Скрыть
Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

Святые отцы

Прочие

Григорий Богослов, свт. (†389)

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Мне казалось, что слышу, как говорит это Господь <…> что взывает Он и народу этому: проходите вратами Моими (Ис 62:10) и расширяйтесь <…> Взывает Он и ангелам-покровителям: <…> путь разровняйте людям Моим, и камни, которые на пути, разметите (Ис 62:10), чтобы не было затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении - ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в тамошнее Святая-святых, где, сколько знаю, будет конец здешнего злострадания и усилия шествующих доблестно, в числе которых находитесь и вы - званые святые (Рим 1:7), люди избранные (Тит 2:14), царственное священство.

Слово 42. Прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пяти­деся­ти епископов

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Христианство не есть что-нибудь маловажное; оно — великая тайна. Познай же свое благородство, а именно, что призван ты в царское достоинство, что ты — «род избран, священие и язык свят». Тайна Христианства необычайна для мира сего. Видимая слава и богатство царя суть нечто земное, тленное, преходящее; а то царство и то богатство божественны, небесны, славны, никогда не преходят или никогда не прекращаются. Ибо в небесной Церкви соцарствуют с небесным Царем; и как сам Он «перворожден из мертвых» (Кол. 1:18), так и соцарствующие с Ним первородны. Но хотя таковы избранные и благоискусные пред Богом; однако же сами себя признают они весьма малыми и крайне не благоискусными, и для них стало естественным и непременным делом почитать себя низкими, или даже ничем.

Собрание рукописей типа II. Беседа 27

Августин Аврелий, блж. (†430)

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Тогда ведь один только священник помазывался, теперь же все христиане принимают помазание.

Проповеди

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

В Ветхом Завете никому не позволено было священнодействовать, кроме одних иереев, но во время пасхи все некоторым образом удостаивались сана священства, ибо каждый закалал агнца. Так и в Новом и непреемственном Завете, хотя священнодействовать бескровную жертву могут те, кому дозволено приносить сию жертву, но и каждый поставляется иереем собственного своего тела: не для того, чтобы нерукоположенный присвоил себе право начальства над подчиненными, но для того, чтобы, подчинив своей власти порок, уготовал он тело свое в храм или святилище непорочности.

Письма

Лев Великий, свт. (†461)

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Ведь всех во Христе возрожденных знак креста делает царями, умащивание Святого Духа посвящает в священство.

Проповеди

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Это свидетельство поощрения, некогда данное древнему народу Божиему через Моисея, апостол Петр ныне справедливо дает язычникам, поскольку они очевидно уверовали в Христа, словно краеугольный камень, объединивший их в том спасении, которое в Нем обрел Израиль. И называет их родом избранным - за их веру, чтобы отличить их от тех, кто, камень живой отвергая, сами сделались негодными. Царственным же священством - поскольку они соединены в теле Того, Кто есть всевышний царь и истинный первосвященник, Царство своим дарующий, как царь, и, как первосвященник, смывая их прегрешения жертвою Своею кровью.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 9-10 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы

Не одобрив худое поведение неверующих, сказав, что они сами стали виновны в своем неверии, апостол переходит теперь к одобрению правильно поступивших и говорит: вы, поступившие правильно, - род избранный, царственное священство. Он как бы так говорит: те по своей жестокости и упорству преткнулись о краеугольный камень, а не вошли вместе с ним в состав здания; вы же чрез свою благопокорность стали частью царственного священства, как род избранный, как народ святый. Впрочем, чтобы не расслабить их лишней похвалой и чтобы они не подумали, что стали народом святым по наследству, что удостоились такой чести потому, что происходят от Авраама и никогда не претыкались, апостол, дабы удержать их от такой мысли, прибавляет и говорит: не думайте много о роде; вы избраны в царственное священство не ради Авраама, ибо происшедшие от него имели священство, отдельное от царства; вы народ святой и род избранный и назначены в царственное священство не ради Авраама, но ради Христа, который назван и священником по чину Мелхиседекову (Пс. 109:4), и Царем кротким, праведным и спасающим (Зах. 9:9). Итак, от Него, имевшего и то и другое (и священство, и царство), вы, возрожденные чрез святое крещение, справедливо называетесь и родом избранным и царственным священством. Это вы имеете по милости Его, призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет, посему делами света возвещайте совершенства Его и прочим людям. Это, говорит, вы имеете по Его человеколюбию. Посему к вам прилично приложить сказанное: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные (ср. Ос. 2, 23). Чтобы речь эта не показалась тяжелой, он укоризненные слова приводит из пророка Осии. Итак, возвещайте совершенства Его своею добродетелью. А как им возвещать их? Этому научает сам Господь, когда говорит: так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:6). Люди, взятые в удел (είς περιποίησιν), то есть народ взятый во владение, или в наследство. Ибо создание Божие - все, а удел Божий - одни только те, которые удостоились этого за свою добродетель.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Мы по Писанию все священники и священноначалие не нужно нам (1Пет.2:5,9).

Православный ответ: Эти слова Божии были сказаны в Ветхом Завете (Исх.19:6). Но и тогда Господь не отменял священства. Некогда бунтовщики, подобно нашим сектантам, восстали против законного священноначалия, но Господь тяжко покарал противников законного порядка: расступилась земля и пожрала их (Чис.16). В согласии с древними бунтовщиками противятся истинному священству ныне сектанты, опираясь на Исх.19:6; 1Пет.2:9. Но забывают они, что в том же послании 1Пет.5:1-5, требуется повиновение законному пастырству.

Оружие правды

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет

Так как мы поистине избранный народ избранием Бога, это более чем ясно; царским же назвал, так как мы призваны в царство и приверженцы Христа; священством же - из-за приношения, которое делается речами и учениями, привлекающими души, которые приносятся Богу.

Заметки на Кафолические послания

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

В противоположность тому, что бывает с неверующими по их собственной вине и по Божьему суду, апостол в сильных чертах указывает славное значение и предназначение христиан, для которых избранный камень (Христос) есть драгоценность (ст. 4, 7). Черты заимствованы из ветхозаветных наименований народа еврейского и приложены к христианам, так как в сих последних окончательно пришло в исполнение и совершение то, что предначинательно означали эти имена в приложении к народу еврейскому, и в приложении к христианам их значение настолько выше, насколько исполнение, или совершение, выше приготовления и предначинания.

Род избранный: так называется в Ветхом Завете народ еврейский, как избранный из всех народов земли для особенных, высших целей – спасения чрез него всех народов (Ис.43:20; ср. Втор.7:6 и далее; Ис.44:1-2, 45:4 и др.). И христиане, хотя призваны из разных народов, составляют как бы один род, имеющий одного Отца (родоначальника) Небесного, порожденный от одного духовного семени неистленного (1Пет.1:3-23; 1Ин.5:1), и род избранный, отделенный духовно от всего человечества, неверующего в истинного Бога и Сына Его – Искупителя мира, и предназначенный к блаженству и приведению к блаженству чрез него и всех тех из среды языческого мира, кто предопределен и предназначен к блаженству.

Царственное священство: так Сам Бог наименовал народ Свой избранный при заключении с ним завета при Синае (Исх.19:6: вы будете у Меня царством священников). Сила выражения здесь – в слове священство (ср. прим. к ст. 5) как в приложении к ветхозаветному народу, так и к новозаветному: вы будете иметь свободный доступ к престолу Божию (как священники), приносить пред ним жертвы, молиться и благословлять. Но так как вы стоите в особенном духовном общении жизни с Тем, Кто есть Царь всего мира и Бог Отец предопределил вас быть подобными образу Сына Своего (Рим.8:29), Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога (1Пет.3:22), разделяя с Ним и по человечеству Своему царство над миром, то эта царственная власть должна отражаться и в вас, в вашем священстве, которое, таким образом, есть царственное священство (ср. Апок.1:6,5:10). И теперь со Христом вы царственно побеждаете врагов спасения – диавола, мир и плоть, а со временем это царственное господство обнаружится еще яснее и блистательнее, и таким образом что в ветхозаветном народе являлось только предначинательно, то в христианах должно прийти в полное осуществление и совершение (ср. Ис. 61:6; Пс.148:14).

Народ святой: и это – также название ветхозаветного народа, данное ему Богом (Исх.19:6; Втор.7:6). Как Израиль между языческими народами один был посвящен Богу, и в этом смысле был святой народ или долженствовавший быть святым, так еще в высшем смысле христиане суть или должны быть святым народом среди грешного мира: они очищены кровию Христовою и освящены Духом Святым (1Пет.1:2).

Люди, взятые в удел: так называет Бог народ еврейский, как народ, избранный Им из всех народов мира для особенных, высших целей (Исх.19:5; Втор.7:6; ср. Ис.43:21; Мал.3:17; Тит.&2:14). Как искупленные кровию Сына Божия, христиане еще в высшем, чем евреи, смысле суть люди, взятые Богом в удел, или особенную собственность Его, как свои Богу, присные Ему.– «Ибо создание Божие – все, а удел Божий одни только те, которые удостоились этого за добродетель» (Феофилакт).

Дабы возвещать и проч.: цель этого особенного избрания Богом христиан в удел Себе состоит в том, чтобы они возвещали совершенства Его.

Возвещать – значит обнаруживать вовне то, что сокрыто внутри, делать известным всем.

Совершенства Призвавшего (то есть Бога Отца, ср. 1Пет.5:10) суть такие свойства Божии, которые проявились особенно в деле призвания людей в Царство Христово, то есть в особенности любовь Божия к человеку, по которой Он благоволил послать в мир Сына Своего, Его премудрость и всемогущество, нашедшие средства и устранившие всякие препятствия к восстановлению падшего человека, а равно и прочие совершенства Божии, явленные в деле искупления рода человеческого. Возвещать эти совершенства значит то же, что прославлять Бога, каковое прославление совершается верующими и словом, и делами, не только пред верующими же, но и пред всем миром, для возбуждения и других к прославлению (ср. Мф.5:16).

Бог именуется здесь призвавшим христиан из тьмы в чудный свет Свой: призвание это есть осуществление во времени предвечного избрания и предведения Божия (ср. 1Пет.1:1-2) в отношении к предопределенным ко спасению; оно совершается обыкновенно при посредстве евангельской проповеди, силою и действием на сердце Святого Духа, возбуждающего и возращающего веру во Евангелие или во Христа Иисуса, проповедуемого во Евангелии. Это призвание ко Христу представляется здесь под образом призвания из тьмы во свет (ср. прим. к Мф.4:16; Ин.1:4-5); тьма и свет суть выражения не собственные, а образные здесь; тьма, или царство тьмы, есть то печальное состояние, в котором находились и находятся все люди вне Христова Царства или Церкви, как в отношении к богопознанию и богопочтению, так и в отношении к умственному и нравственному состоянию; это – царство сатаны, царство мрака и всяческого зла и растления. В таком состоянии было до Христа и есть вне Христа особенно язычество; но так как этот образ прилагается и к иудеям (Пс.&106:10; Ис.9:2; Мф.4:16; Ин.1:5), то значит эта тьма простиралась и на иудеев, хотя не в такой степени, ибо у них был светоч – откровение Божие чрез закон и пророков. Этой тьме противопоставляется чудный свет Божии. Будучи Сам по существу Своему светом, Бог изъемлет верующих во Христа из этого царства религиозно-нравственной тьмы и поставляет во свет Свой, в общение с Собою, как светом, причем разум верующего просвещается истиною богопознания, воля освящается, совесть умиротворяется, весь человек просвещается. Этот свет называется чудным и по своему началу, и по существу, и по действиям, так как он грешников, отчужденных от Бога, делает праведниками, сынами Божиими. Образ взят в этом сопоставлении, может быть, от перехода из ночной тьмы во свет дня.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы

В противоположность печальной участи неверующих и отверженных, Апостол светлыми и сильными чертами рисует высокое призвание и назначение людей верующих, для которых Христос есть истинно краеугольный и драгоценный камень. Черты эти заимствованы Апостолом из Ветхого Завета, частью из закона Моисеева, Исх. 19:5-6; Втор. 7:6, частью из пророков Ос. 1:6, 8; 2:23 -24, употребляя о христианах выражения: «род избранный», «царственное священство» (ср. Откр. 1:6; 5:10), «народ святой», «люди, взятые в удел» - все эти почетные наименования ветхозаветного Израиля имеют высший смысл в приложении к христианам, искупленным кровью Сына Божия. Так возвеличенные и облагодатствованные, христиане имеют высокое предназначение и цель жизни - возвещать совершенства Призвавшего - Бога. «Этому научает Сам Господь, когда говорит: «так пусть светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:6). Ибо создание Божие - все, а удел Божий - одни только те, которое удостоились этого за свою добродетель» (блаж. Феофил.). Противоположность прежнего и нового состояния призванных в ст. 10 обозначена изречением пророка Осии (приводимым не буквально): вы - «некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы» (Ос. 2:23), «чтобы речь эта не показалась тяжелою, он укоризненные слова приводит из пророка Осии» (блаж. Феофил.).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

2:9. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет.
 

       В противоположность тому, что бывает с неверующими, Апостол выставляет великое значение христиан, усвояя им то, что в Ветхом Завете принадлежало избранному от Бога роду Авраама и всему Еврейскому народу. Из четырех великих свойств, усвояемых здесь христианам, особенно важно их царское священие. Авраам и ближайшие его преемники сами совершали все священные жертвоприношения и другие священные богослужебные действия, и таким образом сами были священниками, т. е. совершителями всех священных действий, в различной мере оказывавших благотворное, духовно-царственное влияние на всех окружающих их лиц.
       По установлении многочисленного священства, во времена Моисея право совершения жертвоприношений принадлежало только посвященным на это лицам: первосвященникам и священникам; но взятые в сравнении с другими народами, не знавшими истинной веры и правого служения Богу, все Евреи были царственным и священническим народом (Исх.19:5-6). Христианам же, через принесение жертвы Христовой, дана возможность совершать еще более высокое и приятное служение Богу; поэтому христиане еще более священники – избранные цари и священники, чем были Евреи, так как им принадлежит более широкое назначение свидетельствовать среди всех людей о благодати Божией, явленной в избавлении от греха и призвании к повечернему свету, который есть Свет в откровение языков. 
      Духовно-царственное достоинство и священно-религиозное назначение христиан среди других народов утверждается и Богословом Иоанном (Ин.4:23-24); (Откр.1:6; 5:10). Но должно твердо помнить, что здесь говорится о духовном царственно-священном значении в мире всех христиан, в их совокупности, а не о царстве и священстве, как особых дарах, коих удостаиваются разные лица, поставляемые на разные служения среди общества христианского, как в Ветхом Завете поставлялись для Евреев цари и священники. О царях и пастырях, как отдельных лицах, Апостол говорит далее (1Петр.2:13; 5:14).

      Жертвы, которые могут и должны приносить Богу все христиане, как цари и священники, это добрые дела, молитва, самоотвержение и вообще святость, срвн. (Лк.9:23); (Евр.13:15); (Флп.4:18). Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех, говорил Иисус Христос. Так и поступали многие святые, обращая ко Господу язычников и Иудеев, поражавшихся их жизнью и убеждавшихся через нее в том, что только Бог может дать человеку силу и способность к полному освящению. Делаясь святыми, христиане царственно побеждают не только мир, но и плоть свою, и даже диавола.
      В последние же времена, в жизни будущей, царственное господство христиан будет подобно славе Сына Человеческого, сравн. (Рим.8:29). Если люди, составлявшие удел Господень в Ветхом Завете (Евреи) (Ис.43:21) должны были быть святы (Втор.7:6), то тем более должны быть таковыми все вошедшие в удел Его (Тит.2:14) в Новом Завете, живущие при полном чудном свете жизни, открытой Иисусом Христом (Мф.4:16); (Ин.1:4-5). Со временем же их царственное господство обнаружится и явственнее, подобно тому, как открылась слава Сына Человеческого, Которому по вознесении все предано Отцем Его (Мф.11:27). Чтобы быть достойными этой славы, христиане должны открывать и возвещать всем о том божественном слове, которым они приводятся к этому чудному свету божественной славы, в особенности же тем, кто пребывает во мраке суеверий и заблуждений, препятствующих им видеть истинный свет, просвещающий всех, грядущих к нему.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible