Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 1-е послание Петра 2:16
как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
Святые отцы
- Иоанн Кассиан, прп. (†435)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
- Иларий Арелатский, еп. (†449)
- Экумений (†VIв.)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
- Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
Иоанн Кассиан, прп. (†435)
как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии
Кто не состоит ни под благодатью, потому что вовсе не восходит к совершенству учения Господня, ни под законом, потому что и самых малых заповедей закона не исполняет, тот, будучи угнетен двойною властью грехов, думает, что он только для того получил благодать Христа, чтобы по превратной свободе быть чуждым Его, впадая в то, во что апостол убеждает не впадать, говоря: поступайте как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии
Ведь мы по справедливости называемся свободными, потому что через крещение мы избавлены от пут грехов, потому что искуплены от бесовского рабства, потому что сделались сынами Божиими. Однако благодаря дару свободы мы не получаем большую возможность или волю грешить; впрочем, если все же мы грешим, то вскоре, потеряв свободу, мы становимся рабами греха, и каждый, кто считает, что он получил свободу от Господа, чтобы было вольнее грешить, превращает эту свободу в прикрытие зла.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Связь речи такая. Будьте покорны, как свободные, как рабы Божии. Не только начальников, но и всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Как свободные. Слова эти Иоанн Златоуст объясняет так: «Дабы не сказали: мы освободились от мира, стали гражданами неба; зачем опять подчиняешь нас начальникам и велишь повиноваться им? Для сего и говорит: покоряйтесь как свободные, то есть как верующие в Освободившего вас, и однако же Заповедавшего подчинение. Ибо этим вы покажете, что свободу, по которой отказываетесь от покорности, вы не употребляете для прикрытия намеренной злобы, то есть непокорности и непослушания». Можно об этом выражении как свободные сказать нечто и в другом смысле. Свободен в Господе тот, кто не подчиняется ничему безнравственному. Жить лицемерно свойственно не свободному, а тому, кто в рабстве у страстей, например, предан человекоугодию или иной какой-либо постыдной страсти. А рабы Божии должны быть далеки и чужды страстей. Посему ныне заповедует оказывать подчинение властям добродушное и искреннее, без неприязни к ним и не по принуждению, не питая в сердце злобы, не прикидываясь искренними и простыми, оказывать повиновение не наружно только, а с расположением сердечным.
...не как употребляющие свободу для прикрытия зла... Это кратко может быть выражено так: наружно представляясь простыми и искренними, как бы под прикрытием свободы, а при испытании оказываясь страшными и совсем другими, чем каковы по наружности.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии
Повинуйтесь, и пребывайте свободны.
Кто усомнился бы, довольно ли совместимы сии части учения, того спросил бы я: если есть обязанные долгом повиновения тебе, например – подчиненные по званию и должности, слуги, работники: не примечаешь ли, что из них одни повинуются только по необходимости, неохотно, принужденно, другие – добровольно, охотно, усердно, следственно – свободно? И не разумеешь ли, что повинующийся только по необходимости будет уступать сей необходимости не более, как поколику не может преодолеть ее, будет работать для тебя, как можно, менее, с малою заботою о успехе дела и о твоей пользе, и даже готов совсем пренебречь дело, как скоро не будет понуждать надзор, или угрожать наказание и лишение воздаяния; напротив того, повинующийся по свободному расположению будет трудиться для тебя полною силою, верно и без надзора, тщательно и вне страха наказания? Итак не очевидно ли, что повиновение может быть соединено с свободою, и что такое повиновение лучше повиновения не свободнаго?
Но есть трудность в том, каким способом согласить и соединить повиновение и свободу, когда их направления представляются противоположными; – свобода хочет разширять человеческую деятельность, а повиновение ограничивает ее. В сем случае дело зависит наиболее от того, как понимают свободу. Ибо едва ли есть в языках человеческих слово, которое столько было бы подвержено неправому пониманию и злоупотреблениям, как слово: свобода.
Некоторые под именем свободы хотят понимать способность и невозбранность делать все, что хочешь. Это мечта; и мечта не просто не сбыточная и нелепая, но беззаконная и пагубная.
Здесь представляется вопрос: что же есть истинная свобода, и кто может ее дать, и особенно – возвратить утратившему ее грехом? – Истинная свобода есть деятельная способность человека, не порабощеннаго греху, не тяготимаго осуждающею совестию, избирать лучшее при свете истины Божией, и приводить оное в действие при помощи благодатной силы Божией.
Иларий Арелатский, еп. (†449)
как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии
Это - прикрытие зла, если форма благочестия имеется внешне, однако оказывается, что изнутри она сопротивляется могуществу Церкви и царей, и правителей, чтобы разрушилось согласие.
Экумений (†VIв.)
как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии
Выражение как свободные Иоанн Златоуст толкует так: чтобы они не сказали, что мы-де освободились от мира, стали гражданами небесного града, а ты вновь подчиняешь нас правителям, побуждаешь повиноваться ? Потому [апостол] и говорит: Повинуйтесь, как свободные, то есть уверовав в Освободившего, Велевшего так поступать. Тогда не покажется, что, отвергая повиновение ради свободы, вы употребляете ее для прикрытия зла, задуманного вами, то есть непокорности, ослушания. Однако можно объяснить это и другим путем: свободу, угодную Господу, [вкушает] тот, кто не склоняется ни перед чем дурным.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Как свободные и проч.: изречение, служащее основанием для кратко выраженных в следующем стихе наставлений и, в частности, для наставления о повиновении предержащей власти. Это повиновение и христианская свобода отнюдь не исключаются взаимно, а напротив, понимаемая в истинном смысле свобода налагает обязанность повиновения и соприкосновенные с нею обязанности. Свобода христианская, имеющая свое основание в искуплении смертию Христовою, есть свобода духовная, а не внешняя; она состоит в свободе от рабства греху, греховному миру и диаволу, но в то же время она есть рабство Богу и Его слову и потому требует исполнения обязанностей, налагаемых словом Божиим.
Можно злоупотреблять свободою христианскою, перетолковывая и извращая понятие о ней, и в этом случае она может служить для прикрытия зла, когда всякую разнузданность можно прикрывать понятием свободы, но это будет именно злоупотреблением свободы, а не правильным употреблением ее; христиане должны избегать такого злоупотребления.
Предостерегает ли только апостол своих читателей от злоупотребления свободою, которого между ними еще не было, или направляет свою речь против обнаружившегося между некоторыми из них такового злоупотребления, решить трудно; немудрено, что новообращенные члены христианского общества, еще не вполне обнявшие всю высоту новых нравственных идей, неправильно применяли их, или некоторые из них, к обыденной жизни и отношениям и злоупотребляли свободою. Может быть так же, что имеются здесь в виду лжеучители и ими обольщенные (зачатки гностицизма), которые действительно употребляли свободу для прикрытия зла, и на них апостол указывает верующим, как на таких людей, которым не следует подражать.
Как рабы Божии: выражение, положительно определяющее существо христианской свободы, в противоположность злоупотреблению оной; истинная свобода состоит в рабстве Богу (Рим.6:16 и далее), и только раб Божий истинный – истинно свободный человек, в христианском смысле слова, хотя бы он был рабом по своему внешнему положению (1Кор.7:22). На основании и во имя этой свободы христианской, правильно понимаемой, а не злоупотребляемой, апостол кратко выражает четыре наставления о поведении христиан между язычниками, наставления относительно нравственных действий, в которых может выражаться истинная христианская свобода.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 16-17 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите
Предостерегая христиан от разнузданности под прикрытием христианской свободы (ст. 16), Апостол нравственные обязанности христиан в гражданской и общественной жизни выражает в четырех кратких правилах поведения: «всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтесь, царя чтите» (ст. 17). «Смотри, какая точность: Богу, говорит, воздавайте страх, а царю честь. Если же должно иметь страх пред Богом, могущим погубить и душу и тело (Мф 10:28), то мы не должны повиноваться царям, когда они приказывают нам что-либо безнравственное» (блаж. Феофил.).
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
Прежде всех других язычников, разного рода начальники и правители их должны были входить в соотношение с христианами и наблюдать за их жизнью; поэтому Апостол прежде всего определяет отношение христиан к ним и завещает всем им повиноваться, перед всеми ими вести себя прилично, ко всем относиться с уважением, а к высшим из них – царям с особенным почтением.
Кроме особенной для христиан необходимости в таком отношении к правителям (не дать возможности оклеветывать христиан), Апостол указывает некоторые еще и общие основания для такого отношения к правителям – во-первых, изволение Божие на сие и, во-вторых, тот высший дух жизни, которым должны руководиться христиане, как лица, совершенно удалившиеся от зла и вполне предавшиеся Богу, как рабы, посвятившие себя на всецелое служение Ему, т. е. на исполнение Его благой воли или на совершение добра, которое должно быть приятно всем начальникам, правителям и царям, назначенным по определению той же воли Божией, для поощрения делающих добро и наказания преступников. Хощеши ли не боятися власти? говорит Апостол Павел: благое твори, и имети будеши похвалу от нея (Рим.13:3-5).
Замечательно заключение Апостола: «всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите». Здесь в немногих словах определены взаимные отношения христиан, их обязанности к Богу, царю и прочим людям, и указаны самые первые обязанности, исполнение которых может вести ко всеобщему миру и спасению, а именно: любовь христианская, страх Божий, уважение к ближним и честь царю. Иисус Христос говорил: воздадите кесарева кесареви; Апостол же советует быть покорными всякому начальству или, точнее, всякому установлению, показывая тем, что христиане должны оказывать повиновение и тем властям, которые не поставляются непосредственно от Бога, и что должно исполнять все их распоряжения, кроме противных Богу (Деян.4:19).
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: В Церкви все равны, не должно быть разделения на пастырей и пасомых (Гал.3:28; Кол.3:11).
Ответ:
Апостол в указанных местах разъясняет, что внешние преимущества и отсутствие их никакого влияния не имеют на достоинство верующего, как христианина. Тут все зависит от силы веры, любви и преданности Иисусу Христу и готовности на всякие пожертвования в угоду Ему. Следовательно, могут раб и незнатный в очах Божиих стоять выше знатных и сильных.
Нет различия в Церкви Христовой касательно призвания и соделывания спасения во Христе, но во взаимных отношениях различие удерживается: «мы соработники у Бога, а вы – Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:9), – есть пастыри и пасомые (1Пет.5:1-5); верующие должны повиноваться наставникам и быть покорными им (Евр.13:17 (*)); «рабы, повинуйтесь господам своим» (Еф.6:5); «дети, повинуйтесь своим родителям» (Еф.6:1); «жены, повинуйтесь своим мужам» (1Пет.3:2); «будьте покорны всякому человеческому начальству» (1Пет.2:13-18; Рим 13:1-6).
Апостол Павел уподобляет Церковь телу и говорит, что оно, если бы было одним членом, не было бы телом: тело может быть только в разнообразии членов (1Кор.12:14-26). Так и в Церкви Христовой: каждому верующему дано Богом свое место, определено свое Дело (1Кор.12:27-28).
Не могут быть все апостолами, все пророками, все учителями, все истолкователями.. (1Кор.12:29–30).
----------------------------------------------------------------------------
* - На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: «Мы дети Божии... и будем подобны Ему» (1Ин.3:1-2), больше нам ничего не нужно.
Ответ:
Именование детьми Божиими христиане получают в самом начале христианской жизни, подлежащей развитию, и их задача достигнуть осуществления того, что выражает высокое имя путем собственных усилий в борьбе со грехом: «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» (1Ин.3:3).
Сектанты, присвоив себе имя детей Божиих, на этом и успокаиваются, не имея ввиду свое нравственное обновление. Слова апостола «очищает себя» означают, что во всякий момент жизни христианин нуждается в очищении от грехов и должен постоянно бодрствовать над сохранением себя от всякой греховной скверны. Следовательно, если христианин не будет очищать себя от греха, то хотя и было даровано ему имя чада Божьего, он лишится будущего блаженного состояния (Откр.21:27).
Христиане по смирению должны называть себя «рабами Божиими» (Лк.1:38,48,17:10; Иак.1:1; 1Пет.2:16; Рим.1:1,6:22 и др.).
Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
Ст. 13-16 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии
Так как вас обвиняют, как врагов общественного порядка, а за то, что языческому императору вы не воздаете божеских почестей, обвиняют в оскорблении Величества, то, чтобы отклонить от себя все эти клеветы, будьте покорны всякому человеческому начальству. Начальство называет человеческим в смысле его отличия от начальства церковного, а не в том смысле, что человеческое, гражданское начальство не зависит от Бога, есть дело людей, а не Бога. Несть власть, аще от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть (Рим. 13:1,2,4). Царю ли, как верховной власти, т. е. первее всего повинуйтесь царю, как носителю верховной власти. Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро. После царя должно повиноваться и всем другим властям, так как они облечены от царя особыми правами, полномочиями наказывать преступников и злодеев и поддерживать и поощрять хороших добрых граждан. Что все эти власти и сам император язычники бывают, этим не смущайтесь. Будьте покорны им для Господа, т. е. повинуйтесь им Господа ради, т. е. чтобы угодить этим Самому Господу, ибо Он заповедал воздавать кесарево кесареви и Божия Богови (Мф. 22:24). Да и такова есть воля Божия, чтобы мы делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей. Т. е. такова есть воля Божия и Господу Богу угодно, когда мы, делая добро, т. е. будучи во всем исправны но отношению к гражданской власти, этим самым заграждаем уста тех, которые, не зная истинной подкладки нашей жизни, клевещут на нас. Но христианская свобода совместима ли с подчинением языческим властям? Совершенно совместима. Христианская свобода есть свобода служения человека Богу. А служение человека Богу налагает на него беспрекословное послушание воле Божией. Она есть рабство Богу, выражаясь применительно в человеческим понятиям, гов. ап. Павел (Рим.6:16-19) Воля Божия налагает на нас нравственную обязанность повиноваться властям, хотя бы даже языческим. И уклонение от исполнения воли Божией есть уже грех. Христианская свобода есть свобода от греха, господство над ним, а посему та свобода, которая будет направлена к прикрытию зла, т. е. распущенности, разнузданности, не будет уже христианскою свободою. Посему апостол и говорит: подчиняясь власти, хотя бы и языческой, не будем проявлять свою христианскую свободу для прикрытия зла, а будем как истинно свободные, стоящие выше греха и зла, подчиняться власти, как рабы Божии, т. е. как исполняющие не свою, а волю Божию.
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания