Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду;
Святые отцы
Прочие
- Иларий Арелатский, еп. (†449)
- Пасхазий Диакон (†512)
- Михаил (Лузин), еп. (†1887)
- Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Николай Афанасьев, протопр. (†1966)
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду
Чтобы вы именно такое смирение, какое хотите, чтобы имели повинующиеся вам и по отношению к вам, и по отношению друг к другу, прежде сами и на деле выказывали, и в душе незыблемо сберегали в согласии со словами Господа: Вы знаете, что те, кто кажется князьями народов, господствуют над ними и князья их властвуют ими; но у вас не так, а кто хочет быть большим, будет вам слугою; и кто хочет среди вас быть первым, будет всем рабом(Мф. 20,26).
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
Ст. 1-5 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям
Апостолу предлежало говорить о смиренномудрии, о котором он уже и упомянул, сказав: делая добро (4, 19). Он называет себя пастырем (пресвитером) или по возрасту, или по достоинству епископа; ибо и книга Деяний (Деян. 20, 17) называет пресвитерами и епископов. Потом, желая показать, что он преимуществует пред ними и что называет себя сопастырем по смиренномудрию, выставляет свое достоинство, именно то, что он свидетель страданий Христовых. Он говорит как бы так: если я, изъяснивший вам такие видения, не нахожу низким называть себя сопастырем, то и вам несправедливо возноситься над подчиненными своими. Так же о смиренномудрии и Господь говорит: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам (Ин. 13, 14). Апостол прибавляет, что он соучастник в славе, которая должна открыться, для того, чтобы представить преимущество смиренномудрия, подобно как и Павел говорит: когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним (Кол. 3, 4). Не принужденно пасет тот, кто в самом себе предлагает своим пасомым пример доброй деятельности, и тем побуждает их друг пред другом соревновать учителю. Не для гнусной корысти пасет тот, кто не выступает вперед с гордостью и не высится над подчиненными, но живет нероскошно, или кто не домогается драгоценных одежд и роскошных яств, которые производят гордость и служат поводом к гнусной корысти. Наследием называет священное собрание. Прибавление подавая пример стаду означает то же, что пасите не принужденно. В словах и когда явится Пастыреначальник союз и поставлен вместо дабы, то есть чтобы, когда явится Пастыреначальник, вам получить венец нетления.
Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать
Облекитесь значит: опояшьтесь, оденьтесь, или наложите на себя, окружите себя со всех сторон.
Николай Варжанский, мч. (†1918)
Сектанты говорят: Мы по Писанию все священники и священноначалие не нужно нам (1Пет.2:5,9).
Православный ответ: Эти слова Божии были сказаны в Ветхом Завете (Исх.19:6). Но и тогда Господь не отменял священства. Некогда бунтовщики, подобно нашим сектантам, восстали против законного священноначалия, но Господь тяжко покарал противников законного порядка: расступилась земля и пожрала их (Чис.16). В согласии с древними бунтовщиками противятся истинному священству ныне сектанты, опираясь на Исх.19:6; 1Пет.2:9. Но забывают они, что в том же послании 1Пет.5:1-5, требуется повиновение законному пастырству.
Сектанты говорят: Евр.8:10-11: мы уже научены Богом и нам не нужно никаких учителей.
Православный ответ: Здесь говорится о благодатном возрождении христиан в крещении и прочих священнодействиях. Но этим не отменяются самые священнодействователи, учители и пастыри, ибо они самим Богом поставлены (1Кор.12:28; Еф.4:11; 1Пет.5:1-5).
Иларий Арелатский, еп. (†449)
и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду
И не господствуя над наследием. То есть не возвышайтесь над стадом высокомерием; пусть будет авторитет в слове и превосходство в форме сообразно чести начальника.
Пасхазий Диакон (†512)
и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду
Итак, скорее осуществляй то, что предписываешь, с целью не только дать предписанное, но и образец, чтобы они твоему примеру подражали.
О жизни отцов
Михаил (Лузин), еп. (†1887)
Не господствуя над наследием Божиим, что составляет новый недостаток в пастырском действовании, но подавая пример стаду, что, в противоположность сему, составляет новую добродетель в пастыре. Греческое слово, которым выражается здесь понятие господствования или преобладания, означает господствование с насилием, или притеснением, а не просто власть над чем-нибудь или обладание чем-нибудь (κατακυριεύειν, а не κυριεύειν). Пастыри должны иметь власть над пасомыми, власть же предполагает господствование; но иное дело – власть, или господство, другое дело – притеснение, или насилие, или преобладание; это уже злоупотребление властью, или господствованием, что противно самому существу христианской Церкви, которая есть общество любви, а не насилия и притеснения. В противоположность такому притеснительному господствованию, апостол указывает, что пастыри должны быть образом, или примером, для пасомых. Когда пастырь сам исполняет в жизни то, что он требует от пасомых, то он не может употреблять власть над ними с притеснением; он будет начальствовать над ними, но притеснять или употреблять насилие – никогда; он будет обладать ими примером всяких добродетелей.
Наследием Божиим: или жребием Божиим (Деян.26:18; Кол.1:12; ср. Втор.4:20,9:29). Наследием Божиим, или жребием, или собственностию Божиею называется народ еврейский, получивший в наследие землю обетованную. В Новом Завете этим особенным названием обозначается часть христианского общества, которая как бы отдана в жребий, в собственность тому или другому пресвитеру, или пастырю (приход).
Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)
Старцы, иже в вас молю, яко старец (буквально с греч. сопресвитер) сый... [Пастырей ваших умоляю я, сопастырь] В русском переводе слово: старцы (πρεσβύτεροι) переведено словом: пастыри, чтобы понятно было, что апостол разумеет здесь не старцев по возрасту, но пресвитеров, пасущих стадо Божие, т. е. Церковь (Деян.20:28). Посему и следуют дальше наставления, очевидно, относящиеся к священным начальникам Церкви; Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе (ἐπισκοποῦντες, надзирая) не нуждею, не по принуждению [пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно,] (следовательно, можно было пасти и по принуждению; а принуждают тех, которые к известному делу приставлены и за него отвечают пред другими, еще выше поставленными людьми), но волею (охотно), и по Бозе (как хочет Бог) [но охотно и богоугодно] . Ни яко обладающе причту; под причтом, или наследием, разумеется здесь стадо Божие, о котором говорится и в следующих словах того же стиха, и выше в 1Пет.5:2. Под обладанием разумеется высокомерная повелительность (κατακυριεύοντες), которая свойственна была языческим начальникам (князи язык господствуют ими, ταχυριεύονσιν, говорил Господь, – не тако же будет у вас, Мф.20:25-26). Но запрещая повелительность или высокомерие, апостол не воспрещает самого пастырства, так как далее присоединяет: и явлшуся Пастыреначальнику, приимете неувядаемый славы венец [и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы] ; называет Христа начальником пастырей, разумея под сими тех, которым запретил горделивое обладание, но которые должны иметь о вверенном им стаде пастырское попечение (пасите).
Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 2-4 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы
Апостол подробно раскрывает евангельский образ истинного духовного пастыря (Ин Х, 1-16). Апостол трогательно и настойчиво увещает духовных пастырей стада Божия пасти и охранять вверенное им наследие Божие (ср. Деян 20:28). Раскрывая понятие истинного пастырства, Апостол предостерегает пастырей от трех нравственных недостатков и вместе требует он три, противоположные этим недостаткам, добродетели: пастыри должны пасти стадо Божие 1) не по принуждению, но охотно и богоугодно, 2) не по корыстолюбию, а усердно, 3) не по честолюбию или властолюбию, но подавая в себе самих добрый пример. «Не нуждою» пасет тот, кто в самом себе предлагает своим пасомым пример доброй деятельности и тем побуждает их друг пред другом соревновать учителю. «Не неправедными прибытки» пасет тот, кто не выступает вперед с гордостью и не высится над подчиненными, но живет нероскошно, или кто не домогается драгоценных одежд и роскошных яств, которые производят гордость и служат поводом к гнусной корысти. «Причтом» (жребием) называет священное собрание« (блаж. Феофил.). При условии соблюдения пастырями этих апостольских требований Апостол с несомненностью обещает им небесную награду в будущем Небесном Царстве (ср. I:4; Ин 12:28).
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Под «старцами» (пресвитерами), к которым обращается здесь Апостол с особенным советом, должно разуметь пресвитеров Церкви, как обязанных руководить других по своему служению, в котором он ставит и себя наравне с ними, с тем однако различием, что он был свидетелем Христовых страданий и очевидцем славы Воскресшего, почему уверен, что для него откроется и будущая слава Царства Христова, тогда как они только еще должны проникнуться сею уверенностью.
Такую веру и надежду выражает и другой первоверховный Апостол, Павел, называющий эту славу «венцом правды» (2Тим.4:8). Сей венец Петр обещает всем пресвитерам, а Павел говорит, что он уготован и всем любящим Господа. Руководительство и управление членами Церкви под образом стада – обычное представление в Писании; обычные также указываются здесь и требования от духовных пастырей, т. е. постоянство смотрения, полнейшая любовь к делу, чуждая всякого вида корысти и, наконец, желание быть примером в добре другим, а не честолюбие, срвн. (Иер.3:15); (Иез.34:2-9); (Ин.10:11); (Деян.20:28). В первом требовании надзора (ἐπισκοποῦντες) можно видеть указание на епископский надзор за всеми и во всех отношениях; прочие же требования относятся одинаково как к епископам, так и к пресвитерам.
Особенно резко выражается Апостол о корыстолюбии, как положительно нетерпимом в служителях Церкви. Одержимые им – не пастыри, а наемники и даже волки, которые не пасут стада, а разгоняют его. «Они хотят питаться от овец молоком и пользоваться волною, а не заботиться о них», говорил о корыстолюбивых пастырях пророк Иезекииль. Только от благовествования и служения церковного (Мф.10:10); (1Кор.9:14) могут пользоваться служители Церкви; но высшая их награда – венец славы небесной.
Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий
Николай Афанасьев, протопр. (†1966)
«Пасите стадо Божье, какое у вас… не господствуя над клирами, но подавая пример стаду». Господствовать над клиром означает иметь неограниченную власть над теми, кто поручен пастырям, согласно своему личному усмотрению, а подавать пример стаду значит быть образом для стада для исполнения воли Божьей. Первое предполагает слепое следование пасомых за своим пастырем, а второе – повиновение ему на основе творческого личного делания при его помощи и содействии. Поэтому из понятия пастырей и пасомых нельзя сделать вывода, что верные в области пастырства являются пассивным элементом и исключительно объектом забот церковной иерархии. Как живые члены Церкви, верные в ней активны, ибо их активность является выражением их жизни.
Служение мирян в Церкви