Скрыть
Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;

Святые отцы

Прочие

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 14-16 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей

Нечестивыми Он хулится, а вами прославляется. Почему? Потому что, когда обвинение их на вас окажется ложным, их постигнет стыд, а вам будет слава.

Или как посягающий на чужое, а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь

Посягающий на чужое - тот, кто излишне любопытствует о чужих делах, чтобы иметь повод к злословию. Но такое занятие свойственно душе нечистой, злодейственной и готовой на всякое зло.

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое

Не пострадал бы кто из вас, как убийца, чтобы мы не уподобились неверному разбойнику, который за убийство был осужден, который поносился вместе с Христом смиренным, пострадав вместе, чего он не заслужил. Или вор - то есть чтобы не были вы подобны Ананию и Сапфире, которые украли деньги, пожертвованные Богу. Или злодей - то есть как Симон Волхв, который бранил апостолов перед Нероном. Сам и страстно желающий чужого, который возжелал добродетелей апостолов за золото и серебро.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;

Только бы не пострадал кто
и проч.: блаженны терпящие злословие и злострадания за имя Христово, но только именно за имя Христово, как христиане (ст. 16), а не за какие-либо худые дела. Апостол не желал бы, чтобы кто-либо из христиан страдал за худые дела, возможность которых, разумеется, всегда есть даже в самых лучших обществах христианских. На некоторые из этих дел и указывает апостол, не потому что они были среди христиан, к которым пишет он, а потому что они были возможны и среди них. Из множества подобных дел, страдание за которые не дарует блаженства страждущим, апостол перечисляет только убийство, воровство, злодейство и посягательство на чужое.

Злодей: слово нужно понимать в общем нравственном смысле (ср. 1Пет.2:12,14), а не в каком-либо частном, вроде, например, государственного преступника, каковыми считали иногда христиан; понимать в этом частном смысле слово здесь не представляется оснований.

Посягающий на чужое: греческое слово, переведенное так у нас, слово оригинальное, новое, неизвестное древним грекам и едва ли у нас точно переводимое. Слово означает человека, который самовольно присвояет себе право, никем не уполномоченный, назирать за действиями ближних, судить и рядить о них, вообще вмешиваться в чужие дела со своими непрошеными наставлениями, советами, руководительством и т. п. Подобные иногда несносные люди с качествами, которые служат внутренним основанием подобного нелепого действования (ср. 1Сол.4:11; 2Сол.3:11; 1Тим.5:13), могут подвергаться многим неприятностям, скорбям и страданиям, но это им и поделом, таких не ублажает апостол.
Блаженный Феофилакт так толкует это слово: «тот, кто излишне любопытствует о чужих делах, чтобы иметь повод к злословию. Но такое занятие свойственно душе нечистой, злодейственной и готовой на всякое зло».

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 14-16 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь

Продолжая увещать христиан к благодушному перенесению скорбей и страданий за имя Христово, Апостол указывает теперь, ст. 14, что бремя скорбей, переносимых христианами за Христа от гонителей, облегчается почивающим на христианах Духом Божиим. «Нечестивыми Он хулится, а вами прославляется. Почему? Потому что, когда обвинение их на вас окажется ложным, их постигнет стыд, а вам будет слава» (блаж. Феофил.). Но блаженны терпящие именно за имя Христово, как христиане (ст. 16), а не за какие-либо худые дела. Апостол не желал бы, чтобы кто-нибудь из христиан страдал за худые дела, возможность которых не исключена была и в лучших христианских обществах и в пример которых Апостол называет, ст. 15, некоторые преступления. Между ними - «чуждопосетитель», греч. allotrioepiskopoV, - по блаж. Феофилакту, - «тот, кто излишне любопытствует о чужих делах, чтобы иметь повод к злословию». Тем славнее, напротив, страдания за имя Христово, когда христианин страдает только за то, что он христианин, СristianoV, ст. 16. Из этого места видно, что название «христианин» в то время было уже довольно распространено (ср. Деян 11:26; 26:28). Лишь в устах неверующих иудеев и язычников имя это было позорным, для самих же христиан носить это имя было великою честью и славою.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4:14-16. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.
 

       Из разного рода страданий особенно часто Апостол говорил о страданиях от злословий, которым, вероятно, особенно часто подпадали христиане за свой отличный от язычников взгляд на все и в особенности за жизнь, далекую от всего языческого и представлявшуюся посему некоторым даже подозрительной, вследствие чего язычники возводили на христиан разные клеветы, например, в убийствах, кровосмешении и т.п. Успокаивая насчет безвредности подобного рода злословий, Апостол напоминает известные слова Господни о блаженстве страждущих за имя Его (Мф.5:11) и говорит, что в этом случае христиане могут видеть для себя особенный залог участия в будущей славе, особенную богоизбранность Духа Святого, вследствие чего языческая хула на них будет хулою на Самого Духа Святого, срвн. (Мф.12:31), говорит блаженный Феофилакт. Достойно замечания, что раньше, в 6-м стихе, Апостол страдания христиан называл участием в страданиях Христовых, а здесь возводит их и к Духу Святому и тем показывает теснейшее общение их со всею Святой Троицею.
      Христиане во дни Нерона страдали часто за одно имя, на что и намекает Апостол (16), и потому увещевает не только не стыдиться, но и торжествовать, если кому выпадет такой прекрасный жребий, ибо здесь самою предержащею властью будет определено страдание за одно только имя Христово. Только вот в чем может быть опасность, если кто-либо постраждет за злое дело: за убийство, воровство, вмешательство в дела и права, не касающиеся до него, срвн. (1Фес.4:11). Повторяя сие последнее опасение, срвн. (1Петр.3:17), Апостол не порочит им христиан, но предостерегает их от сих и подобных дел, как могущих вполне погубить их, а вместе и обесславить христиан, если кто-нибудь из них впадет в подобный грех.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible