Скрыть
Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

То, что [дьявол] по всей земле под небесами слоняется и рыщет, как бешеный пес, ища, кого бы пожрать, мы узнаем из написанного об Иове.

Проповедь об отвержении мира

Нил Синайский, прп. (†430)

Ст. 8-9 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире

Рыканием означает вредоносное неистовство врага, а словами «противитеся мужественно» показывает, какую силу должны приобрести от подвига борющиеся со зверем, частыми упражнениями ежедневно укрепляя естественную свою силу. Ибо не сказал: «Убегайте или уклоняйтесь от скрежещущего зубами зверя», но повелел противостоять ему, бодро идти против него, зная, что всякий имеет силу защитить свою безопасность и для этой защиты у всех есть природные и неотъемлемые оружия.

К монаху Агафию

Августин Аврелий, блж. (†430)

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

Кто избежал бы пасти этого льва, если бы не победил Лев от колена Иуды?

Проповеди

Исидор Пелусиот, прп. (†440)

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

Христос именуется львом по царственному достоинству и по неодолимости <…> а праведник по небоязливости и бесстрашию <…> дьявол же - по зверству и кровожадности, ибо ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

Письма

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 8-9 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою

На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенными суетой) и чрез то обременяют трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, то есть ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни. Потому что он, говорит, непрестанно обходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Святой Иустин-мученик причину такого неослабного коварства и наветов со стороны диавола полагает в том, что диавол до пришествия Господня ясно не знал, сколь сильно его наказание, так как святые пророки выражались об этом загадочно (так Исаия всю печальную историю и судьбу диавола прикровенно изобразил в лице ассириянина: (Ис. 18:4-27), а когда с пришествием Господа диавол ясно узнал, что ему и ангелам его предлежит и уготован вечный огонь (Мф. 25:41), с тех пор он непрестанно строит верующим ковы, желая многих сделать общниками своего отступления, чтобы не одному терпеть бесславие осуждения, и в этом находить холодное и злобное утешение.

Зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире

Вероятно, много скорбей за Христа претерпевали те, которым писал это апостол Петр; потому-то он и утешает их в начале и в конце послания, - в начале тем, что они становятся общниками в страданиях Господа и наследниками имеющей открыться славы, а здесь тем, что страдают не они только одни, но и все верующие, живущие в мире.

Аврелий Пруденций (†413)

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

С рыком ходит вокруг, пожрать нас хочет, Злые зубы свои острит во гневе, Ведь мы только к Тебе, Господь, взываем.

Гимны на всякий день

Экумений (†VIв.)

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить

Объясняя, почему [дьявол] столь усердно строит нам козни, святой Иустин Мученик говорит, что до пришествия Господа дьявол не знал точно, сколь великое наказание ждет его. Когда же Господь пришел [в мир], дьявол доподлинно узнал что и ему самому, и его ангелам предуготован и предназначен вечный огонь, и с тех пор непрестанно злоумышляет против верующих, желая привлечь как можно больше соучастников своего отпадения, дабы не он один, упорствуя, терпел позор.

Комментарий на 1-е Кафолическое послание Петра

Михаил (Лузин), еп. (†1887)

Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.

Трезвитесь, бодрствуйте:
беспечность противна Божию попечению о нас и гибельна для нравственного нашего совершенствования, между прочим, и потому, что мы окружены темными силами, которые противодействуют нашему спасению и представляют нам всякие препятствия к сему, несмотря на всесильное попечение о нас Божие, всякие искушения, всякие соблазны. Апостол в виду сего не раз внушал своим читателям бодрствование и трезвенность (см. 1Пет.4:7,1:13) и вновь с особенным усилием внушает сие. Видно, что особенная опасность угрожала верующим, и апостол заботливо предостерегает их от нее.

«На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенными суетою) и чрез то омрачают трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, то есть ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни» (Феофилакт).

Противник ваш диавол: греческое слово, которым переведено слово противник, означает обвинителя на суде, потом вообще врага и противника, клеветника (ср. Апок.12:10; Иов.1:6 и далее). Он враг Бога и Христа и людей, особенно верующих и добродетельных (Мф.13:39; Ин.8:44); как князь мира сего он противодействует и Богу, и людям, делая всяческое зло.

Ходит, как рыкающий лев: лев рыкает или когда голоден, или когда раздражен, и тогда рыкание его наводит ужас и подвергает опасности тех, кто ему попадается. Так и противник христиан диавол, вечно духовно голодный и вечно раздраженный против тех, кого он не может поглотить, устрашает их, как лев, своим рыканием, своею злобою и стремится причинить им вред. В некоторых местах Писания диавол сравнивается со змием по его хитрости и лукавству (2Кор.11:3; Апок.12:9,20:2), здесь сравнивается со львом по его лютой жестокости и свирепости. Образно представляется, что диавол, как лев, обходит землю (как: Иов.1:7) и вредит тем, кто по беспечности и невнимательности попадается ему; этот вред означается словами – ищет поглотить: изыскивает тех, кто неосторожно попадается ему, и, нашедши, причиняет ему вред, как бы проглатывая его, как томимый голодом и жаждою. Этому бедствию подвергаются те, которые не бодрствуют над душою своею, люди, невнимательные к своей жизни, духовно нетрезвые и которых апостол сильно возбуждает этим сильным образом речи о рыкающем льве – диаволе. Когда христианин находится в ограде Церкви Христовой на пастве ее учения, под руководством пастырей Церкви, при внимательности к своей жизни, то диавол, хотя может вредить ему, но поглотить его или растерзать его не может, хотя и ищет к тому случая, и может, и стремится всегда и при всяком случае причинить вред. Диавол представляется образно одним лицом, которое вредит всем христианам, олицетворяется как общее понятие; но из Писания видно, что диаволов множество и они вредят христианам – одни одним, другие другим, так что может быть, что как у каждого христианина есть свой Ангел-Хранитель, так у всякого есть свой враг диавол – похотник его. Львом рыкающим называется и Христос, и диавол также называется таковым: Христос – лев по причине крепости, диавол – по причине свирепости; Христос – лев ради победы, диавол – ради вреда (ad vincendum, ad nocendum. Августин).

Толковый Апостол. Соборные послания.

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-9 Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире

Но предавать себя воле Божией, Промыслу Божию не значит предаваться беспечности: беспечность противна Божию попечению о людях и крайне гибельна для их нравственного состояния уже потому, что люди окружены темными силами, поставляющими всяческие соблазны и препятствия их спасению. Апостол с отеческою любовью и заботливостью предостерегает читателей от опасной беспечности, которою особенно пользуется на гибель людей диавол. «На тех, которые привыкли спать душевно (а это значит быть поглощенным суетою) и через то обременяют трезвость души, нападает лукавый зверь отчаяния. Предостерегая от сего, ученик Христов убеждает всегда бодрствовать и беречься сеятеля плевелов, чтобы, когда мы спим, т. е. ведем жизнь беспечную и ленивую, он тайно не насеял лукавых помыслов и не отвлек от истинной жизни» (блаж. Феофил.). Противник или враг рода человеческого - диавол здесь (ст. 8) за жестокость и лютость сравнивается со львом, который с рыканием ищет добычи своей жадности и с этою целью обходит землю (ср. Иов 1:7) и причиняет гибель и вред всякого рода беспечным и нерадивым. Апостол поэтому сильно возбуждает внимание и энергию верующих к борьбе с исконным врагом людей: «противостойте ему твердою верою» (ст. 9), что близко напоминает соответствующее наставление Ап. Иакова (IV:7). Побуждением к безропотному терпению скорбей и к борьбе с диаволом Апостол указывает и ту мысль, что страдания - общий удел первохристиан. «Вероятно, много скорбей за Христа претерпевали, которым писал это Апостол Петр: потому-то он и утешает их в начале и в конце послания, -там тем, что они становятся общниками в страданиях Господа, а здесь тем, что страдают не они только одни, но и все верующие, живущие в мире» (блаж. Феофил.).

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

5:6-9. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время: все заботы ваши возложи́те на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить; противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире.

      В смирении же указывается важнейшее оружие против современных тяжелых, но скоропреходящих обстоятельств, имеющих разрешиться торжеством христианства, почему Апостол советует возложить всю печаль свою на Промыслителя, не унывая и не предаваясь нравственному расслаблению и беспечности, так как исконный враг, в различные времена принимающий разные виды и теперь наводящий на христиан ужас, как голодный или, вернее, раздраженный лев, всегда ищет для себя жертв, отстающих от стада Божия, по беспечности пастырей или вследствие заблуждения отдельных овец. 
      Обессиленный победою Иисуса Христа, диавол не может бороться с христианами в их совокупности; поэтому Апостол убеждает христиан дружно противостать ему, поддерживая в вере друг друга и не придавая большего значения временным тяжелым обстоятельствам, постигающим всех христиан, как например, гонению, бывшему при императоре Нероне, живое и наглядное представление которого особенно побуждало Апостола воодушевлять христиан к терпению.

Толковый Апостол. Часть I. Объяснение книги Деяний святых Апостолов и Соборных посланий

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible