| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
| 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
| 51 | 52 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
| 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Новый Завет:Мф.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 |
| 1 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | 2 | 3 |
| 1 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| 21 | 22 |
Толкования на 1-е послание Петра 2:9
Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
Святые отцы
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
- Августин Аврелий, блж. (†430)
- Исидор Пелусиот, прп. (†440)
- Лев Великий, свт. (†461)
- Беда Достопочтенный, прп. (†735)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Николай Варжанский, мч. (†1918)
Прочие
- Климент Александрийский, пресв. (†215)
- Стефан (Яворский), митр. (†1722)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Никанор (Каменский), епископ (†1908)
- Александр Васильевич Иванов (†1911)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
- Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
Григорий Богослов, свт. (†389)
Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет
Мне казалось, что слышу, как говорит это Господь <…> что взывает Он и народу этому: проходите вратами Моими (Ис 62:10) и расширяйтесь <…> Взывает Он и ангелам-покровителям: <…> путь разровняйте людям Моим, и камни, которые на пути, разметите (Ис 62:10), чтобы не было затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении - ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в тамошнее Святая-святых, где, сколько знаю, будет конец здешнего злострадания и усилия шествующих доблестно, в числе которых находитесь и вы - званые святые (Рим 1:7), люди избранные (Тит 2:14), царственное священство.
Слово 42. Прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет
Христианство не есть что-нибудь маловажное; оно — великая тайна. Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство, что ты — «род избран, священие и язык свят». Тайна Христианства необычайна для мира сего. Видимая слава и богатство царя суть нечто земное, тленное, преходящее; а то царство и то богатство божественны, небесны, славны, никогда не преходят или никогда не прекращаются. Ибо в небесной Церкви соцарствуют с небесным Царем; и как сам Он «перворожден из мертвых» (Кол. 1:18), так и соцарствующие с Ним первородны. Но хотя таковы избранные и благоискусные пред Богом; однако же сами себя признают они весьма малыми и крайне не благоискусными, и для них стало естественным и непременным делом почитать себя низкими, или даже ничем.
Августин Аврелий, блж. (†430)
Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет
Тогда ведь один только священник помазывался, теперь же все христиане принимают помазание.
Исидор Пелусиот, прп. (†440)
Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет
В Ветхом Завете никому не позволено было священнодействовать, кроме одних иереев, но во время пасхи все некоторым образом удостаивались сана священства, ибо каждый закалал агнца. Так и в Новом и непреемственном Завете, хотя священнодействовать бескровную жертву могут те, кому дозволено приносить сию жертву, но и каждый поставляется иереем собственного своего тела: не для того, чтобы нерукоположенный присвоил себе право начальства над подчиненными, но для того, чтобы, подчинив своей власти порок, уготовал он тело свое в храм или святилище непорочности.
Лев Великий, свт. (†461)
Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет
Ведь всех во Христе возрожденных знак креста делает царями, умащивание Святого Духа посвящает в священство.
Проповеди
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет
Это свидетельство поощрения, некогда данное древнему народу Божиему через Моисея, апостол Петр ныне справедливо дает язычникам, поскольку они очевидно уверовали в Христа, словно краеугольный камень, объединивший их в том спасении, которое в Нем обрел Израиль. И называет их родом избранным - за их веру, чтобы отличить их от тех, кто, камень живой отвергая, сами сделались негодными. Царственным же священством - поскольку они соединены в теле Того, Кто есть всевышний царь и истинный первосвященник, Царство своим дарующий, как царь, и, как первосвященник, смывая их прегрешения жертвою Своею кровью.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 9-10 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Не одобрив худое поведение неверующих, сказав, что они сами стали виновны в своем неверии, апостол переходит теперь к одобрению правильно поступивших и говорит: вы, поступившие правильно, - род избранный, царственное священство. Он как бы так говорит: те по своей жестокости и упорству преткнулись о краеугольный камень, а не вошли вместе с ним в состав здания; вы же чрез свою благопокорность стали частью царственного священства, как род избранный, как народ святый. Впрочем, чтобы не расслабить их лишней похвалой и чтобы они не подумали, что стали народом святым по наследству, что удостоились такой чести потому, что происходят от Авраама и никогда не претыкались, апостол, дабы удержать их от такой мысли, прибавляет и говорит: не думайте много о роде; вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо происшедшие от него имели священство, отдельное от царства; вы народ святой и род избранный и назначены в царственное священство не ради Авраама, но ради Христа, который назван и священником по чину Мелхиседекову (Пс. 109:4), и Царем кротким, праведным и спасающим (Зах. 9:9). Итак, от Него, имевшего и то и другое (и священство, и царство), вы, возрожденные чрез святое крещение, справедливо называетесь и родом избранным и царственным священством. Это вы имеете по милости Его, призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет, посему делами света возвещайте совершенства Его и прочим людям. Это, говорит, вы имеете по Его человеколюбию. Посему к вам прилично приложить сказанное: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные (ср. Ос. 2, 23). Чтобы речь эта не показалась тяжелой, он укоризненные слова приводит из пророка Осии. Итак, возвещайте совершенства Его своею добродетелью. А как им возвещать их? Этому научает сам Господь, когда говорит: так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:6). Люди, взятые в удел (είς περιποίησιν), то есть народ взятый во владение, или в наследство. Ибо создание Божие - все, а удел Божий - одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Мы по Писанию все священники и священноначалие не нужно нам (1Пет.2:5,9).
Православный ответ: Эти слова Божии были сказаны в Ветхом Завете (Исх.19:6). Но и тогда Господь не отменял священства. Некогда бунтовщики, подобно нашим сектантам, восстали против законного священноначалия, но Господь тяжко покарал противников законного порядка: расступилась земля и пожрала их (Чис.16). В согласии с древними бунтовщиками противятся истинному священству ныне сектанты, опираясь на Исх.19:6; 1Пет.2:9. Но забывают они, что в том же послании 1Пет.5:1-5, требуется повиновение законному пастырству.
Климент Александрийский, пресв. (†215)
Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет
Так как мы поистине избранный народ избранием Бога, это более чем ясно; царским же назвал, так как мы призваны в царство и приверженцы Христа; священством же - из-за приношения, которое делается речами и учениями, привлекающими души, которые приносятся Богу.
Стефан (Яворский), митр. (†1722)
Преткновение
Любой христианин – священник и любая добродетель – жертва. Этих жертв требует от нас Бог, а не бескровной жертвы.
А что любой христианин – священник, ясно из Священного Писания. Верховный апостолам святой Петр говорит: как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5). И ниже: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1Пет.2,9).
Еще в Апокалипсисе написано: соделал нас царями и священниками Богу нашему (Откр.5,10). Еще Апокалипсис: они будут священниками Бога и Христа (Откр.20,6). Еще: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета (2Кор.3,6). А что жертвы есть добродетели, так же ясно из Священного Писания: Жертва Богу – дух сокрушенный (Пс.50,19). Там же: Тогда будешь благоволить к жертве правды (Пс.50,21). поднятие рук моих – жертва вечерняя (Пс.140,2). Приносите жертву правды и уповайте на Господа (Пс.4,6). Принеси Богу жертву хвалы (Пс.49,14). Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр.13,16). Следовательно, это есть жертвы, которые подобает приносить каждому христианину, ибо Бог требует от нас их, а не бескровной жертвы.
Исправление претыкающимся
Священство понимается двояко. Есть священство настоящее, которое есть собственно священство по существу, получаемое через хиротонию. И есть священство духовное, которое не есть собственно священство по существу, и не получается через рукоположение, но это священство образное или (как говорят) метафорическое. Так (например) некий раб может назваться царем, или господином, или победителем. Ибо, если он обладает злыми навыками, такими как ярость, зависть, ненасытность и неукротимое стремление плоти, и если господствует над своими страстями и похотями и покоряет их духу, такой, хотя и раб, хотя и в узах, может называться царем, господином, победителем, но духовно, а не собственно по имени, метафорически, а не по обычному и настоящему названию в обществе.
А что я сказал об отличии священства духовного от собственно священства, то же подобает сказать о различии жертв. Ибо есть жертва духовная, или метафорическая, и есть жертва, свойственная и настоящая. Жертва духовная есть всякая добродетель, что явно показывают приведенные выше противниками места Писания. Но жертва настоящая и свойственная в Ветхом Завете была из животных или из иного, заповеданного Богом Моисею.
В Новой же благодати настоящая и свойственная жертва есть двойная, то есть Кровная, на Кресте, и бескровная, в Евхаристии, о которой достаточно, твердо и основательно мы говорили в первой части.
Но нужно знать, что духовные жертвы не противны свойственным жертвам. Ибо как в Ветхом Завете вмещались обе, так и в Новом. Когда Давид писал псалмы и говорил о жертвах духовных: Жертва Богу – дух сокрушенный (Пс.50,19), – и ниже: Принеси Богу жертву хвалы (Пс.49,14), – и прочее, не было ли в то время жертв свойственных, приносимых из животных? Поистине, были. Так и в нашем Новом законе при жертвах духовных в любом случае подобает быть, и жертвам свойственным, и при этих хорошо быть и тем. Ибо эти жертвы друг друга не исключают, но, наоборот, друг друга украшают и одна другой много помогает.
Приведем здесь во свидетельство Вселенского учителя Златоустого. Он является поборником обеих жертв. О жертве по существу, бескровной мы видели его свидетельства здесь в первой части, и его Литургию о бескровной жертве мы имеем, как недвижимую стену. А как вещает о духовных жертвах золотое почерпало избранного сосуда (Иоанн Златоуст – Примеч.). Не мог удержать трости (пера для письма – Примеч.), чтобы не написать здесь пресладкие и весьма душеполезные его слова. На Второе послание к Коринфянам, главу 2 в нравоучении 5 он говорит так: «Можем (сказал) трезвиться в молитвах, если помыслим, с Кем беседуем. Если помыслим, что приносим жертву и держим в руках и нож, и огонь, и дрова, если раскроем небесные двери помыслом, если перенесемся туда и, взяв духовный нож, водрузим в гортань жертвы и принесем в жертву Ему трезвение и прольем Ему слезы, ибо такова есть кровь этой жертвы, таковым закланием обагряется тот жертвенник. И никакому из человеческих помыслов да не позволишь тогда владеть твоей душой. Помысли, что и Авраам, принося жертву, не оставил там присутствовать ни жену, ни раба, ни кого-либо иного. Нет, и ты впредь да не оставишь в себе рабских и несвободных страстей. Но взойди один на гору, куда взошел он и куда не позволено взойти никому иному. И если попытаются взойти с тобою некоторые из таковых помыслов, повели им со властью: останьтесь вы здесь… а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся (Быт.22,5), – и осла, и отроков оставив внизу, и все что бессловесно и несмысленно. Что же словесно (духовно – Примеч.), взяв, взойди, как он (Авраам – Примеч.), Исаака. И созижди жертвенник, как и он, как ничего не имея человеческого, но будучи вне естества, так, как и он, если бы не был вне естества, не заклал бы сына. И ничего тебя пусть не беспокоит тогда, но будь выше самих Небес. Постенай горько, принеси в жертву исповедание (говори ты (сказано) (беззакѡнїѧ твоѧ́), чтоб оправдаться (Ис.43,26)), принеси в жертву сокрушение сердца. Эти жертвы не в пепел обращаются, не дымом расходятся, и не требуют ни дров, ни огня, но одного умиленного помысла. Вот огонь, вот дрова, жгущие их и не испепеляющие. Ибо кто молится с теплотой – горит и не сгорает, но, как золото, очищаемое огнем, светлеет». Досюда Златоуст.
Видите ли вы, противники, поборника духовных жертв, Златоуста?
Но и в другом месте он вещает о духовных жертвах обычным златословием на Послание к Евреям, главу 6, в нравоучении 11: «Таковые (сказал) приносим жертвы, которые могут приноситься на тот жертвенник. Больше не овец и волов, больше не кровь и тук, все это прекратилось, и вместо этого введена словесная служба. Что же такое словесная служба? Которая приносится душой, которая приносится духом (Бог есть дух, (сказано), и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин.4:24)), поскольку не требуют ни тела, ни орудий, ни мест. Это кротость, целомудрие, милостыня, незлобие, долготерпение, смиренномудрие. Эти жертвы можно увидеть прообразуемые и в Ветхом Завете: Приносите, – сказал Давид, – жертву правды (Пс.4,6). И еще: Тебе принесу жертву хвалы (Пс.115,8), Жертва хвалы прославит Меня (Пс.49,23). И: Жертва Богу – дух сокрушенный (Пс.50,19). И: чего требует от тебя Господь… (послушати Е҆го) слушайте жезл и Того, Кто поставил его (Мих.6,8-9). Всесожжений и (жертв) о грехе Ты не потребовал. Тогда Я сказал: Вот Я иду… Исполнить волю Твою, Боже мой (Пс.39,7-9). И еще: Для чего Мне ладан, который идет из Савы (Иер.6,20). И другой (пророк – Примеч.): Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать (Ам.5:23). Но вместо этого: милости хочу, а не жертвы (Ос.6,6). Видишь ли, какими жертвами благоугождается Бог? Видишь ли, (жертвы – Примеч.) которые были сначала и прекратились, а иные введены вместо них иные? Поэтому их принесем. Те (жертвы – Примеч.) – от изобилия имеющих богатства, а эти – добродетели; те – внешние, эти – внутренние; те может приносить и обыкновенный человек, а эти – немногие. Насколько человек лучше овцы, настолько же эта жертва лучше той, ибо здесь ты душу твою приносишь на заклание. Есть и иные заклания – воистину всесожжения – тела святых мучеников, у них святы и душа, и тело, они имеют великое благоухание. Можешь и ты, если захочешь, принести такую жертву. Как если не (можешь – Примеч.) огнем сжечь тело? Но можешь сжечь другим огнем, то есть огнем вольной нищеты, огнем скорби. Ибо если можешь жить в пресыщении и богатстве, но избираешь притрудное и горькое житие и умерщвляешь тело, не есть ли это всесожжение? Умертви и распни свое тело и примешь и ты венец этого мученичества. Ибо что там делает меч, то здесь пусть совершает усердие. Да не горит (в тебе – Примеч.) и не обладает (тобою – Примеч.) стремление к богатству, но пусть сгорит и погаснет это безумное вожделение огнем Духа и пусть отсечется мечом Духа. Эта добрая жертва не требует священника, но самого, ее приносящего. Добрая жертва, совершается внизу (на земле – Примеч.), но сразу принимается вверху (на Небе – Примеч.). Не удивляемся ли, что в древности сошел огонь и истребил все (3Цар.18,38 – Примеч.)? Может и ныне сойти огонь, многочуднее того и истребить все предложенное, но скорее не истребить, а вознести на небо. Ибо он не в пепел превращает, а приносит дары Богу. Таковы были приношения Корнилия: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом (Деян.10:4)».
Но достаточно об этом. То, что черпается из этого златоточного источника, еще более возбуждает жажду. Но это здесь написано и ради пользы, и для того, чтобы ясно было противникам, что мы не отвергаем духовных жертв, но вместе с ними имеем потребность в настоящей или свойственной жертве, то есть бескровной, приносимой на Литургиях в таинстве Евхаристии, ибо этому нас учит не только Златоуст, но и прочие святые отцы.
Если же мы рассмотрим места из Писания, приведенные противниками вначале, то увидим, что они не противоречат нашему догмату, но наоборот – содействуют. Ибо когда апостол Петр говорил: устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы (1Пет.2,5), – ясно называет духовные жертвы, ради различия духовных жертв от свойственных и настоящих. А что говорит: вы – род избранный, царственное священство, народ святой (1Пет.2,9), – то подобные этим словам находятся в книге Исход, в главе 19, которые Моисей в древности говорил евреям, и их же апостол Петр употребил к христианам. Но в Ветхом Завете не все были собственно и по существу священниками, но только от рода и наследия Аарона, однако все были священниками духовно. Следовательно, это же подобает понимать и о людях Нового Завета.
К тому же Апокалипсис и святой Петр соединяют священство и царствование. Ибо в Апокалипсисе говорится: соделал нас царями и священниками (Откр.5,10). А святой Петр говорит: царственное священство (1Пет.2,9). Поэтому, как не все являются царями собственно и по-настоящему, разве только духовно, образно и метафорически, так не все являются священниками собственно и по-настоящему, разве только духовно, образно и метафорически.
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
В противоположность тому, что бывает с неверующими по их собственной вине и по Божьему суду, апостол в сильных чертах указывает славное значение и предназначение христиан, для которых избранный камень (Христос) есть драгоценность (ст. 4, 7). Черты заимствованы из ветхозаветных наименований народа еврейского и приложены к христианам, так как в сих последних окончательно пришло в исполнение и совершение то, что предначинательно означали эти имена в приложении к народу еврейскому, и в приложении к христианам их значение настолько выше, насколько исполнение, или совершение, выше приготовления и предначинания.
Род избранный: так называется в Ветхом Завете народ еврейский, как избранный из всех народов земли для особенных, высших целей – спасения чрез него всех народов (Ис.43:20; ср. Втор.7:6 и далее; Ис.44:1-2, 45:4 и др.). И христиане, хотя призваны из разных народов, составляют как бы один род, имеющий одного Отца (родоначальника) Небесного, порожденный от одного духовного семени неистленного (1Пет.1:3-23; 1Ин.5:1), и род избранный, отделенный духовно от всего человечества, неверующего в истинного Бога и Сына Его – Искупителя мира, и предназначенный к блаженству и приведению к блаженству чрез него и всех тех из среды языческого мира, кто предопределен и предназначен к блаженству.
Царственное священство: так Сам Бог наименовал народ Свой избранный при заключении с ним завета при Синае (Исх.19:6: вы будете у Меня царством священников). Сила выражения здесь – в слове священство (ср. прим. к ст. 5) как в приложении к ветхозаветному народу, так и к новозаветному: вы будете иметь свободный доступ к престолу Божию (как священники), приносить пред ним жертвы, молиться и благословлять. Но так как вы стоите в особенном духовном общении жизни с Тем, Кто есть Царь всего мира и Бог Отец предопределил вас быть подобными образу Сына Своего (Рим.8:29), Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога (1Пет.3:22), разделяя с Ним и по человечеству Своему царство над миром, то эта царственная власть должна отражаться и в вас, в вашем священстве, которое, таким образом, есть царственное священство (ср. Апок.1:6,5:10). И теперь со Христом вы царственно побеждаете врагов спасения – диавола, мир и плоть, а со временем это царственное господство обнаружится еще яснее и блистательнее, и таким образом что в ветхозаветном народе являлось только предначинательно, то в христианах должно прийти в полное осуществление и совершение (ср. Ис. 61:6; Пс.148:14).
Народ святой: и это – также название ветхозаветного народа, данное ему Богом (Исх.19:6; Втор.7:6). Как Израиль между языческими народами один был посвящен Богу, и в этом смысле был святой народ или долженствовавший быть святым, так еще в высшем смысле христиане суть или должны быть святым народом среди грешного мира: они очищены кровию Христовою и освящены Духом Святым (1Пет.1:2).
Люди, взятые в удел: так называет Бог народ еврейский, как народ, избранный Им из всех народов мира для особенных, высших целей (Исх.19:5; Втор.7:6; ср. Ис.43:21; Мал.3:17; Тит.&2:14). Как искупленные кровию Сына Божия, христиане еще в высшем, чем евреи, смысле суть люди, взятые Богом в удел, или особенную собственность Его, как свои Богу, присные Ему.– «Ибо создание Божие – все, а удел Божий одни только те, которые удостоились этого за добродетель» (Феофилакт).
Дабы возвещать и проч.: цель этого особенного избрания Богом христиан в удел Себе состоит в том, чтобы они возвещали совершенства Его.
Возвещать – значит обнаруживать вовне то, что сокрыто внутри, делать известным всем.
Совершенства Призвавшего (то есть Бога Отца, ср. 1Пет.5:10) суть такие свойства Божии, которые проявились особенно в деле призвания людей в Царство Христово, то есть в особенности любовь Божия к человеку, по которой Он благоволил послать в мир Сына Своего, Его премудрость и всемогущество, нашедшие средства и устранившие всякие препятствия к восстановлению падшего человека, а равно и прочие совершенства Божии, явленные в деле искупления рода человеческого. Возвещать эти совершенства значит то же, что прославлять Бога, каковое прославление совершается верующими и словом, и делами, не только пред верующими же, но и пред всем миром, для возбуждения и других к прославлению (ср. Мф.5:16).
Бог именуется здесь призвавшим христиан из тьмы в чудный свет Свой: призвание это есть осуществление во времени предвечного избрания и предведения Божия (ср. 1Пет.1:1-2) в отношении к предопределенным ко спасению; оно совершается обыкновенно при посредстве евангельской проповеди, силою и действием на сердце Святого Духа, возбуждающего и возращающего веру во Евангелие или во Христа Иисуса, проповедуемого во Евангелии. Это призвание ко Христу представляется здесь под образом призвания из тьмы во свет (ср. прим. к Мф.4:16; Ин.1:4-5); тьма и свет суть выражения не собственные, а образные здесь; тьма, или царство тьмы, есть то печальное состояние, в котором находились и находятся все люди вне Христова Царства или Церкви, как в отношении к богопознанию и богопочтению, так и в отношении к умственному и нравственному состоянию; это – царство сатаны, царство мрака и всяческого зла и растления. В таком состоянии было до Христа и есть вне Христа особенно язычество; но так как этот образ прилагается и к иудеям (Пс.&106:10; Ис.9:2; Мф.4:16; Ин.1:5), то значит эта тьма простиралась и на иудеев, хотя не в такой степени, ибо у них был светоч – откровение Божие чрез закон и пророков. Этой тьме противопоставляется чудный свет Божии. Будучи Сам по существу Своему светом, Бог изъемлет верующих во Христа из этого царства религиозно-нравственной тьмы и поставляет во свет Свой, в общение с Собою, как светом, причем разум верующего просвещается истиною богопознания, воля освящается, совесть умиротворяется, весь человек просвещается. Этот свет называется чудным и по своему началу, и по существу, и по действиям, так как он грешников, отчужденных от Бога, делает праведниками, сынами Божиими. Образ взят в этом сопоставлении, может быть, от перехода из ночной тьмы во свет дня.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 9-10 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы
В противоположность печальной участи неверующих и отверженных, Апостол светлыми и сильными чертами рисует высокое призвание и назначение людей верующих, для которых Христос есть истинно краеугольный и драгоценный камень. Черты эти заимствованы Апостолом из Ветхого Завета, частью из закона Моисеева, Исх. 19:5-6; Втор. 7:6, частью из пророков Ос. 1:6, 8; 2:23 -24, употребляя о христианах выражения: «род избранный», «царственное священство» (ср. Откр. 1:6; 5:10), «народ святой», «люди, взятые в удел» - все эти почетные наименования ветхозаветного Израиля имеют высший смысл в приложении к христианам, искупленным кровью Сына Божия. Так возвеличенные и облагодатствованные, христиане имеют высокое предназначение и цель жизни - возвещать совершенства Призвавшего - Бога. «Этому научает Сам Господь, когда говорит: «так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:6). Ибо создание Божие - все, а удел Божий - одни только те, которое удостоились этого за свою добродетель» (блаж. Феофил.). Противоположность прежнего и нового состояния призванных в ст. 10 обозначена изречением пророка Осии (приводимым не буквально): вы - «некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы» (Ос. 2:23), «чтобы речь эта не показалась тяжелою, он укоризненные слова приводит из пророка Осии» (блаж. Феофил.).
Никанор (Каменский), епископ (†1908)
В противоположность тому, что бывает с неверующими, Апостол выставляет великое значение христиан, усвояя им то, что в Ветхом Завете принадлежало избранному от Бога роду Авраама и всему Еврейскому народу. Из четырех великих свойств, усвояемых здесь христианам, особенно важно их царское священие. Авраам и ближайшие его преемники сами совершали все священные жертвоприношения и другие священные богослужебные действия, и таким образом сами были священниками, т. е. совершителями всех священных действий, в различной мере оказывавших благотворное, духовно-царственное влияние на всех окружающих их лиц.
По установлении многочисленного священства, во времена Моисея право совершения жертвоприношений принадлежало только посвященным на это лицам: первосвященникам и священникам; но взятые в сравнении с другими народами, не знавшими истинной веры и правого служения Богу, все Евреи были царственным и священническим народом (Исх.19:5-6). Христианам же, через принесение жертвы Христовой, дана возможность совершать еще более высокое и приятное служение Богу; поэтому христиане еще более священники – избранные цари и священники, чем были Евреи, так как им принадлежит более широкое назначение свидетельствовать среди всех людей о благодати Божией, явленной в избавлении от греха и призвании к повечернему свету, который есть Свет в откровение языков.
Духовно-царственное достоинство и священно-религиозное назначение христиан среди других народов утверждается и Богословом Иоанном (Ин.4:23-24); (Откр.1:6; 5:10). Но должно твердо помнить, что здесь говорится о духовном царственно-священном значении в мире всех христиан, в их совокупности, а не о царстве и священстве, как особых дарах, коих удостаиваются разные лица, поставляемые на разные служения среди общества христианского, как в Ветхом Завете поставлялись для Евреев цари и священники. О царях и пастырях, как отдельных лицах, Апостол говорит далее (1Петр.2:13; 5:14).
Жертвы, которые могут и должны приносить Богу все христиане, как цари и священники, это добрые дела, молитва, самоотвержение и вообще святость, срвн. (Лк.9:23); (Евр.13:15); (Флп.4:18). Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех, говорил Иисус Христос. Так и поступали многие святые, обращая ко Господу язычников и Иудеев, поражавшихся их жизнью и убеждавшихся через нее в том, что только Бог может дать человеку силу и способность к полному освящению. Делаясь святыми, христиане царственно побеждают не только мир, но и плоть свою, и даже диавола.
В последние же времена, в жизни будущей, царственное господство христиан будет подобно славе Сына Человеческого, сравн. (Рим.8:29). Если люди, составлявшие удел Господень в Ветхом Завете (Евреи) (Ис.43:21) должны были быть святы (Втор.7:6), то тем более должны быть таковыми все вошедшие в удел Его (Тит.2:14) в Новом Завете, живущие при полном чудном свете жизни, открытой Иисусом Христом (Мф.4:16); (Ин.1:4-5). Со временем же их царственное господство обнаружится и явственнее, подобно тому, как открылась слава Сына Человеческого, Которому по вознесении все предано Отцем Его (Мф.11:27). Чтобы быть достойными этой славы, христиане должны открывать и возвещать всем о том божественном слове, которым они приводятся к этому чудному свету божественной славы, в особенности же тем, кто пребывает во мраке суеверий и заблуждений, препятствующих им видеть истинный свет, просвещающий всех, грядущих к нему.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Александр Васильевич Иванов (†1911)
Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.
Все эти наименования Ветхазаветного Израиля имеют высший смысл в приложении к христианам, искупленным кровию Сына Божия. Так возвеличенные, христиане имеют высокое предназначение и цель жизни: стремиться к совершенству Божию (Мф.5:6,48) и возвещать совершенства Призвавшого. «Ибо создание Божие – все, а удел Божий – одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель» (блаженный Феофилакт).
Чрез Моисея Бог объявляет Израилю, что если он будет слушать гласа Господня и сохранять завет Его, то будет народом избранным из всех народов, царским священством и языком святых (Исх.19:5,6). Это было как бы царство священников, так как самое священство есть посвящение Богу, а здесь избирался и посвящался Богу целый народ, получивший от Бога особенные дары, освящённый Богом. В таком именно, или ещё в высшем и полнейшем смысле, это освящение и священство, как царственное достоинство, принадлежит верующим во Христа, потому что Он Сам есть Царь и Священник. Это есть люди, обновлённые Духом, или (как точнее в русском переводе), люди, взятые в удел, в достояние Богу (Пс.134:4). И если высшее назначение человека и преимущество его быть образом Божиим на земле, проявлять в своей жизни и действиях чудные совершенства Творца своего, то тем более высшее преимущество и назначение избранного народа – христиан – возвещать в своём призвании и в своей жизни, сообразной с требованиями Евангелия, совершенства Бога, призвавшего их из тьмы неведения и нечестия в чудный свет Боговедения и добродетельной жизни.
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
О священстве.
Говоря о святом священстве, апостол разумеет священство не отдельных христиан, а Церкви, дома Божия, в которых есть разные сосуды: 2Тим.2:20, в котором не все апостолы и учители: 1Кор.12:29. Церковь священствует, но не потому, что все члены её суть священники. Подобно тому, как тело наше видит, но не потому, чтобы каждый член его был глазом; ср. 1Кор.12:17. Кто хочет принимать участие в её духовных приношениях, достигай этого чрез единство с нею, хотя может быть не как строитель таинств: 1Кор.4:11, но только как причастник их.
Краткий толкователь мест Священного Писания
О составе Церкви.
Здесь апостол Петр, очевидно, называет всех верующих во Христа священством вовсе не в том смысле, в каком эти названия принадлежат пастырям Церкви Христовой, но в том именно, что верующие и освященные в таинствах Церкви имеют дерзновение священнодействовать пред Богом каждый за себя духовно, принося в жертву молитву, прошения, благодарения, дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно и прочие добродетели: Рим.12:1; 2Кор.6:4. А что не все могут быть в Церкви вообще царями, иереями, пастырями, учителями, о сем свидетельствуется: 1Кор.12:28-29; Еф.4:11-14.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Мы отделились от православной Церкви, в коей есть грешники, по слову апостола (2Кор.6:17).
Ответ:
В 2Кор.6:14-16 апостол сравнивает христианство и язычество: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными», т.е. не впрягайтесь в одно ярмо, в пару с неверными (язычниками – 1Кор.6:6), не подражайте их обычаям и нравам, не принимайте участия в идоложертвенных трапезах, «ибо какое общение праведности с беззаконием?» Что может быть общего между христианством, ведущим человека к праведности, и язычеством, приводящим к развращению, к беззаконию.
«Что общего у света со тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром?»
Верующие озарены светом Христова учения, ходят во свете (1Ин.1:7); язычники пребывают во тьме греха и неведения истины евангельской (Деян.26:18; 1Петр.2:9 и др.).
«Или какое соучастие верного с неверным?» Верующие сподобятся блаженства, неверующие лишены этой надежды.
«Какая совместность храма Божия с идолами?» Христианин, получив в таинстве миропомазания дары Святого Духа, соделывается, по обетованию (Лев.26:1-2), храмом Божиим (1Кор.3:18,6:19), и подражание его языческому нечестию будет равносильно внесению «идолов» в храм Божий.(*)
Богообщение (2Кор.6:16) обещано христианам под условием, если они (2Кор.6:17) «не будут прикасаться к нечистому», т.е. будут удаляться от всякой греховной скверны, от страстей и пороков ( 2Кор.7:1).
Где же сектанты усмотрели для себя в указанном ими тексте основания к отделению от православной апостольской Церкви? Спорящим между собою коринфских христианам апостол с любовью писал: «умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10).
-----------------------------------------------------------------------------------------------
* - Лебедев В. Посл. святых апостолов Книж. 3. 1906 г., стр. 204–205.
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: мы все священники (1Пет.2:5-9), и священноначалие православной Церкви не нужно нам
Ответ: Апостол в переносном смысле назвал верующих «священством святым», – «царственным священством», подобно тому, как и в Откровении Иоанна Богослова (Откр.1:6,5:9-10) христиане названы «священниками» и «царями» (так как должны господствовать над грехом – Рим.6:12).
Словами «священство святое» апостол обозначает высокое назначение христиан приносить Богу духовные жертвы: молитвы, дела любви и милосердия (Евр.13:15-16; Фил.4:18; Пс.49:14,50:18; Рим.12:1; 2Тим.4:6). Наименование христиан «священством святым» не упраздняет богопоставленного священноначалия, о котором тот же апостол ясно говорит в послании (1Пет.5:1-5). Народ еврейский тоже был назван «царственным священством», – «народом святым» (Исх.23:22), и однако Бог поставил Аарона и сыновей его священниками на служение при скинии (Исх.28) и им сказал: «вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти» (Чис.18:7; Чис.16).
Православная Церковь и сектанты
Сектанты говорят: Мы положительно утверждаем, что младенцы, ни наши без крещения, ни, вообще, чьи бы то ни было с крещением, в Церковь Христову за взрослыми без покаяния и личной веры никогда не попадали и вовеки не попадут».(1)
Ответ:
Наконец, сектанты сознались, что их некрещеные младенцы «не в Церкви Христовой и вовеки в нее не попадут». Где же их младенцы? Если не в Церкви Христовой, то значит – не у Христа – Главы Церкви (Еф.1:22-23), а (скажем словами Священного Писания) «у князя мира» (Ин.14:30; Еф.2:2), «во власти сатаны» (Деян.26:18; Кол.1:13; 1Пет.2:9; отлученный от Церкви коринфянский кровосмесник предан сатане – 1Кор.5:5; 1Тим.1:20).
Сектанты отвергают спасительность крещения и Церкви, их не страшит участь некрещеных младенцев, потому что и сами попали «в сети диавола, который уловил их в свою волю» (2Тим.2:26).
Мы, православные, имеем великое утешение, зная, что Бог через Святое Крещение Христово Духом Святым избавляет младенцев от власти сатаны и вводит их в Царство возлюбленного Сына Своего, т.е. Церковь православную – Христову, а через нее и в Царство Небесное (Ин.3:5).
------------------------------------------------------
(1) - Баптист за 1912 г., № 2-й, стр. 17.
Николай Зефиров, протоиерей (†XXв.)
Ст. 9-10 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы
(Ос. 2:23). Но вы, обращается апостол к своим читателям, чрез веру в Иисуса Христа являетесь родом избранным, т. е. людьми избранными из среды других, выделенными; вы, чрез веру в Иисуса Христа, превосходя своими духовными жертвами ветхозаветное священство, являетесь царственным священством, народом принадлежащим Богу, отсюда народом святым, людьми, взятыми в удел Божий, т. е. составляющими собственность Божию, и все это для того, чтобы вы возвещали людям вас окружающим словом и делом и всем строем вашей жизни совершенства Призвавшего вас в чудный свой свет.
Все выражения этого стиха „род избран, царское священие, язык свят“, заимствованы апостолом Петром из кн. Исx. 19:5,6; и сказаны некогда Господом народу израильскому: если вы будете слушать гласа моего, то будете народом избранным из всех народов, царским священством и языком святым. В этом же смысле, но только в высшей степени „это освящение и священство, как царственное достоинство, принадлежат верующим во Христа, потому что Он Сам есть царь и священник. Христиане суть люди обновленные Духом, люди взятые в удел, в достояние Богу. И если высшее назначение человека и преимущество его быть образом Божиим на земле, проявлять в своей жизни и действиях чудные совершенства Творца своего, то тем более высшее преимущество и назначение избранного народа, христиан, возвещать в своем призвании и в своей жизни, сообразно с требованиями Евангелия, совершенства Бога, призвавшего их из тьмы неведения и нечестия в чудный свет Боговедения и добродетельной жизни“ (Рук. к изуч. свящ. кн. нов. зав. Иванова).
Некогда не народ, т. е. по своей жизни недостойные даже названия людей, теперь, через веру в Иисуса Христа, вы стали не только людьми, а из среды людей выделены в народ Божий; некогда непомилованные, т. е. недостойные милости Божией, недостойные за свою жизнь помилования и прощения, ныне прощены и помилованы.
Общедоступное объяснение апостольских посланий. Т. 1. Соборные послания