Скрыть
которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,

Святые отцы

Прочие

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

[Апостол] объясняет здесь ту антитезу, о которой некоторые, обращающие на нее внимание, говорят: если было полезно вочеловечение, почему [Христос] не вочеловечился гораздо ранее? Ведь Он находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал? Чтобы освободить тех, которые должны были уверовать, Он пришел к ним, находящимся на земле, во время воплощения, и они в совершенстве познали Его, явившегося в преисподней, и постигли это явление. Придя душою, Он проповедовал находящимся в аду, будучи видим среди душ как душа. Привратники ада, узрев Его, устрашились, медные двери были сокрушены, и железные засовы разбиты. Единородный возвещал страждущим душам как власть имеющий в соответствии со словом домостроительства, говоря: Вы, что в узах, выходите! Вы, что во тьме, прозрейте! Таким образом, Он и в аду проповедовал, чтобы освободить тех, которые должны были уверовать, как если [бы] Он пришел к ним, воплотившись во время их жизни. Ибо они и в аду в совершенстве познали Его.

Касающееся нас домостроительство по большей части превосходит природу и предание, и потому как всем на земле Христос возвещал через пришествие плотью и уверовавшие получили пользу, так и через сошествие в ад Он освободил от уз смерти уверовавших и познавших Его. Ибо души живших в идолопоклонстве и беззаконной разнузданности, словно ослепшие из-за плотских страстей, были неспособны узреть сияние богоявления, дабы верно познать Того, Кто [пришел] для освобождения всех.

Фрагменты

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

Быв умерщвлен по плоти, то есть как человек; но ожив духом, как Бог. Под словом Духом разумеют Бога, а под плотью - человека. О первом свидетельствует евангелист, когда повествует, что Христос, истинная Премудрость, беседуя с самарянкой, сказал: Бог есть дух (Ин. 4, 24), а о втором свидетельствует все Священное Писание. Отсюда ясно, что Христос сугуб (двоичен) не Лицем, но естеством. Которым поставлено вместо почему. Ибо сказав, что Он умер за нас, неправедных, апостол говорит затем, что Он проповедовал и содержимым во аде. Дойдя до сего, апостол должен был еще объяснить, как смерть Христова полезна была для прежде усопших, и решить вопрос: если вочеловечение Господа было для спасения всех, то какое спасение получили прежде умершие?« Он сразу разрешает то и другое и говорит, что смерть Христова произвела то и другое вместе, надежду воскресения чрез Его воскресение и спасение усопших прежде. Ибо те, которые хорошо провели время своей жизни, и тогда получили спасение чрез сошествие Господа во ад, как думает святой Григорий. Он говорит: «Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих». Ибо от произволения каждого зависело (как требовала разумность) не оставаться бесчувственным к богатому дару Творца, но представить самого себя достойным благости Подателя.

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Климент Александрийский, пресв. (†215)

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

Лица же Его не видели, однако звук голоса слышали.

Заметки на Кафолические послания

Аврелий Пруденций (†413)

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

Чтоб спасенья дар не минул тех, кто в преисподней скрыт, В самый Тартар Он вступает сквозь крушимые врата - Прочь запоры, петли с корнем вырваны из косяков. Для входящих отверзаясь, двери выход стерегли, Ныне ж убраны препоны, возвращает мертвых ад, И от черного порога душам путь вовне открыт.

Гимны на всякий день

Аммоний Александрийский (†Vв.)

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал

Спросил меня ученый Кесарий, все ли души освободил от уз Иисус, Слово Божие, сойдя во ад? Я ответил: да. Далее он сказал: и Иуда был освобожден? Да, я сказал, разумеется. Ибо когда Вседержитель присутствует, невозможно для тирана и его слуги, я имею в виду смерть, более удерживать пленников. Итак, что же, говорит, сотворил Господь? Возвестил как на земле, так и всем тем, кто в аду, о том пути, который ведет в жизнь вечную, чтобы веровали в Отца и в Него, вочеловечившегося и умершего за нас и сошедшего в ад, и во Святого Духа; и уверовавших Он вывел вместе с Собой [из ада], не уверовавших же Он оставил внизу опять в прежнем их состоянии.

А Иуде, возвестил ли Он и дал ли ему возможность в покаянии последовать Ему? Я ответил, что так не думаю, ведь излишним было проповедовать знающему [истину], ведь если собирающиеся креститься сразу оглашаются относительно таинств, то и Иуда не только был научен таинству и принял его, но и проповедовал его другим и удостоился принять божественную благодать, так что изгонял бесов и совершал исцеления. Позднее же по своему свободному выбору он, отвернувшись, потерпел крушение. Ведь он не был отвергнут Христом, как ты мне говоришь, ведь не постыдился и после того, как Иисус умыл ему ноги вместе с одиннадцатью, от обличения отвратиться и остался верен своей цели. И не говори мне, что он невольно совершил зло, ведь этого [мнения] не придерживается никто из христиан, как, пожалуй, и ни один благочестивый человек. Ведь и сам Иуда ни на кого не возложил вину за свое преступление, кроме себя самого.

Фрагмент

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,

Находящимся в темнице духам
, то есть душам прежде умерших людей, находившимся в темнице. Греческое слово, переведенное словом темница, означает собственно – место стрегомое, охраняемое стражею, а потом уже, в переносном смысле, означает и темницу, как такое место, которое особенно стерегут. Этим названием означается ад или шеол – место, где находились, по верованию евреев, все души людей, умерших до пришествия Спасителя; это место – в преисподней, то есть под землею, или внутри земли. Впрочем, ясного и точного понятия о шеоле Писание не дает; но несомненно то, что им означается не состояние только умерших людей, но именно место их пребывания, на что и в рассматриваемом месте несомненно указывает слово – сошедши, по сопоставлению его с словами дальнейшими – восшедши на небо (ст. 22). Как небо есть место особенного присутствия Божия, где пребывает и Христос в Своем прославленном теле, и Ангелы, и святые, ограниченные местом и временем личные существа, так и ад, называемый здесь темницею, есть особенное место, где находятся души умерших, также ограниченные местом и временем.

Проповедал: что, или о чем? Слово проповедовать, по словоупотреблению новозаветному, означает обыкновенно проповедь евангельскую, причем иногда присовокупляется к нему и самое слово – Евангелие (Мф.4:23,9:35; Мк.1:14,16:15), иногда же употребляется в сем значении и без этого слова (Мф.11:1; Мк.1:38). Следовательно, содержанием проповеди Христовой находящимся во аде было благовествование об искуплении явившимся на земле Сыном Божиим всего рода человеческого, о Его победе над смертию и адом, об открытии Его Царства и, как о средствах ко вступлению в него, – о покаянии и вере во Христа – Искупителя всего мира. Это было, таким образом, призвание всех умерших до Христа и находившихся в шеоле душ ко вступлению в Царство Христово, причем покаявшиеся и веровавшие, без сомнения, освобождены были из места их заключения и введены в открывшийся воскресением Христовым рай – место блаженства праведников (ср. 1Пет.4:6). По церковному верованию, эта проповедь Самого Христа во аде предварена была проповедью там о Христе Иоанна, Предтечи и Крестителя Христова (тропарь Предтече).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. 

О немже и сущым в темнице духовом сошед проповеда, противльшымся иногда, егда ожидаше Божие долготерпение, во дни ноевы, делаему ковчегу, в немже мало, сиречь осмь душ, спасошася от воды.


Сущим в темнице духовом сошед проповеда, противлшимся иногда, – во дни Ноевы. Здесь показуется безмерная благость Христа, Который восхотел, пострадавши за грехи наши, праведник за неправедники, привести к Богу не только нас, живущих (1Пет.3:18), но и мертвых, даже и в темнице ада заключенных, даже и тех, которые во дни Ноя пренебрегли долготерпением Божиим, не воспользовались им для своего спасения. На сем основывается и теперь надежда наша, что Господь, по молитвам Церкви, даст вкусить благость Его тем, которые умерли и заключены во аде, которые во время земной жизни не воспользовались долготерпением Божиим, находясь под властью греха и заблуждения. Как тогда, пред восстанием из гроба, Христос проповедал, благовествовал (1Пет.4:6) пленникам ада, так и теперь может Он оживить благою вестью о помиловании всякую душу умерших, алчущую Его спасения.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-20 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды

Обосновывая только что высказанную мысль о невинных страданиях христианина (ст. 14-17), Апостол теперь (ст. 18) говорит, что Сам Христос пострадал невинно; при этом Апостол, «чтобы показать могущество Страдавшего, прибавил: однажды» (блаж. Феофил.), а неизмеримо высшее, всемирно историческое искупительное значение страданий Христа Спасителя Апостол показал «праведник за неправедных»; цель же и спасительное следствие страданий Христа в том, что Он, как Истинный Первосвященник, привел нас к Богу, т.е. открыл грешному человечеству доступ к Богу, подобно тому, как ветхозаветное священство имело долг и власть быть посредником в примирении народа, оскверненного грехом, с Богом.

Со второй половины ст. 18 Апостол излагает догматическое христианское учение о сошествии Христа по смерти и до воскресения в ад для проповеди дохристианскому человечеству. Состояние Христа Спасителя по смерти, у Апостола означенное выражением «умерщвлен быв плотью, ожив же духом», точно передано в известном пасхальном церковном песнопении «во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог…» Страдательная форма глагола Zωοποιηθεις - собств. «будучи оживотворен» - стоит у Апостола в соответствии с обычным его словоупотреблением: спасительные действия Иисуса Христа в деле домостроительства Ап. Петр обычно представляет, как действия Бога Отца: «Бог воскресил Христа» (Деян 2:24; 3:15); «Христос был вознесен десницею Божиею» (Деян 2:33). По ст. 19 Христос в оживленном или оживотворенном своем духе - но еще до воскресения Своего из мертвых сходил в подземную темницу (φυλαχή), т. е. шеол, или ад (ср. Еф 4:9-10) с целью проповеди Евангелия (ср. Мф 4:23) находившимся там духам. Содержанием этой проповеди могло быть только благовествование о совершившемся искуплении и его спасительных плодах, с призывами всех духов к покаянию и вере, Еф 4:6. По верованию Православной Церкви, проповедь Христа в аду была предварена проповедью о Нем там Предтечи и Крестителя Христова (Тропарь Предтечи). В ст. 20 из всех, кому проповедовал в аду Христос покаяние и спасение, ради примера названы нечестивые современники Ноя, в свое время противившиеся или непокорные долготерпению Божию, ожидавшему их раскаяния и нарочито звавшему их к нему через Ноя, через его проповедь и самим делом построения ковчега (Быт 6:3 след). Если на столь великих грешников простерлась спасительная проповедь Господа Иисуса Христа, то, без сомнения, проповедь Его коснулась всех вообще грешников и праведников (ср. Пс 15:10), живших до Ноя и после Ноя, до пришествия Христа. Современники же Ноя в ст. 20 названы именно для примера и, вероятно, по связи с дальнейшим течением речи Апостола (ст. 20б-21а), где он в образе Ноя с семьею, спасшихся от потопа, показывает спасение христиан через крещение; притом вообще в Новом Завете времена Ноя неоднократно представляются типическими в отношении к последующим христианским временам (Мф XXIV:37 сл. ; 2Пет. 2:5; III:6-7; Евр 11:7 и др.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3:18-20. Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.

      Приводя в пример единократное страдание Иисуса Христа, Апостол раскрывает обстоятельства и цель страданий и смерти Иисуса Христа, а именно: Он пострадал невинно, за грехи людские; умерши телесно, Он духом был жив, сходил во ад (Деян.2:27-31) и возвестил там о Себе всем, начиная с ожесточенных грешников, не послушавших Господа во дни потопа. Учение о схождении Иисуса Христа во ад возвещается в известной церковной песне: «Во гробе плотски, во аде же с душею»... Умерши телом, Иисус Христос душою не только не умирал, но и был оживотворен ею к новой жизни, носящей сверхъестественный характер. Некоторые толкователи выражали недоумение относительно того, почему возвещалось о спасении не послушавшим Господа во дни Ноя, так как по смерти невозможно покаяние. Но должно помнить, во-первых, что некоторые из непокаявшихся во время строения ковчега покаялись во время самого потопа; во-вторых, что Иисус Христос возвестил о Себе всем находящимся во аде: одним в утешение и радость, а другим в наказание и страх (4:6). А почему из числа всех выделены Апостолом погибшие во дни Ноя, это видно из дальнейших слов его о потопе.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О молитве за умерших.

Лк.16:24-26. «Великую пропасть» для прощения грехов готовят себе хулители на Духа Святого: Мф.12:31; Церковь молится не за таких умерших хульников, а за скончавшихся с верою и покаянием, но не успевших принести плоды достойного покаяния: Рим.14:8, Вар.3:4-5; Иер.16:6-7; Сир.7:36; Тов.4:17; 2Мак.12:43-45; Стало быть, «пропасть» не безусловная; переход через нее был (1Пет.3:19;4:6) и возможен (Откр.1:18). «Хотящие» сами не могут перейти из ада в рай, но властию Иисуса Христа могут (Еф.4:8-9).

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О воскресении мертвых.

Ин.5:25-27. Вот ясное доказательство того, что у Бога все живы: Лк.20:38; и что искупительная жертва Спасителя послужит на пользу всех, в вере и надежде скончавшихся: 1Пет.3:18-20;4:6.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible