Скрыть
Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить

Чтобы точнее уразуметь и бесстрастие естества в Слове, и немощи, приписываемые Ему по причине плоти, хорошо выслушать блаженного Петра. Ибо он может быть достоверным свидетелем о Спасителе. И так пишет он в своем послании, говоря: «Христу убо пострадавшу за ны плотию». Следовательно, когда сказывается о Христе, что алчет, жаждет, утруждается, не знает, спит, плачет, просит, убегает, рождается, отказывается от чаши, и вообще, приписывается Ему все свойственное плоти, каждый раз справедливо будет повторять то же. Так, Христос алчет и жаждет «за ны плотию», именует Себя не знающим, заушается и утруждается «за ны плотию» и еще возносится на крест (Иоан. 12, 32), рождается, возрастает плотию, страшится, скрывается «плотию», говорит: «аще возможно есть, да мимо идет от Мене чаша сия» (Матф. 26, 39), терпит биение, приемлет раны «плотию», и вообще, все подобное сему восприемлет на Себя «за ны плотию». Посему и сам Апостол сказал: «Христу убо пострадавшу», не Божеством, но «за ны плотию», чтобы разумеемы были страдания, не Самому Слову по естеству свойственные, но свойственные по естеству самой плоти. Потому никто да не соблазняется тем, что в Господе есть человеческое, а напротив того, да знает, что Само Слово по естеству бесстрастно, и однако же по причине плоти, в которую облеклось Оно, сказуется о Нем это, потому что свойственно это плоти, а тело стало собственным телом Спасителя. И Он как бесстрастный по естеству и пребывает бесстрастным, не терпя от сего вреда, но паче уничтожая и истребляя все сие; люди же, так как немощи их перешли на Бесстрастного и истреблены, и сами уже навеки делаются бесстрастными и свободными от немощей, как учит Иоанн, говоря: «и весте, яко Он явися, да грехи наша возмет, и греха в Нем несть» (1Иоан. 3, 5).

На ариан слово третье

Василий Великий, свт. (†379)

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить

Во всех этих выражениях, [сказанных о Христе], разумеем не двоих, не Бога отдельно и человека - отдельно (ибо Он был Един), а только в уме отделяем естество каждого. Ибо Петр не двоих разумевал, сказав: как Христос пострадал за нас плотию.

Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия

Никита Ремесианский, свт. (†414)

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить

[Христос] пострадал не Божеством, а плотью. Ведь Бог всегда бесстрастен. Пострадал же он плотью, как учит апостол, чтобы от Его раны проистекло спасение всему человеческому роду - как и предсказал пророк Исаия. Ибо Христос пострадал за наши грехи, чтобы нам была дарована справедливость.

Объяснение символа веры

Кирилл Александрийский, свт. (†444)

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить

Для того, чтобы [люди] веровали в Него как в Спасителя всех в соответствии с домостроительным принятием того, что Ему причиталось, Он являет страдания Своего тела, как было изречено устами пророка словно бы от Его лица: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис 50:6).

Послание Иоанну

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить

Каждый из святых, кто предал тело свое на мучение жестоким гонителям, без сомнения, до конца своей жизни, насколько это посильно для человеческой натуры, воздерживался от грехов. Ибо разве мог думать о совершении греха, о плотских похотях, разве мог обращаться душою к чему-то, кроме воли Божией, тот, кто, будучи либо распят на кресте, либо побит камнями, либо брошен на растерзание зверям, либо возведен на костер, либо истязаем ударами бичей, либо подвержен другим мучениям какого угодно рода, вынужден был желать лишь того, чтобы принять венец жизни, когда завершится это единоборство? Итак, блаженный Петр желает, чтобы и мы всегда подражали их настрою, поскольку нам дан пример страданий Господа.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-2 Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь тою же мыслью

Тою же мыслью вместо: по тому же стремлению, по той же цели. Ибо недостает предлога κατά, потому что сказано с опущением. Рассказав о домостроительстве спасения, о сошествии Господа во ад, и о том, для чего Он сходил туда, именно - для спасения содержимых во аде, апостол находит в смерти Господа иной повод к увещанию к добродетели. Если Христос умер за нас плотью (ибо, без сомнения, не бессмертным и Божественным Своим естеством), то и мы, в отплату Ему, должны для Него умереть греху, не вдаваться более в человеческие похоти, но остальное во плоти время жить только по воле Божией.

Ибо страдающий плотью перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией

Страдающий вместо: умерший. Петр говорит подобно Павлу: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем (2Тим. 2, 11), и: почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога (Рим. 6, 11).

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Севир Антиохийский (†538)

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить

Петр ясно указывает посредством уточнения, говоря: плотью, ибо по Божеству Он был бесстрастен и не чувствовал боль, как ее свойственно чувствовать душе человека. Ведь Божество бесстрастно, не подвержено никакой боли и ни в чем пределы бесстрастия не переступает. Напротив, Он победил страсти и притупил жало смерти - пусть даже Он вступил с ней в бой посредством плоти, подверженной страданиям.

Фрагменты

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить,

Итак, как Христос пострадал
и проч.: апостол таким образом снова возвращается к мысли о страданиях Христовых (1Пет.3:18), чтобы на ней основать новые наставления нравственные христианам, обнаруживая тем, что как предшествующее, так и дальнейшее развитие наставлений исходит из мысли о страданиях Христовых.

Плотию: слово плоть берется здесь в том же смысле, как и 1Пет.3:18, – в смысле вообще телесного состава человека, на который простиралась смерть Христова (1Пет.3:18), окончившая Его страдания за нас, то есть не за обращенных только ко Христу, но и за весь род человеческий.

Вооружитесь тою же мыслию: то есть мыслию о страданиях; будьте готовы к перенесению страданий за Христа, как Он пострадал за нас, и переносите их, если Богу благоугодно будет послать их на вас; ученик да уподобляется Учителю.

Вооружитесь: слово указывает на борьбу, на брань, конечно – с искушением от противоположной мысли, влекущей грешного человека, которому тяжки страдания, к тому, чтобы избегать страданий так или иначе; потому действительно надобно именно вооружаться мыслию о страданиях Христовых, чтобы победить мысль об избежании страданий.

Ибо страдающий (точнее – пострадавший) плотию перестает (точнее – перестал) грешить: по видимому это – общая мысль, смысл которой тот, что страдания телесные ослабляют силу и действие греховности человеческой и содействуют прекращению греха, что страдающий меньше грешит, перестает грешить по крайней мере в той мере, в какой грешил, не страдая. Но эта мысль слишком сильно, решительно и безусловно выражена, особенно в подлиннике, так что невольно заставляет искать более определительного смысла, каковой и можно находить при снесении рассматриваемого изречения с подобными у святого апостола Павла. По учению его, человек, обращающийся ко Христу верою в Его искупительную крестную смерть, распинается с Ним и крещением в смерть Христову погребается с Ним, а умерший свободен от греха, и потому христианин должен почитать себя мертвым для греха в том смысле, что грех уже не должен над ним господствовать и он не должен быть рабом греха (Рим.6:1,23). Это именно учение, кажется, кратко выражено и в рассматриваемом изречении апостола Петра, так что толкованием на него именно служит вся 6-я глава послания к Римлянам. И апостол Петр говорит о сораспятии верующего со Христом (вооружитесь тою же мыслию) и о спасительности крещения чрез Христово воскресение (1Пет.3:21), которому предшествовала смерть Его, в которую, по выражению апостола Павла, крестится верующий в Него, умирая, таким образом, со Христом, а умерший свободен от греха и должен обновленною (как бы воскресшею) жизнию ходить в добродетелях, быть рабом не греха в смерть, а праведности в жизнь вечную. Эта мысль и выражается кратко в рассматриваемом изречении апостола Петра, которое можно перефразировать так: вы, христиане, сораспялись со Христом в страданиях и умерли с Ним в крещении и, следовательно, умерли для греха, ибо умерший свободен от греха, перестал грешить; пострадавший плотию, как и Христос пострадал плотию, и умерший с Ним в крещении перестал грешить и должен уже жить по воле Божией, а не человеческим похотям (ст. 2).

 

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 1-2 Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией

Мысль о Христе, пострадавшем за людей, воскресшем из мертвых и вознесшемся на небо (1Пет. 3:18, 21-22), должна, по Апостолу, побуждать и всех христиан вооружиться готовностью страдать, в случае надобности, за Христа, зане пострадавый плотию креста от греха: «Пострадавый» вместо: умерший. Петр говорит подобно Павлу: «если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем» (2Тим. 2:1) и: «будем мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6:11). Вообще толкованием приведенного изречения Ап. Петра и обоих рассматриваемых нами стихов гл. IV служит вся глава IV послания Ап. Павла к Римлянам: там и здесь мысль одна, только у Ап. Павла она раскрыта несравненно подробнее. Сущность дела в том, что обращающийся ко Христу верою в Его искупительную крестную смерть сораспинается Ему, а через крещение спогребается Ему, и, как мертвый не грешит, так и христианин должен считать себя мертвым для греха, грех не должен иметь над ним власти, а жить он должен для Одного Бога (Рим 6:1-23). «Если Христос умер за нас плотью (ибо без сомнения не бессмертным и божеским своим естеством), то и мы в оплату Ему должны для Него умереть греху, не вдаваться более в человеческие похоти, но остальное во плоти время жить по одной только воле Божией» (блаж. Феофил.), ища плода закона - святости и конца его - жизни вечной (Рим 6:22).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4:1-2. Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.

      Сказав раньше (в 17-м стихе 3-й главы) о благотворности страданий без вины и указав на великий образец в сем отношении, на Самого Иисуса Христа, Апостол теперь делает заключение ко всему этому, и напоминая, что Иисус Христос страдал телесно, говорит о благотворности собственно телесных страданий, так как в страждущем телесно неизбежно умолкают страсти, и душа страдальца более часто имеет повод обращаться за помощью к Богу.
     Христиане же, распинающие в страданиях плоть свою, некоторым образом умирают для жизни плотской, греховной, и потому, как свободные от греха, должны всецело жить по воле Божией. «Если Христос умер за нас плотью (ибо, без сомнения, не бессмертным и Божеским Своим естеством), то и мы во образе Его должны умереть греху, не вдаваться более в человеческие похоти, но остальное во плоти время жить по одной только воле Божией», говорит блаженный Феофилакт. Елицы в Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся, говорит Апостол Павел (Рим.6:3). Таким образом, каждый уже в крещении обрекается на смерть греху, чтобы жить Богу.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible