Скрыть
Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь

Никто не может причинить вред никому, кто сам себе вред не причиняет. [Апостол] показывает, что ничуть не могут причинить вред испытания, исходящие от язычников, тем, кто живет согласно добродетели. Напротив, [такие испытания] доставляют блаженства тем, кто переносит их с благодарностью.

Фрагменты

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь

Не только, говорит он, вам нисколько не вредит тот, кто причиняет зло, хотя вы делаете добро; но даже когда за добро, которое он проклинает, вас преследует враг, он для вас служит причиной великого блаженства, поскольку испытывает силу вашего терпения, согласно этим евангельским словам: блаженны изгнанные за правду (Мф 5:10).

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 12-15 Потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду; то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших

Из приведенных им слов пророка делает заключение. Там сказано: очи Господни на праведных, а лице Господне против делающих зло. Апостол прибавляет к сему: если будете так жить, то к вам Бог будет благосклонен и милостив. А при таком положении, кто вам нанесет зло? Ибо все в руке Его, жизнь и смерть (Прем. 16, 13). Но как некоторые почитали злом страдания за веру, то апостол Петр, для исправления такого мнения, говорит: не почитайте этого злом, напротив, почитайте это залогом блаженства. Ибо страх от людей не стоит никакого внимания, но однодневен. Ибо если очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но против делающих зло лице Господне, угрожающее злым погибелью, то, если бы это было зло, Податель благ, без сомнения, за любовь нашу к Нему не воздал бы злом. Ибо зло Он наводит на злых: скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое. (Рим. 2, 9). Посему скорби за благочестие не суть зло. Вместе с Исаией (8, 13) заповедует святить Господа в сердцах, то есть не превозноситься видимыми делами, но в тайной клети сердца совершать освящение Господа, которое состоит в удалении от скверн, то есть от злых нравов языческих. Так Его святите. А святится Он чрез ваше доброе поведение, когда прочие люди прославляют Его, как и Сам Богочеловек повелевает: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф. 5, 16).

Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением

См. Толкование на 1Пет. 3:16

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
 

Но если и страдаете за правду и проч.: если же угодно будет Богу (ст. 17), чтобы вы страдали и в том случае, когда вы ревнители доброго, и, следовательно, страдали не по вине, а невинно, за правду, которая есть отличительное качество всякого истинного ревнителя о добром, то вы блаженны. Это очевидно почти буквальное повторение изречения Господа о блаженстве страждущих правды ради (Мф.5:10; см. прим.). Слово правда принимается здесь вообще как добродетель, как благочестие, в смысле блаженны страждущие за добродетель, следовательно – страждущие невинно (ср. ст. 17).

А страха их не бойтесь (ср. ст. 6): то есть страха от тех, кто причиняет вам невинно страдания. Страдания вообще страшны для слабой и немощной природы человека, и сами причиняющие страдания имеют в виду устрашить ими тех, кому их причиняют; страждущим за правду, и следовательно невинно, нечего страшиться такого страха и смущаться от него, самое сознание своей невинности должно отгонять от них такой страх, как неуместный при надежде на обетованное Самим Христом блаженство за правду страждущим. Изречение это, равно как и дальнейшее об освящении Господа Бога в сердцах, заимствовано буквально из Книги пророка Исаии (Ис.8:12-13), что могло иметь особый вес в глазах читателей христиан из евреев, как и выше заимствованные из книги Псалмов слова (Пс.33:10-12).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 13-17 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе. Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые

Апостол высказывает возвышенный взгляд на добродетель, имеющую столь самобытное достоинство, что никакое внешнее зло не в силах нанести существенного ущерба добродетельному (ст. 12; ср. Рим 8:33), напротив, возвышает ее оправдывающую силу (ст. 14; Мф 5:10). При этом увещание христианам не бояться угроз преследующих, равно как и увещание ревновать о прославлении Господа в душах верующих Апостол выражает, по своему обыкновению, словами Ветхого Завета, именно: пророка Исаии (Ис. 8:12-13). С внутренним освящением Бога в сердцах христиан должно соединяться и внешнее исповедание его пред людьми, готовность верующих дать отчет в своем уповании всякому вопрошающему. «Апостол повелевает верному человеку всегда быть готову к отчету о вере, чтобы, когда бы ни стали спрашивать нас о вере, мы всегда могли легко отвечать, и делать это с кротостью, как и все вообще, как бы в присутствии Самого Бога… Нужно заметить, что настоящие слова Апостола не противоречат изречению Господа. Когда Господь говорит, чтобы мы, когда поведут нас к начальникам и властям, не заботились о том, что нам отвечать (Лк 21:14), а Петр заповедует теперь готовиться к ответу, то - Господь говорит о свидетельстве, а Апостол Петр - об учении» (блаж. Феофил.). Упование, по Апостолу, образует самую суть истинной духовной христианской жизни, и ответ или отчет об этом уповании, основанном на вере, должен быть «с кротостью и благоговением», из благоговейного почтения пред Божественной истиной и без тени высокомерия. Здесь - на все времена урок всем исповедникам, защитникам и миссионерам христианской веры! В ст. 17 повторяется и обосновывается мысль стиха 14-го о том, что лучше страдать за добрые дела, чем за злые (ср. II:20).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3:13-15. И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

     Между людьми делающие добро по большей части пользуются уважением, поэтому неестественно, чтобы делающим добро отплачивали злом. Однако, сколь ни неестественно это, все же христиан преследовали часто несправедливо, «правды ради», поэтому Апостол советует на этот случай «Бога святить в сердцах своих», т. е., признавая Его, как своего Господа, любя Его всем сердцем и преклоняясь пред Ним, иметь Его постоянно перед очами своими во время всяких угроз и притеснений и тем устроять в сердцах своих святыню Господу Богу, и через это настолько быть твердыми в вере и надежде на славу Владыки своего, чтобы дать всякому требующему отчетливый ответ на все, о чем могут спросить, например, на суде дать ответ с приличным смирением и в то же время с полным убеждением, так чтобы слушающий проникся благоговением к Богу и прославил Его. Так и поступали многие мученики-христиане, обращавшие многих к вере Христовой своим богобоязненным исповеданием веры и надежды на Господа Спасителя.
      Христианскому сердцу должны быть одинаково чужды как страх пред людьми, так и равнодушие к ним.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible