Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день.
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вопрос 20. Что значит сказанное: «дал ему иное сердце»?
Поскольку Саул был поселянин, знавший только, как возделывать землю; то Бог, помазав его царем, дал ему царственную мудрость.
Георгий Константинович Властов (†1899)
1Цар.10:1-13
Первое свидание Саула с пророком Самуилом, и помазание его на царство, рассказанное в главах 1Цар.9-10, знакомит нас с тем замечательным учреждением среди Израиля, которое принято называть «пророческими школами». Из 1Цар.28:6, мы видим, что в те времена воля Божия открывалась человекам «или во сне или чрез урим или чрез пророков». Со времени Иисуса Навина, – как указано в Чис.27:21 ХХУИ, один только (перво) священник имел право вопрошать Господа уримом (Об уриме и туммиме ср. Исх.28:30 и пр. в Св. Летописи.), но среди народа воля Божия объявлялась в увещаниях и угрозах и поучениях людей Божиих» (Суд.2:1-5; Суд.4:4; Суд.10:11; 1Цар.2:27. Если в 1Цар.3:1 и сказано, что при Илии «слово Господне было редко в те дни и видения были нечасты», то это доказывает, что если с одной стороны уровень народной религиозности был низок, то тем не менее слово Божие все-таки проявлялось, хотя не так часто, как в более чистые времена.), то есть пророков, глаголавших по повелению словеса Божии.
Но вот во времена Самуила мы впервые читаем в священной летописи о «сонме пророков», и «пред ними» псалтырь и тимпан (муз. орудия) и они пророчествуют» (1Цар.10:5). При встрече с этим сонмом пророков, Саул, сын Кисов, посланный отцом своим отыскивать пропавших ослиц, и совершенно не подготовленный к пророческому служению, но уже помазанный Самуилом в Раме (Ср. 1Цар.7, и 1Цар.9:10,17), чувствует себя охваченным высшей силой: и Дух Господень находит на него» (1Цар.10:6) и «он начинает пророчествовать и делается иным человеком». Таким образом мы видим среди Израиля целые общины людей, пророчествующих или готовящихся к пророческому служению, которых высшее вдохновение сообщалось и слушающим их пророчества или песнопения.
Последующая история Израиля указывает нам, что такие общины или общества, под главенством Богом избранного пророка, широко распространялись по земле Израильской Броме пророческой школы в Раме (1Цар.19:19-20), мы видим позже общины учеников, группирующихся около великих пророков и в Beфиле (4Цар.2:3) и в Иерихоне (id. ib. 5) и в Галгале (id. IV, 38) и вероятно во многих других местностях в разное время. Эти пророческие общины или сонмы были иногда весьма многочисленны, как это видно из 3Цар.18:4; 3Цар.22:6; 4Цар2:16; 4Цар.6:1 и др. (Учеников пророческих называли «сынами пророческими», а они именовали стоявшего во главе их пророка «отцом и господином» (См. Выражение: «сыны пророков, которые в Вефиле» (4Цар.2:3) и в стихе 5: «сыны пророков, которые в Иерихоне». Об именовании пророка, стоявшего во главе общества учеников отцем», см. 1Цар.10:12, – вопрос одного из видевших пророчествование: «а у тех (пророческих учеников), кто отец?». Господином называют ученики Илию в 4Цар.2:3,5 и др.. Мы назвали выше эти группы людей под главенством пророка «пророческими школами», руководствуясь названием, принятым вообще теперь для этих общин, потому что несомненно, что они были высшими религиозными школами того времени. Мы видели из вышеприведенных текстов, что «сонмы пророков» пели священные псалмы при звуках музыкальных инструментов и увлекали священными песнопениями душу слушающих, возвышая ее к Богу, к бесконечному и вечному; отвлекая ее временно от земных интересов и помыслов и приуготовляя ее к воспринятию высших религиозных истин.
Не все конечно ученики пророка могли восприять высшие пророческие дары Духа Святаго, Который «глаголал во пророках»; но все ученики его могли участвовать в распространении среди народа слышанных ими истин. Когда пророк вещал волю Божию, и напоминал закон Богом данный, когда он жгучими речами обличал беззакония и призывал к благочестию и правде, когда он угрожал отпадшим от Господа наказаниями, – то слова его разносились далеко по стране устами учеников его, и очень часто в форме священного вдохновенного песнопения исторгали слезы покаяния и умиления, и любви и упования в толпах народа, внимавших псалмам сонмов пророческих. Вспомним, как даже в сердцах грубых воинов, посланных Саулом схватить Давида в Раме, вспыхнул временно огнь пророчества, когда они услышали сонм пророков с Самуилом во главе. Даже сам царь Саул, пришедший со злобой и ненавистью в сердце в Раму, почувствовал, что им овладел пророческий Дух и он, забыв все, предался обаянию и счастью подняться выше всех земных помыслов и желаний и отдать хотя временно душу свою Богу (1Цар.19:18-24).
Все именитые люди того времени, начиная с Саула, государственные люди, как и певцы, Давид (Давид укрывается у Самуила 1. s. cit.) и Эман певец, внук Самуила (1Пар.6:33 Эман, современник Давида.), названный 1Пар.25:5 «царским прозорливцем», и Гад и Нафан, продолжавшие исторические записи Самуила (1Пар.29:29 говорить об исторических записях Самуила и Нафана и Гада.) и вероятно все другие пророки и летописцы этого переда, все находили приют и помощь материальную и нравственную в сонмах пророков. Здесь они впервые слышали нравственное разъяснение закона Моисеева и поучались вникать в дух закона и в тайны премудрости Божией и понимать волю Его, и знакомились с историей народа и его развития, и поучались понимать из истории его, как Господь ведет человека к нравственному его развитию. Здесь, в этих сонмах пророков, которые были религиозными учеными корпорациями, готовились люди на служение Богу и народу своему; здесь вырабатывались, под влиянием слова Божия, произносимого Боговдохновенным пророком, те воззрения, кои имели решительное влияние на судьбу не только народа Израильского, но и на все человечество, принявшее с благоговением писания пророков Израиля. Здесь, в этих высших религиозных школах, началось то отрешение от узкого понимания закона, которое развилось в великое пророческое древо, вещавшее о целях общечеловеческих, о счастье не только Израиля, но и всего человечества. Здесь впервые образовалось целое учение о высших обязанностях к Богу и человеку и о счастье предать себя всецело воле Божией.
Потому-то образовавшиеся под влиянием пророческих школ пророки, начиная с великого пророка Илии, – и были так сильны, что они неустанно указывали и царям и царствам, что они сами по себе ничтожны и бессильны и существуют только по воле Владыки неба и земли. Все учение пророков в этом отношении, как бы пророчески вылилось в песни матери пророка Самуила, Анны: «Нет святаго, кроме Господа; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш»... «Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою»... «Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает» (1Цар.2:2,4,7).
В учении пророков, начиная от Самуила, – мы видим грозное их противодействие и разнузданной воле народа и тирании царей; видим и обличение священников, забывавших величие своего призвания и утративших смысл духа закона, чтобы слепо следовать одной его букве, и обличение судей и начальников, злоупотреблявших своею властью.
«Нет святаго, кроме Господа», вопиют пророки; нет другой силы и власти на земле, кроме Господней, ибо сильные сильны лишь дотоле, пока исполняют волю Божию.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день
Бог дал ему иное сердце: под воздействием божественного помазания Саул внутренне как бы переродился, получил возможность быть тем, чем должен стать в своем новом звании (см. примеч. к 6 ст. VIII гл.).
И сбылись все те знамения: см. 1-7 ст.