Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 1-е послание Петра 2:4
Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
Святые отцы
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Прочие
- Иларий Арелатский, еп. (†449)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
Августин Аврелий, блж. (†430)
Ст. 4-5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом
Итак, ГОСПОДЬ воздаст своим верным, делающим это дело столь благочестиво, столь радушно, столь благоговейно, что Он им тоже находит применение при возведении Своего строения, куда спешат они - камни живые, верой воспитанные, надеждой укрепленные, любовью сплоченные.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 4-5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом
Вот как [апостол] называет путь привлекаемых к созиданию Церкви Божией. Ведь посредством сращенности [в одно Тело] и согласия друг с другом, посредством единомыслия и единства в слове, общности ума и воли, [верные] созидаются в один дом Божий.
Фрагменты
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Ст. 4-5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом
Храм, который Он воздвиг, - это Его кафолическая Церковь, которую Он из верующих по всей земле словно из живых камней сооружает, соединяя их в единстве Своей веры и любви.
Гомилии на Евангелия
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 1-6 Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь. Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится
Итак, говорит, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие. Этими немногими словами он обнимает все множество и разнообразие зла. Ибо возрожденные к нетленной жизни не должны впадать в сети злобы и предпочитать несуществующее действительному. Ибо зло не есть сущность, но заключается в погрешности рожденной сущности. А большое различие между жизнью самоличной и тем, что только сопривходит к ней. Они, говорит, должны явиться свободными от коварства и лицемерия и зависти и всякого злословия. Ибо коварство и злословие далеки от истины и проповеданного вам учения. Коварство ищет погибели обманываемого им, лицемерие преуспевает в разности с действительностью, между тем спасительное учение, которым вы оглашены, преуспевает в противоположном. А какое место в вас зависти и злословию, - в вас, которые, связуясь неразрывным союзом братолюбия, можете не потерпеть вреда ни от кого из разлучающих вас? Что зависть и злословие служат причиной ссоры и взаимной ненависти, этого не знает разве тот, кто не знает печальной истории Каина, который через зависть разорвал братский союз, затем впал в коварство, лицемерие и убийство (Быт.4). А что завистливый нечист от злословия, в этом можно удостовериться из примера братьев Иосифа, которые весьма много наговаривали на него отцу своему (Быт.37). Посему, говорит, очистившись от всех этих зол, приступите как новорожденные младенцы (ибо таковых, сказал Господь, есть Царствие (Лк. 18:16)), и, питаясь бесхитростным учением, растите в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). Ибо вы вкусили, то есть чрез упражнение в священных заповедях евангельских вы осязательно узнали, сколь благо это учение. А чувство в деле знания сильнее всякого слова, как и испытываемое на деле приятнее всякого слова. Итак, опытно познав на себе благость Господа, и сами показывайте доброту и милость друг другу, и возложите себя на живой краеугольный камень, человеками отверженный, но Богом почтенный и избранный, и сущий и пророками предсказанный. Теснее дружитесь между собой чрез единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень - Христос. Достигнув единомыслия между собой, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные. И не думайте, что можете приносить Богу жертвы непорочные тогда, когда не храните между собой союза любви. Воздевайте, сказано, чистые руки без гнева и сомнения (1Тим. 2:8). Как же желающий соединиться с Богом чрез молитву достигнет сего, когда сам отторгает себя от своего брата чрез гнев и злые сомнения?
Иларий Арелатский, еп. (†449)
Ст. 4-5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом
На фундаменте были возведены апостол и пророки и патриархи.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
В предшествующем наставлении о духовном возрастании верующих имеется в виду нравственное совершенствование каждого отдельного члена Церкви по преимуществу; далее апостол имеет в виду говорить о совершенствовании общества христианского в его целом составе, по преимуществу, и – образ речи изменяется: вместо образа питания и возрастания является образ здания, или дома (храма), под каковым образом и раскрывается мысль о духовном устроении целого общества верующих, как единого, отдельного среди разных обществ мира.
Приступая к Нему (то есть ко Христу): или – приближаясь, вступая с Ним в особенное духовное общение; слово приступая употреблено апостолом для обозначения этого понятия общения потому, что он далее употребляет образ священства, а в Ветхом Завете совершавшие служение во храме священники называются приходящими, или приступающими, к Богу (Лев.16:1; Числ.9:13; Иез.40:46). В Новом Завете чрез Христа открыт доступ к Богу всем верующим (Евр.9:1 и далее; Евр.7:25,10:22,11:6,4:16). Хотя христианин по самому возрождению поставлен и стоит в общении со Христом, но это не только не исключает необходимости постоянного более и более полного общения с Ним, но, напротив, заключает в себе эту необходимость, почему и поставлено слово приступая, в смысле непрестающего стремления приближаться ко Христу.
Камню живому: далее апостол приводит пророчество Исаии о краеугольном камне, который Иегова – Бог положит на Сионе в основание нового здания (Ис.28:16; ср. Пс.117:22). Это пророчество Сам Христос относит к Себе, разумея под камнем Себя Самого (ср. Мф.21:42 и прим.); в этом смысле толкуют его и апостолы (ср. Рим.9:33), и сам Петр в речи своей пред синедрионом (Деян.4:11) и здесь. По смыслу этого образного изображения, общество христианское есть дом, или храм, Божий, отдельные члены этого общества, то есть каждый христианин, суть камни, из которых устрояется этот храм, Христос есть краеугольный камень, на котором держится все здание (см. прим. к Мф.21:42 и Деян.4:11). Он называется камнем живым в том же смысле, в каком Христос называет Себя хлебом живым (Ин.6:51; ср. прим. и под.), именно в том смысле, что Он имеет жизнь Сам в Себе и есть источник жизни для всего живущего и в частности для верующих в Него (Ин.1:4,5:28,6:68,14:19 и далее; Ин.4:10; Деян.2:28; ср. примеч. ко всем этим местам). Он проникает и исполняет своею жизнию и животворною силою все тело Своей Церкви, которое и возрастает Им.
Человеками отверженному, но Богом избранному: Пс.117:22. Что в псаломском изображении, а равно и в толковании его Христом (Мф.21:42) и самим апостолом Петром (Деян.4:11) сказано только о строителях здания, отвергших этот камень, как негодящийся для постройки, то здесь приложено ко всем людям, ко всему миру, греховному и омраченному, в противоположность Богу, святому и премудрому; понятие обобщено для более резкой противоположности (как у Ин. 1:10-11; см. прим.), верующие во Христа представляются как исключение из этого грешного, отвергнувшего Его мира.
Но этому ложному суждению людей о сем камне противоположно неложное суждение о нем Божие, по которому этот камень есть камень избранный (в смысле – лучший из всех) и драгоценный в очах Божиих, то есть такой, на котором только и может быть построен храм Божий без опасения разрушения его, который один только и может быть краеугольным камнем, держащим на себе прочно все здание. Христос, отвергнутый неверующим миром, есть основание Церкви, спасающей верующих от вечной погибели.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 4-5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом
Переходя от наставлений отдельным христианам к речи о совершенствовании христианского общества в целом, Апостол представляет христианское общество под образом строящегося здания, дома. И здесь мысль Апостола, естественно первее всего останавливается на краеугольном камне здания христианского общества, или Церкви - Христе Спасителе, Камне Живом (ср. Ин 6:51). Еще св. проповедники Ветхого Завета - св. пророк Исаия (Ис. 28:16) и св. псалмопевец (Пс 117:22) предвозвестили всемирное событие - положение Иеговою краеугольного камня на Сионе, верующий в который не постыдится, но неверующие строители отвергнут Его. Это пророчество толкуют о Христе Сам Спаситель (Мф 21:42), Апостол Петр в речи пред Синедрионом (Деян 4:11) и Ап. Павел (Рим 9:33). Ложному суждению неверующих людей об этом камне, отвергших Его, противостоит единственно-истинное суждение Божие о нем, как камне избранном и драгоценном (ст. 5). На этом камне все христиане должны созидаться в духовный дом или храм, в котором они образуют святое священство, ierateuma agiov.
Подобно тому как в Ветхом Завете Левитино священство нарочито было избрано Богом для предстояния Богу и принесения Ему жертв за себя и народ (Лев 16:1; Чис 9:13; Иез 40:46), хотя вместе с тем и весь народ, и отдельные его члены должны были впоследствии составить духовное священство и царство (Исх 19:5-6), так еще в большей степени - в Новом Завете существует священство для совершения таинств, учения и управления в Церкви; но рядом с ним, не упраздняя его, существует всесвященство, духовное священство всех христиан, обязанных приносить Богу духовные жертвы - молитвы и хвалы Богу, самоотвержение, дела любви и милости и другие христианские подвиги (Рим 12:1; Евр 13:15-16; 1Ин. 3:16; Флп 4:18). Апостол как бы так увещает христиан: «Теснее дружитесь между собою через единение любви, и сочленяйтесь в полноту духовного дома, нимало не заботясь о презрении со стороны людей, потому что ими отвержен и краеугольный камень - Христос. Достигнув единомыслия между собою, и устроивши из себя духовный дом, и приобретши святое священство, приносите жертвы духовные» (блаж. Феофил.).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Не всегда дети питаются молоком, но постепенно переходят и к более твердой пище; так и христиане должны постепенно переходить от силы в силу, и быть все более твердыми в вере и жизни, по образу Господа Спасителя, Который, не смотря на все злохуления врагов его, всегда неизменно тверд, как драгоценный и крепкий адамант, и потому служит несокрушимою опорою, краеугольным, важнейшим, основным камнем домостроительства нашего спасения.
Основываясь в жизни своей на сем живом камне, и христиане через возрождение во спасение должны изображать из себя живые камни, входящие в состав дома Божия, т. е. Церкви Христовой, в которой не только все должны постепенно возрастать во спасение, но еще необходимо должны быть священные лица, могущие приносить жертвы, более высокие, нежели какие приносились в Ветхом Завете, т. е. более плодотворные, которые служили бы выражением полнейшего самопожертвования Богу и были бы Ему вполне угодны. Такою жертвою может быть только вся жизнь человека, т. е. все внешние и внутренние добрые дела его, согласные с духом христианского учения и совершаемые в общении с Иисусом Христом, по вере в Его искупительную жертву.
Под образом живого камня Иисус Христос был изображен еще в пророческом видении Даниила (Дан.2:34; 44-45). Он сам относил к Себе пророчество Давида о краеугольном камне (Мф.21:42). И многие Апостолы усвояли Ему этот образ (Рим.9:33); (Деян.4:11). Иисус Христос назвал камнем Петра. Он призывает и всех верующих быть живыми камнями, сравн. (Еф.2:22); (Евр.3:6), т. е. быть твердыми в вере, возможно служить друг для друга утверждением и опорою, и таким образом содействовать возрастанию и несокрушимой твердости стояния Церкви. Особенно выразительное представление верующих под образом камней находится у Ермы, церковного писателя конца I века. «Усовершенствуйтесь нравственно и каждый отдельно, и каждый в отношении ко всем, так, чтобы все общество ваше было как бы духовным храмом, в котором обитает Бог», говорит наш отечественный толкователь (преосвящ. Михаил), заключая объяснение сего места. Другой же толкователь говорит: «христиане должны ежедневно воздевать руки свои ко Христу и приближаться к Нему в молитве, чтобы получить от Него силу и благодать ко всякому благому делу, к укреплению во всех искушениях и утешению во всех скорбях».
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Николай Зефиров, протоиерей (†1917)
Ст. 4-5 Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом
К Нему-то, Господу Иисусу Христу, и стремитесь всей душою вашею и всеми помышлениями вашими, как камню живому, т. е. имеющему жизнь в самом себе и источающему эту жизнь всем жаждущим (Ин. 1:4; 7:37). Вожди народа Еврейского не признали, отвергли Его, но Господь Бог избрал Его как самый драгоценный, незаменимый камень при создании Церкви на земле, и Он лег во главу угла, т. е. в основание всего духовного здания Церкви Божией на земле, а потому и вы, христиане, образуя собою духовный храм на земле, должны быть живыми камнями в здании Церкви Божией, так как вы, некогда мертвые, теперь, чрез веру в Иисуса Христа и общение с Ним в таинстве Тела и Крови Его, стали живыми, одухотворены и оживлены Духом Святым, пребывающим в Церкви. Будучи живыми камнями, христиане устрояют из себя храм духовный. Веществом связующим эти живые камни Церкви являются вера, надежда и любовь. Вы священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом. В ветхозаветном, рукотворенном храме, сложенном из бездушных камней, богослужение, совершали особо на то поставленные лица; они же приносили и жертвы вещественные. В новозаветном же нерукотворном храме, в смысле новозаветной Церкви, не только лица на то особо поставленные, но и все верующие, как живые, духовные камни Церкви, являются священством святым и с дерзновением, как дети к Отцу, могут приступать к небесному престолу чрез Иисуса Христа со своими духовными жертвами: мира, хвалы и благодарения; под этими же духовными жертвами, которые должен приносить Богу всякий христианин, разумеются и дела милосердия и любви.
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания