Скрыть
Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Если кто возгордился <…> то и осужден будет вместе с началовождем и как бы создателем гордыни [сатаной], ибо Господь гордым противится.

Толкование на книгу пророка Исаии

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

«Бог гордым противится». Не сказал: Бог гордых оставляет, предоставляет самим себе, лишает Своей помощи, но говорит: «противится», – впрочем не в том смысле, будто Богу нужно ополчаться и бороться против гордого. Что может быть слабее гордого? Как лишившийся зрения беззащитен от всякой обиды, так и гордый, который не знает Господа (а «начало гордыни, – говорит Премудрый, – удаление человека от Господа» (Сир.10:14)), лишившись этого света, легко преодолевается и людьми. Если бы даже он был силен, и тогда Богу не нужно было бы ополчаться против него; Тому, для которого было достаточно одного хотения, чтобы произвесть все, гораздо легче уничтожить все. Для чего же сказано: «противится»? Для того, чтобы показать сильное отвращение Его к гордому.

Беседы на слова пророков Исаии и Иеремии

Августин Аврелий, блж. (†430)

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Боюсь, чтобы при умерщвлении дел плоти ты не слишком полагался на свой дух, и не погиб вследствие гордыни, и не испытывал противление [Бога] себе, гордому, и чтобы тебе, несмиренному, не было отказано в благодати: ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Проповеди

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Не только не радеющие о молитве, но и не внимающие в ней уму своему бывают обеспокоиваемы помыслами. Это мы сказали не для осуждения других, но сознаваясь в своих собственных недостатках; ибо первое есть признак гордости, а последнее - смиренномудрия, но Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Слова

Беда Достопочтенный, прп. (†735)

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

После того как апостол наставил пастырей, каким образом руководить, следовало и меньших научить покоряться отеческому о них попечению. Однако для этого не надо было тратить много слов, а только дать завет покорности, потому что он, конечно, уже предписывал пастырям подавать пример тем, кто им повинуется, и было достаточно, чтобы младшие учитывали примеры делающих добро старших и им самоотверженно подражали. А чтобы внимающие этому избранные не подумали, что правила должного смирения обязательны только находящимся у них в подчинении, но не им самим, он тотчас прибавил в качестве общего увещевания: все же, подчиняясь друг другу; облекитесь смиренномудрием.

О семи Кафолических посланиях

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 1-5 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям

Апостолу предлежало говорить о смиренномудрии, о котором он уже и упомянул, сказав: делая добро (4, 19). Он называет себя пастырем (пресвитером) или по возрасту, или по достоинству епископа; ибо и книга Деяний (Деян. 20, 17) называет пресвитерами и епископов. Потом, желая показать, что он преимуществует пред ними и что называет себя сопастырем по смиренномудрию, выставляет свое достоинство, именно то, что он свидетель страданий Христовых. Он говорит как бы так: если я, изъяснивший вам такие видения, не нахожу низким называть себя сопастырем, то и вам несправедливо возноситься над подчиненными своими. Так же о смиренномудрии и Господь говорит: если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам (Ин. 13, 14). Апостол прибавляет, что он соучастник в славе, которая должна открыться, для того, чтобы представить преимущество смиренномудрия, подобно как и Павел говорит: когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним (Кол. 3, 4). Не принужденно пасет тот, кто в самом себе предлагает своим пасомым пример доброй деятельности, и тем побуждает их друг пред другом соревновать учителю. Не для гнусной корысти пасет тот, кто не выступает вперед с гордостью и не высится над подчиненными, но живет нероскошно, или кто не домогается драгоценных одежд и роскошных яств, которые производят гордость и служат поводом к гнусной корысти. Наследием называет священное собрание. Прибавление подавая пример стаду означает то же, что пасите не принужденно. В словах и когда явится Пастыреначальник союз и поставлен вместо дабы, то есть чтобы, когда явится Пастыреначальник, вам получить венец нетления.

Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Облекитесь значит: опояшьтесь, оденьтесь, или наложите на себя, окружите себя со всех сторон.

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О Священстве

 

Сектанты говорят: Мы по Писанию все священники и священноначалие не нужно нам (1Пет.2:5,9).

Православный ответ: Эти слова Божии были сказаны в Ветхом Завете (Исх.19:6). Но и тогда Господь не отменял священства. Некогда бунтовщики, подобно нашим сектантам, восстали против законного священноначалия, но Господь тяжко покарал противников законного порядка: расступилась земля и пожрала их (Чис.16). В согласии с древними бунтовщиками противятся истинному священству ныне сектанты, опираясь на Исх.19:6; 1Пет.2:9. Но забывают они, что в том же послании 1Пет.5:1-5, требуется повиновение законному пастырству.

Оружие правды


О Священстве

 

Сектанты говорят: Евр.8:10-11: мы уже научены Богом и нам не нужно никаких учителей.

Православный ответ: Здесь говорится о благодатном возрождении христиан в крещении и прочих священнодействиях. Но этим не отменяются самые священнодействователи, учители и пастыри, ибо они самим Богом поставлены (1Кор.12:28; Еф.4:11; 1Пет.5:1-5).

Оружие правды

Иларий Арелатский, еп. (†449)

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать

Петр сказал: также и младшие, то есть те, кто подчинен в рангах и должностях. Но также и занимающим более высокое положение говорит: облекитесь смиренномудрием.

Трактат на семь Кафолических посланий

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Младшие, повинуйтесь пастырям
, и старцам, как выше в ст. 1. Если под старцами, или пресвитерами, разумеются лица должностные в Церкви, именно пастыри, или предстоятели общества, то под младшими нужно разуметь не только младших по возрасту, но и всех, кто по своему положению не относится к числу пастырей, или пресвитеров, или старцев, то есть всех не пастырей, которые называются, значит, здесь в общем смысле младших, не старцев: всех пасомых – в отличие от пастырей, руководимых – в отличие от руководящих, управляемых – в отличие от управляющих.

Все же, подчиняясь друг другу: пастырям должны все подчиняться, потому что им дана власть над всеми по должности их, но, кроме должностного подчинения пресвитерам, все должны подчиняться друг другу по духу христианской любви и кротости. В силу этой христианской любви низшие должны подчиняться высшим, жены – мужьям, дети – родителям, рабы – господам, и наоборот, и, таким образом, все должны подчиняться всем. Это – не беспорядок, не нарушение чина, но высший порядок, высший чин, если бы можно было в жизни вполне осуществить этот высокий божественный закон жизни (ср. Флп.2:3; Еф.5:21; Рим.12:10). Эта высокая мысль о взаимной подчиненности всех всем, которая должна составлять главное в порядке всякого общества, должна основываться на смиренном повиновении всех Богу (ср. Мф.20:27,23:12; Лк.14:11,18:14).

Смиренномудрие: смирение – это общее понятие о сей добродетели, как о нравственном качестве христианского духа; смиренномудрие есть более частное понятие. Это, так сказать, углубленное смирение, сосредоточенное смирение – качество, противоположное высокомудрию (ср. Рим.12:16). Это убеждение апостол основывает на ветхозаветном изречении из книги Притчей Соломоновых (Притч.3:34; по переводу Семидесяти) для уверения в непреложности своего слова, как подобное сделал и святой апостол Иаков в своем послании (см. Иак.4:6 и прим.).
Это – общая мысль во всем слове Божием, что гордость противна Богу, а смирение приобретает Его благоволение.

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время

Если существенный долг пастырей, как старших членов Церкви по положению и должности, состоит в должном попечении о младших членах Церкви - о всех вообще членах не иерархического достоинства, то все эти последние первее всего обязаны долгом повиновения пастырям, а также все должны подчиняться друг другу по долгу христианской любви, кротости и смирения. Спасительность смирения, вопреки гибельности гордости, Апостол доказывает, подобно Ап. Иакову (Иак 4:6), ссылкою на Притч 3:34 по греческому переводу. В ст. 6, указывая, как и ранее (IV:17), на предстоящий суд Божий, угождает всех вообще христиан смириться, сознать свое бессилие пред величием и силою Божиею - в надежде, что Господь, рано или поздно, в свое время вознесет смиренных: «словом - во время - намекается на возвышение в будущем веке, каковое возвышение и оно только одно неизменно и прочно. Ибо здешнее возвышение не безопасно и не твердо, но скорее унижается, нежели возвышается» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

5:5. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

       Определив обязанности высших лиц, Апостол указывает потом в смирении основное свойство жизни для всех вообще членов Церкви. И в видах особенного возбуждения смирения приводит древнее изречение (Притч.3:34) об особенном благоволении Божием к смиренным.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О власти.


Мк.10:45. Служили делу спасения и апостолы: 2Кор.2:17; как служат и их преемники: Тит.1:5; но этим не отрицается подчинение установленным Богом властям земным: Рим.13:1-5, также и властям духовным: Евр.13:171Пет.5:5; Лк.10:16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible