Скрыть
Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Святые отцы

Прочие

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших

Он затрагивает евангельскую притчу, в которой благочестивый пастырь, оставив девяносто девять овец в пустыне, пошел, чтобы призреть одну, заблудившуюся. Ибо сказанное там, что, найдя ее, он возьмет ее на плечи свои с радостью (Лк 15:5), здесь святой Петр предваряет словами о том, что Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, потому, конечно, что так захотел нас искупить; что древо, на которое вознес грехи наши, Он несет на плечах. Итак, говорит он, к Пастырю [возвратитесь] и Блюстителю душ ваших.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших

Когда, по приказанию Пилата, Его бичевали, то Он на теле Своем вынес и раны от ударов.

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших

По трем причинам заблуждение возникает: вследствие мрака, беззащитности и незнания. Овцы же язычников блуждают среди идолов во мраке незнания, глупости и грехов и в одиночестве варварского племени. Поэтому говорится о Блюстителе душ, так как многие являются блюстителями тел, а не душ: те, которые желают телесных благодеяний, а не душ, то есть те, кто занимаются телесными благодеяниями, а не лечат раны душ.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

Вы
: апостол изменяет первое лицо во второе, обращаясь прямее к слугам, которым даются эти наставления со стиха 18-го; и потому вы понимать должно в общем смысле: что раною Христовою исцелились все верующие в искупительную смерть Христа.

Вы были, как овцы блуждающие: указывается опять словами пророка Исаии, из какого бедственного состояния исторгла смерть Христова верующих в искупительное значение ее. До смерти Христовой и до обращения верующих к вере во Христа как Искупителя мира неверующие представляются под образом заблуждших овец. Образ этот нередко употребляется в Ветхом Завете (Числ.27:17; 3Цар.22:17; Пс.118:176; Иез.34:5-11 и мн. др.), а равно и в Новом (Лк.15:4 и далее; Мф.9:36; Ин.10:15 и далее) и означает тяжелое состояние духовно-нравственного блуждания вдали от истинного ведения и чистой нравственности, причем эти блуждающие подвержены различным духовным бедствиям и опасностям, как подвержены разным бедствиям и опасностям овцы, блуждающие без пастыря (ср. прим. к Мф.9:36 и парал.).

Но возвратились ныне и проч.: уверовав во Христа, они возвратились из этого духовно-нравственного блуждания в ограду Церкви, где под наблюдением истинного Пастыреначальника – Христа они безопасны от всяких бедствий и опасностей (ср. Ин.10:1 и далее и прим.). – Блюстителю (επίσκοπος): наименование это прилагается к Богу у Иова Иов.20:29 по переводу Семидесяти), а здесь – ко Христу, но едва ли оно здесь заимствовано из указанного места; скорее оно заимствовано из Книги пророка Иезекииля, где Бог говорит: вот Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю (ὲπισκέψομαι) их (Иез.34:11).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 22-25 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших

В изображении искупительного подвига Христа Спасителя, явившего в этом подвиге высочайший пример людям - терпения, великодушия и кротости, Апостол частью руководится свободным переложением пророчества Исаии о страждущем Отроке или Рабе Иеговы (Ис L:6; LIII:4, 6, 9), частью же новозаветными свидетельствами об искупительном деле Господа Иисуса Христа. Здесь может быть такое недоумение: «как Апостол Петр говорит здесь, что Господь, когда Его злословили, не злословил взаимно, и когда страдал, не угрожал, когда мы видим, что Он называет иудеев псами глухими, фарисеев - слепыми (Мф 15:14), Иуде говорит: «лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф 26:24), и в иной раз: «отраднее будет Содому, нежели городу тому» (Мф 10:15). Отвечаем: Апостол не то говорит, что Господь никогда не укорял или не угрожал, но что, когда Его злословили, Он не злословил взаимно, и, когда страдал, не угрожал. Ибо, если Он иногда укорял, то не в отмщение тем, которые злословили Его, но поносил и укорял упорных в неверии… Посему слово Апостола Петра, убеждающего к незлобию примером Господа, весьма истинно» (блаж. Феофил.). Характерно для языка и миросозерцания Апостола Петра, что искупительную крестную смерть Спасителя он здесь (ст. 24), как и в речах своих в книге Деяний (V:30; Х, 39), называет повешением или вознесением на древо, to xulon, чем оттеняется принятие Христом на Себя, во исполнение слов пророка Моисея (Втор 21:23), лежавшего на людях проклятия греха и смерти (Гал 3:21). Цель искупительной смерти Господа Апостолом указывается с двух ее сторон: ею люди избавились от грехов и получили благодатные силы жить для правды. В ст. 25 Апостол религиозно-нравственное состояние дохристианского человечества, согласно Ис LIII, и другим библейским местам - ветхозаветным (Чис 27:17; 3Цар. 22:17; Пс 118:176; Иез 34:5, Иез 34:11) и новозаветным (Лк 15:4; Мф 9:36; Ин 10:15), изображает, как бедственное состояние духовного блуждания людей, лишенных истинного ведения и чистой нравственности. Соответственно этому, и обращение людей и христианство обозначено у Апостола, как возвращение к Пастырю и Блюстителю (to Poimena cai episcopon) душ наших (ср. Ин 10:1).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2:25. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (Ис.53:4-6).

      Образ невинно страждущего Мессии был изображен со всей ясностью в Евангелиях, но Апостол, для большей убедительности христиан, особенно из Евреев, как о самих страданиях, так и о благих последствиях их, говорит словами ветхозаветного Евангелиста, пророка Исаии, который с особенною живостью представлял уклонение людей от истинного пути жизни и блаженства. По его выражению, люди были заблудшими овцами, не имеющими пастыря. Но явился в мир Пастырь, и послушные овцы окружили Его. Однако вскоре пришел час Его, и Он сказал им: «все вы соблазнитесь о Мне в сию ночь; ибо написано: поражу Пастыря, и рассеются овцы стада» (Зах.13:7). Апостол Петр сказал на сие, что он никогда не соблазнится; но мы знаем, как горько оплакивал он правду слов Господних. Укрепившись потом и через особенное призвание Господа возбужденный к проповеди, он теперь призывает всех следовать за Христом, как за Пастырем, Хранителем нашим.
      В Священном Писании неверующие люди часто представляются под образом заблудших овец (Числ.27:17); (Мф.9:36); но еще чаще Иисус Христос называется Пастырем и Хранителем душ наших. Аз есмь Пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя Моя (Ин.10:14), говорит Сам Он. Будем же все неуклонно пребывать во дворе дома Божия, и да будет для всех едино стадо и един Пастырь!

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible