Скрыть
Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых

Таким образом, то, что потом сказано о неверующих: Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых, - не значит, что под мертвыми здесь мы должны понимать тех, кто умер физически. Ибо может статься, что мертвыми он назвал неверных, то есть мертвых душою, о которых говорится: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф 8:22; Лк 9:60), а живыми - верующих в Него, которые слушали не напрасно.

Послания

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых

Связь такая: эти, злословящие вас, дадут ответ Судящему всех живых и мертвых. Судятся и мертвые. Это видно из сошествия Господа во ад. Ибо, явившись туда после крестной смерти, Он проповедал и там, как на земле, проповедал не словом, а делом. И как пребывание Его в мире для тех, которые с готовностью признали Его, послужило в оправдание, а для тех, которые не признали Его, в осуждение: так и из содержимых во аде тем, которые жили по плоти, Он явился на осуждение, а тем, которые жили по духу, т.е. вели жизнь духовную и добродетельную - на славу и спасение. Посему и справедливо называется Судиею живых и мертвых. Иначе объясняет св. Кирилл. Мертвыми здесь он называет тех между язычниками, которые умертвили себя названными (в 3 ст.) грехами, о которых и молит апостол, чтобы они обратились и отдали неукоризненный ответ Имеющему судить живых и мертвых. Живыми и мертвыми называет также праведных и грешных, которым Бог Слово, явившись во плоти, благовествовал Царство Небесное. Те грешники, которые приняли Его заповеди, сами как люди судят себя плотью, то есть осуждают в настоящей человеческой жизни плоть свою на посты, повержения на землю, слезы и прочие злострадания, чтобы жить по Богу духом, одушевляясь в этом случае изречением апостола: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4, 16).

Толкование на 1-е послание апостола Петра

Севир Антиохийский (†538)

Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых

Здесь говорится о будущем [суде] в слове кратком и достоверном, и со всякой простотой, что ничто не воспрепятствует [Богу], все ведь пред Ним, судящим праведных и грешных, нагими предстанут. Ибо Он будет судить тогда и отделит одних от других, как сказал Спаситель: и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую (Мф 25:33).

Фрагменты

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом

Данное Апостолом выше (III:18-22) изображение лица и дела Иисуса Христа здесь, в ст. 5, восполняется новою чертою - усвоением Христу последнего суда над живыми и мертвыми (ср. Мф 25:41; Ин 5:22, 25; 1Кор.15:24). При этом, желая показать всеобщность этого суда, распространение его на всех людей без изъятия, Апостол в ст. 6 снова, как и в III:19-20, вспоминает о проповеди Иисуса Христа в аде, причем слышавшие проповедь Господа обитатели ада опять берутся лишь как пример воздействия Евангелия на людей, основная же мысль та, что всему человечеству от первого пришествия до второго будет благовествовано Евангелие. Ближайшая мысль ст. 6 такая: когда Господь посетил находящихся в аду, то одни, которые в мире сем жили по плоти, осуждены, а другие, которые жили духовно, или воскресли вместе с Господом, ибо многие тела усопших святых восстали (Мф XXVII:52), или оживились доброю надеждою (блаж. Феофил.).

Андрей Монах (†?)

Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых

Некоторые говорят, что живыми он называет души, а мертвыми - тела: ведь невозможно, чтобы душа без своего тела пришла на суд. Однако здесь он называет живыми праведных, так как праведные дела необходимы для будущей жизни. Мертвыми же называет грешников, умерщвленных согрешениями и умирающих через мертвые дела. И ведь не только праведным, но и более грешным и умерщвленным прегрешениями было проповедано Евангелие, чтобы они сами судили себя, по-человечески вынося себе приговор.

Фрагменты

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.

Они дадут ответ
и проч.: не смущайтесь тем, что эти распутные злословят вас, и не соблазняйтесь тем, что не постигает их кара Божия за их распутство; они потом, в свое время, дадут ответ Судии живых и мертвых за все, то есть и за то, что злословят вас, и за распутство свое.

Дадут ответ: в смысле – будут осуждены, получат должное наказание; они будут отвечать за все на суде, но так как ответ их не будет удовлетворителен пред судом правды Божией, то за ответом их последует определение о их наказании (ср. Мф.25:41).

Имеющему вскоре судить, или готовому судить: речь очевидно о Христе Иисусе, Который, восшедши на небо, пребывает одесную Бога (1Пет.3:22), и о последнем суде, который Он произведет над миром, так как всюду в новозаветных Писаниях именно Христу усвояется этот последний суд и Он называется Судиею живых и мертвых. Этою чертою восполняет апостол вышеизложенное (1Пет.3:18-22) изображение лица и дела Христова: Он пострадал, сошел во ад, воскрес, вознесся на небо, воссел одесную Бога Отца и опять придет судить живых и мертвых (после чего предаст Царство Богу Отцу и – будет Бог всё во всем, 1Кор.15:24,28).

Имеющему вскоре судить, или – готовому судить: близость этого суда понимается в том же смысле, в каком говорят вообще апостолы о близости пришествия Христова, кончины мира и всеобщего суда (ср. прим. к Иак.5:7-8). Живых и мертвых (ср. Деян.10:42 и прим.): этого суда Христова никто не избегнет, ни те, кто будет еще жив во время пришествия Христова (1Сол.4:17), ни те, которые умрут до того времени.

На слова – живых и мертвых блаженный Феофилакт наводит такое толкование: «Судятся и мертвые. Это видно из сошествия Господа во ад. Ибо, явившись туда после крестной смерти, Он проповедал и там, как на земле, проповедал не словом, а делом. И как пребывание Его в мире для тех, которые с готовностию признали Его, послужило в оправдание, а для тех, которые не признали Его, в осуждение, так и из содержимых во аде, тем, которые жили по плоти, Он явился на осуждение, а тем, которые жили по духу, то есть вели жизнь духовную и добродетельную, – на славу и спасение. Посему и справедливо называется судиею живых и мертвых». Указание на этот суд должно, с одной стороны, воодушевлять христиан к терпеливому перенесению оскорблений со стороны распутных, с другой – научать осторожности и благоразумию в устроении своей нравственно-религиозной жизни.

Толковый Апостол. Соборные послания.

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

4:5-7. Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых. Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом. Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.

      Суд над живыми и мертвыми Апостол представляет имеющим быть скоро в том же смысле, в каком говорится о близости пришествия Христова Апостолом Иаковом (Иак.5:7-8) и другими Апостолами, т. е. в смысле неожиданности смерти, которая могла постигать христиан, особенно в то время, время гонений. Относительно суда над живыми и мертвыми блаженный Феофилакт говорит: «Судятся и мертвые, это видно из сошествия Господа во ад. Ибо, явившись туда после крестной смерти, Он проповедовал и там, как на земле, проповедовал не словом, а делом... Тем, которые жили по плоти, Он явился на осуждение, а тем, которые жили по духу, т. е. вели жизнь духовную и добродетельную, на славу и спасение».
      Указание на суд Господень сделано было Апостолом для подкрепления христиан к перенесению страданий и для возбуждения к бодрственной христианской жизни; поэтому он теперь и приглашает христиан быть благоразумными, т. е. везде и во всем осмотрительными, и быть бодрственными в разного рода молитвах, чтобы быть более приготовленными к сретению Господа Судии и проводить время благодушно (Еф.5:19), а не подобно язычникам, в увеселениях, среди которых дозволялись всякие срамные дела.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible