Скрыть
но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

Святые отцы

Прочие

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом

У каждого из нас есть два человека: один - телесный, а другой - душевный. Так явный человек [Адама] наслаждался в явном раю, а сокровенный сердца человек вкушал в невидимом умном раю святых ангелов.

Духовные слова и послания

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом

Но позже, когда я читал послание апостола Петра, то обратил внимание, что любой мудрый человек также и богат, и он [Петр] не делает исключения для какого-либо пола. Итак, в отношении обоих: умный человек является богатым, ибо не ищет для себя использования никаких богатств. Также Петр красиво назвал его человеком сердца, потому что весь человек мудрости является сокровенным, как и сама мудрость, которая не видна, но познается. Никто до Петра не пользовался таким выражением, чтобы сказать - человек сердца.

Послания

Августин Аврелий, блж. (†430)

Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом

Ведь Бог не дал бы богатства внешнему человеку и не оставил бы в бедности внутреннего: Он дал сокровенному богатства сокровенные и украсил сокровенного сокровенным же образом.

Проповеди

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом

Поскольку ваш внешний человек подвержен тлению и вы лишены красоты целомудрия, которое в собственном смысле присуще лишь девственницам, подражайте нетленности духа путем длительного воздержания и то, что не можете соблюдать телесно, соблюдайте духовно. Ибо Христос желает этих богатств и этих украшений от вашего супружества.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом

Ибо вся слава дочери Царя внутри, одежды ее убраны золотом, испещренные (Пс. 44, 14). То есть сокровенное наше расположение и внешнее положение должны в точности соответствовать одно другому. Убранство золотом означает собой внешнюю деятельность. Называет же одежды убранными золотом и испещренными потому, что и обнаруживаемое изнутри является не как случится, но честно и важно.

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Климент Александрийский, пресв. (†215)

Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого, духа, что драгоценно пред Богом

Украшением жен должно быть не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом.

Педагог

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

Сокровенный сердца человек
: это – то же, что апостол Павел называет внутренним человеком в противоположность внешнему (Рим.7:22; 2Кор.4:16; Еф.3:16). Этот внутренний, или сокровенный, человек есть то духовное настроение сердца, которое производится действием Духа Божия, духовный образ мыслей, чувствований и желаний, согласный с духом христианским и отличающий христианина от язычника во всем внутреннем строе жизни чистотою, духовностию, святостию. Это украшение, или красота, должна быть принадлежностию всех христиан, и женщин, и мужчин.

Применение этого общего идеала собственно к женщинам апостол указывает в чертах, обозначенных словами: в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. У мужчин могут быть другие качества возвышенные, в которых может выражаться этот внутренний, или сокровенный сердца, человек; у женщин кротость и молчаливость духа составляют высшую нетленную красоту их сокровенного человека.

Нетленной: противоположность тем тленным, суетным и скоропреходящим украшениям, о которых выше говорил апостол (ст. 3), как недостойным женщины христианки.

Красоте: черты, в которых апостол изображает сокровенного человека, составляют не украшение только, а настоящую, действительную, истинную красоту, которой нельзя заменить никаким украшением.

Кроткого: противоположность гневливости, жесткости, своеволию, гордости и тому подобному (ср. прим. к Мф.5:5,&11:29).

Молчаливого: спокойного, тихого, без страстных возбуждений и порывов. Оба эти качества – кротость и молчаливость – имеют особенно тесное отношение к покорности жен мужьям.

Духа: разумеется не Дух Божий, но дух человеческий, так настроенный и направляемый Духом Божиим.

Такое настроение духа, драгоценно пред Богом: то внешнее суетное украшение имеет цену только в глазах людей, и то не всех; это же драгоценно пред судом Божественной правды и милости и, как драгоценное, приносит обладающей им Божие благословение и награду. Конечно, и более благоразумные из людей всегда отдают преимущество и предпочтение этой внутренней духовной красоте женщины пред всякими внешними украшениями. Когда и в ком полно осуществляется этот кратко начертанный апостолом идеал женской красоты, то он способен поражать собою даже легкомысленных, даже не христиан. Вероятно, пораженный подобною красотою женщин христианок известный языческий ритор Ливаний воскликнул: «О, что за жен имеют христиане!» И внешнюю некрасивость эти качества преобразуют в красоту.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-4 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом

Честнее и ближе святый Апостол изображает нравственный облик женщины-христианки, с одной стороны отвергая и осуждая обычай и страсть языческих женщин к роскоши в одежде и убранстве (ст. 3), с другой же стороны выдвигая на вид и требуя от христианок внутренней непреходящей красоты духа, т. е. духовного настроения, созидаемого и направляемого Духом Божиим (ср. 2Кор. 4:16; Еф 3:16), и указывая в качестве главных добродетелей, украшающих дух женщины-христианки, кротость (отсутствие гордости, раздражения, гневливости и под.) и молчаливость, тихость, спокойствие, невозмутимость. Эти свойства духа, по Апостолу, имеют великую ценность в очах Божиих.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

3:1-6. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям: так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
 

      Определив гражданские отношения христиан, Апостол Петр теперь дает советы относительно семейной жизни, прежде всего устраиваемой женами. Он им советует повиноваться своим мужьям и жить вообще богобоязненно, так как этим они могут расположить мужей своих к христианству. Зная обычную страсть женщин к нарядам, Апостол советует им украшаться не тленной красотой, а духовной (чистотой сердца) и тем, что особенно драгоценно пред Богом: кротостью, послушанием, подражая праведной жене Авраама и другим святым женам.

      Речь Апостола о страхе и смущении жен, очевидно, относится к тому обстоятельству, что некоторые жены, делаясь христианками, между тем как мужья их оставались при прежних верованиях, боялись обнаруживать свою веру: поэтому Апостол ободряет их, указав им раньше способ наилучшего воздействия на мужей язычников через добрую жизнь (ст. 1).

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible