словам блаженного апостола Павла, плоть желает противного духу (Гал. 5:17). Ибо желания плоти вращаются около чувственных наслаждений и чрез то помрачают память и порабощают душу.

Дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения

Злословящими нас апостол называет язычников, а днем посещения - исследование по законам мира сего. Ибо когда они исследуют нашу жизнь и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога.

Иларий Арелатский, еп. (†449)

и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения

Пусть славят Бога в день посещения. Так было в Египте, когда Он его посетил через ангела, поражая первенцев. Так же Он посетит земли этого мира и поразит первородное враждебных сил.

Трактат на семь Кафолических посланий

Экумений (†VIв.)

и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения

Петр говорит о язычниках, которые злословят нас. Если кто-нибудь желает узнать об этом, то почерпнет точные сведения из творения Иринея, епископа Лугдуна Кельтского , о мучениках Санкте и Бландине. Если же рассказать кратко, дело обстояло так: эллины захватили рабов, оглашаемых в христианской вере, и стали пытаться выведать от них некие, будто бы тайные, сведения о христианах, а рабы не могли толком рассказать то, что те хотели узнать от них. От своих господ они слышали, что святое причастие - это плоть и кровь Христа, и, полагая, что это действительно плоть и кровь, так и сказали тем, кто их допрашивал. Те же поняли, что это в буквальном смысле христиане и совершают, и рассказали об этом другим эллинам. Мучеников же Санкта и Бландину они стали под пыткой вынуждать признать это. Бландина разумно и смело возражала им: Как же могли бы это допустить те; кто, совершая подвиг, вообще не вкушают мяса! Днем посещения [апостол] называет открытое расследование. Расследуя нашу жизнь, [эллины] обнаруживают, что дела противоположны их предположениям, и не только стыдятся [прежних мыслей], но и вступают на истинный путь и славят Бога.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

Проводить добродетельную жизнь между язычниками: малое христианское общество, окруженное тогда язычниками, должно было и поэтому быть особенно внимательно к своей жизни и образу действий, не говоря уже о высших побуждениях к сему, собственно христианских. Язычество стояло всегда в более или менее враждебных отношениях к христианству, и исповедники Христовы лучше всего могли смягчать это враждебное отношение и привлекать самых враждующих ко Христу добродетельною жизнию своею.

Это и выражает апостол в дальнейших словах: дабы они... прославили Бога; добрый поворот в отношениях язычников к христианам должен совершиться именно добродетельною жизнию самих христиан.

За то, за что злословят вас, как злодеев: стоя одиноко среди враждебного мира со своими высокими началами новой жизни по Евангелию, христиане за эти самые высокие начала, непонимаемые, перетолковываемые и извращаемые язычниками, подвергались от них злословию, как злодеи, и не только злословию, а даже и преследованиям. Так, поверхностному и испорченному взгляду язычников братская любовь христиан, по которой они стояли между собою в тесном взаимном общении, давала повод к подозрению их в тайном противообщественном и опасном для государства союзе или заговоре; твердость их в своей вере и непоколебимость в исповедании ее при злословии, преследованиях и гонениях казалась им опасным фанатическим упорством; их отчужденность от язычников перетолковывалась как человеконенавидение; их разрыв с исконными языческими обычаями, преданиями, привычками толковался как презрение ко всяким человеческим установлениям и проч. и проч. (ср. 1Пет.2:19-20; 1Пет.3:10-12,17; 1Пет.4:15). Рассеять подобные взгляды язычников на христиан может, по апостолу, только добродетельная жизнь христиан или вообще добрые их дела, и не только рассеять, но даже обратить самих злословящих вместо злословия к прославлению Бога, исповедуемого христианами. Добрые дела, или добродетельная жизнь вообще, на неверующих действительно, как показывает опыт, сильнее действует, чем учение.

Прославили Бога: цель добродетельной жизни в отношении к неверующим и злословящим – не та, чтобы за добродетель превозносили добродетельных люди, но – прославление Бога (ср. Мф.5:16).

В день посещения: посещением Божиим называется особенное действие Божие в отношении к людям, как благодеющее и милующее (Быт.21:1,50:4; Иов.7:18; Лк.1:68-78; Деян.15:14), так и карающее, наказывающее (Иер.9:24-25,44:13; Пс.58:6; Исх.20:5), и одни из толкователей разумеют здесь посещение Божие в первом смысле, другие – в последнем. Так как апостол сам не дает ближайшего определения этому слову, то можно полагать, что он разумеет вообще посещение Божие, то есть употребляет слово в том и другом смысле. Словом день посещения указывается вообще время такового посещения, так как сим словом означается не только день в собственном смысле, но вообще время. Какое же время посещения здесь разумеется? И в отношении к кому будет это время посещения, к злословящим ли язычникам или доброе делающим христианам? В отношении к язычникам посещение Божие можно понимать и как грозное, и как милостивое. Время грозного посещения есть время различных бедствий и скорбей, чрез которые совершается карающий суд Божий над грешниками; время бедствий нередко самых упорных заставляет обращаться к Богу и правильнее судить об угождающих Богу добродетельных людях и их добрых делах, так что в этом смысле можно понимать слова апостола, что злословящие христиан как злодеев могут образумиться бедствиями и прославить Бога, видя добрые дела христиан. С контекстом речи, впрочем, более согласно понимать посещение Божие, милостивое к язычникам, когда они поймут дела христиан как должно и прославят Бога именно только за эти дела, поняв всю красоту и величие их и обратившись к вере и покаянию (ср. Лк.19:44). «Злословящими нас апостол называет язычников, а днем посещения – исследование по законам мира сего. Ибо когда они исследуют жизнь нашу и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога» (Феофилакт). В отношении к самим христианам посещение Божие можно разуметь только милостивое, то есть особенные благодеяния Божии верующим, видя которые, злословящие поймут их именно как видимую награду за их добрые дела и прославят за них Бога, уразумев Его в таковом посещении как истинного Бога. Какое бы из сих значений слова – посещение ни принять, общая мысль изречения остается ясною.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 11-12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения

«У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и блаженный Апостол Петр» (блаж. Феофил.). Ряд нравственных наставлений, показывающих, как христиане могут в своей жизни по началам христианским возвещать совершенства Божии (ст. 9), начинается общим правилом - удаляться от плотских похотей и проводить добродетельную жизнь, чем христиане лучше всего могли бы смягчить враждебное к себе отношение язычников, бывших склонными к перетолкованию и осуждению и учения, и жизни христиан. «Когда они (язычники) исследуют жизнь нашу и находят, что их понятие о нас противоречит действительности, то сами исправляются в постыдных делах своих и таким образом прославляют Бога» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2:11-12. Возлюбленные! Прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

      Показавши особое положение христиан среди язычников, Апостол увещевает их вести себя так, как прилично людям пришлым, чужим среди языческого мира, чтобы не только не возбуждать против себя своим необычайным положением и жизнью, но напротив привлекать к себе своею нравственною высотою и святостью. Известно, что язычники в первое время смотрели на христиан с недоверием; а враги их, видя необычайное общение между христианами, распространяли даже всякие нелепые клеветы на христиан, что и давало повод к самому гнусному злословию их. Понятно посему, сколь премудро Апостол советует изобличать эту клевету, потому что – какое же лучшее доказательство нравственной чистоты может дать оклеветываемый, кроме ничем незапятнанной нравственной жизни, которая не только может разоблачить всякие клеветы, но и воздействовать благотворно на всех окружающих их, не исключая самых клеветников? И Сам Спаситель на проповедь жизнью указывает, как на самую первую и главную (Мф.5:16).
      Но должно с терпением ожидать такого дня Божия посещения, т. е. благоволения Божия к верующим, видя которое, злословящие их прославят за них Бога и поймут, что Бог христиан есть истинный Бог. Такое посещение Божие было не только во дни торжества христианства, но случалось и во время гонений на христиан, когда многие мучители обращались ко Христу, видя великую веру христиан.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О жизни вечной.

Мф.19:16. «Чтобы иметь жизнь вечную», необходимо соблюдать заповеди, слушать слово И. Христа и веровать в Пославшего Его: Ин.5:24. Кто будет веровать и креститься, спасен будет: Мк.16:16; и при правой вере необходимо провождать добродетельную жизнь: 1Пет.2:12.

Краткий толкователь мест Священного Писания

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible