Скрыть
Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его

Если Господь наш пожил с нами в подобии плоти греха, то не почитай Его за это простым человеком, не признавая в Нем силы Божества. Он не имел нужды давать Богу выкупа за Себя и избавлять собственную душу, потому что Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.

Гомилии на Псалмы

Нил Синайский, прп. (†430)

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его

Господь наш Иисус Христос сделался ради нас всем тем, что, кроме греха, составляет нас самих. Ибо ни малейшего «греха не сотвори» (1Пет. 2:22), сделался же всем, то есть телом, душою и умом. Посему убегай бредней манихейских.

Письма на разные темы. Трибуну Софронию

Августин Аврелий, блж. (†430)

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его

Нужно отметить то, что апостол считал достаточным для демонстрации того, что в Христе не было никакого греха, так как он утверждал: Он не сделал никакого греха, чтобы, как ты говоришь, показать: кто не сделал греха, не мог его иметь. Ведь, в самом деле, грех совершил бы также и взрослый, если бы имел его еще ребенком. Ибо потому, кроме Него, нет среди людей никого, кто не совершил бы греха с наступлением зрелого возраста, что, кроме Него, нет среди людей никого, в ком не было бы греха с самого младенчества.

Против Юлиана-пелагианина

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его

Так как человеческая плоть была усвоена Словом, она стала уже неподвластной гибели. А так как она не знает греха - ведь ее, как я говорил, воспринял и явил Своей Бог, - она уже более не страдает склонностью к наслаждениям. Единородное Слово Божие сделало это не для Себя (ведь то, что есть, существует всегда), но для нас.

Послание Сукенсию

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его

Ко кресту пригвождается [Христос] не в наказание за какие-то грехи (ибо Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его), но как уплачивающий долг нашей природы. Она ведь оказалась в долгу через преступления законов Сотворившего [ее]. Поскольку же, задолжав, не была в силах заплатить, Сам Господь премудро придумал, как долг возместить, и, взяв как бы [в качестве] некоего капитала наше тело и им премудро и праведно распорядившись, заплатил долг и [человеческую] природу освободил.

Десять глав о промысле

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии

Связь речи такая. Будьте покорны, как свободные, как рабы Божии. Не только начальников, но и всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Как свободные. Слова эти Иоанн Златоуст объясняет так: «Дабы не сказали: мы освободились от мира, стали гражданами неба; зачем опять подчиняешь нас начальникам и велишь повиноваться им? Для сего и говорит: покоряйтесь как свободные, то есть как верующие в Освободившего вас, и однако же Заповедавшего подчинение. Ибо этим вы покажете, что свободу, по которой отказываетесь от покорности, вы не употребляете для прикрытия намеренной злобы, то есть непокорности и непослушания». Можно об этом выражении как свободные сказать нечто и в другом смысле. Свободен в Господе тот, кто не подчиняется ничему безнравственному. Жить лицемерно свойственно не свободному, а тому, кто в рабстве у страстей, например, предан человекоугодию или иной какой-либо постыдной страсти. А рабы Божии должны быть далеки и чужды страстей. Посему ныне заповедует оказывать подчинение властям добродушное и искреннее, без неприязни к ним и не по принуждению, не питая в сердце злобы, не прикидываясь искренними и простыми, оказывать повиновение не наружно только, а с расположением сердечным. Не как употребляющие свободу для прикрытия зла. Это кратко может быть выражено так: наружно представляясь простыми и искренними, как бы под прикрытием свободы, а при испытании оказываясь страшными и совсем другими, чем каковы по наружности.

Ст. 16-22 Но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его

Смотри, какая точность. Богу говорит, воздавайте страх, а царю честь. Если же должно иметь страх пред Богом, могущим погубить и душу и тело (Мф. 10:28), то мы не должны повиноваться царям, когда они, приказывают нам что-либо безнравственное. Ибо страх Божий умеет побеждать и почтение к царям, а когда принуждают его к худому, то он даже и лишает их чести, по словам святого: «уничижен пред ним лукавнующий» (Пс. 14:4). Слово страх употребляется в различных значениях. Страхом называется, во-первых, страх сознательный; его апостол же называет теперь совестью; он же называется и благоговением. Страхом называется, во-вторых, страх, исполненный страсти, испытываемый при предстоящем наказании; этот страх замечается и в зверях. Страхом, в-третьих, называется страх первоначальный, который бывает у приступающих к Господу вследствие сознания, что за многие свои проступки они достойны наказания; таким страхом побуждаемая, пришла ко Господу упоминаемая в Евангелии блудница (Лк. гл. 7). Страхом еще называется страх совершенный, который всегда присущ всем святым. Ибо они боятся, чтобы у них не оказалось недостатка в чем-либо таком, что должно быть у проникнутых совершенной любовью. Апостол, убеждающий слуг повиноваться господам со всяким страхом, не устраняет той мысли, что слуги должны относиться к господам со страхом во всех помянутых значениях. Ибо первоначальный и совершенный страх, если они имеют оный, располагает их к хорошему поведению: первый побуждает их остерегаться проступков, чтобы не потерпеть за них чего-либо неприятного; другой внушает, чтобы они и не думали сделать своим господам что-либо неприятное. Итак, здесь апостол говорит о страхе по совести, то есть по сознанию долга. Он наводится бесчестными господами на слуг их даже и тогда, когда сии ни в чем не виноваты. Одобряя сей страх, апостол заповедует переносить все с терпением. Поскольку боящиеся потерпеть за грехи, совершенные на деле или от совершения которых убереглись, если что-нибудь пострадают за оные, обнаруживают в себе рабов благоразумных и склонных к исправлению. Но несравненно выше любомудрие того, кто, не сознавая сам за собой ничего худого, переносит все с благодарностью. Это великий подвиг, совершаемый немногими и низводящий особенное благоволение Божие, так как человек сей соревнует страданиям Христовым, так как и Христос страдал не за Свои Собственные грехи, ибо Он не сделал греха (Ис. 53:9), но страдал за нас и за наши грехи. За преступления народа Моего претерпел казнь, говорит пророк (Ис. 53:8). Сей похвальный страх предлагает апостол, но не менее желает, чтобы слуги водились и прочими страхами. И это видно из слов его: со всяким страхом. Впрочем, выше прочих страхов поставил страх за совесть, и самым ясным образом выразил, что только этот страх достоин хвалы; поскольку прочие страхи имеют причину для гнева господ на слуг, а этот не имеет ее.

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. 

Невинность и безгрешность Господа Иисуса, претерпевшего несмотря на то всяческие страдания, изображается в стихе 22-м почти буквально словами пророка Исаии (Ис.53:9) по переводу Семидесяти толковников; дальнейшее же изображение в стихах 23–25-м, хотя также взято из изречений того же пророка (Ис.50:6 и Ис.53:4-6), но в более свободном переложении пророческой речи и применении ее к новозаветным понятиям о страждущем Мессии. Пророк в указанных местах говорит о страданиях возлюбленного Раба, или Отрока Иеговы; апостол Петр, а равно и другие апостолы изречениями этими и подобными пользуются для изображения страданий Христовых и тем ясно показывают, что под этим страждущим Отроком Иеговы у пророка разумеется не другой кто, а именно страждущий Мессия – Господь Иисус (ср. прим. к Мф.12:18). Его совершеннейшая безгрешность особенно сильно изображена еще апостолом Павлом (Евр.7:26; 2Кор.5:21 и др.).

Он не сделал никакого греха, как и Сам Он говорил: кто обличит меня во грехе? (Ин.8:46).

Не было: точнее – не обреталось; это сильнее, чем просто – не было; в речах Его нельзя найти никакой лести, или вообще чего-либо ложного и нечистого, как бы кто ни старался найти и изыскать что-либо таковое, и, однако же, Он претерпел всяческие скорби и был осужден на страдания и смерть.

Не несправедливо замечание, что выражение – не было лести в устах Его имеет особенное приложение к рабам именно, о которых в этой главе апостол главным образом речь ведет и у которых один из главных пороков – лесть, или льстивость; точно так же и черты 23-го стиха: не злословил, не угрожал, как свидетельствуют об этом все евангельские повествования.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-25 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших

В изображении искупительного подвига Христа Спасителя, явившего в этом подвиге высочайший пример людям - терпения, великодушия и кротости, Апостол частью руководится свободным переложением пророчества Исаии о страждущем Отроке или Рабе Иеговы (Ис L:6; LIII:4, 6, 9), частью же новозаветными свидетельствами об искупительном деле Господа Иисуса Христа. Здесь может быть такое недоумение: «как Апостол Петр говорит здесь, что Господь, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал, когда мы видим, что Он называет иудеев псами глухими, фарисеев - слепыми (Мф 15:14), Иуде говорит: «лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26:24), и в иной раз: «отраднее будет Содому, нежели городу тому» (Мф 10:15). Отвечаем: Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и, когда страдал, не угрожал. Ибо, если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии… Посему слово Апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно» (блаж. Феофил.). Характерно для языка и миросозерцания Апостола Петра, что искупительную крестную смерть Спасителя он здесь (ст. 24), как и в речах своих в книге Деяний (V:30; Х, 39), называет повешением или вознесением на древо, to xulon, чем оттеняется принятие Христом на Себя, во исполнение слов пророка Моисея (Втор 21:23), лежавшего на людях проклятия греха и смерти (Гал 3:21). Цель искупительной смерти Господа Апостолом указывается с двух ее сторон: ею люди избавились от грехов и получили благодатные силы жить для правды. В ст. 25 Апостол религиозно-нравственное состояние дохристианского человечества, согласно Ис LIII, и другим библейским местам - ветхозаветным (Чис 27:17; 3Цар. 22:17; Пс 118:176; Иез 34:5, Иез 34:11) и новозаветным (Лк 15:4; Мф 9:36; Ин 10:15), изображает, как бедственное состояние духовного блуждания людей, лишенных истинного ведения и чистой нравственности. Соответственно этому, и обращение людей и христианство обозначено у Апостола, как возвращение к Пастырю и Блюстителю (to Poimena cai episcopon) душ наших (ср. Ин 10:1).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2:22-24. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (Ис.53:9); будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному; Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.

      Видя многие черты в страданиях Христа весьма поучительными для невинных страдальцев, Апостол раскрывает их с особенной подробностью и, наконец, объясняет цель сих страданий, что также может быть утешением для грешников обидимых. Чтобы показать невинность страданий Христовых, Апостол говорит о полнейшей безгрешности Иисуса Христа, как в деле, так и в слове; он говорит пророчественным словом Исаии (53:9), и потом указывает, что Иисус Христос не противился всем страданиям, предавая все на суд пославшего Его – Отца, Который не знавшего греха сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом (2Кор.5:21).
     По библейскому словоупотреблению «нести грехи» значит нести наказание за грехи (Лев.19:17); (Иез.18:19). Не без цели Апостол употребил вместо «на крест» – «на древо», чтобы указать на определение Божие, что проклят всяк висяй на древе (Втор.21:23), и следовательно на то, что мы смертью Христовою избавлены от греха (Гал.3:13), проклятия и смерти, так как раною Христовою (Ис.53:5), т. е. страданиями и смертью Его человечество исцелилось от смертельной раны греха.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible