Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на 1-я книга Царств 12:11
тогда Господь послал Иероваала, и Варака, и Иеффая, и Самуила, и избавил вас от руки врагов ваших, окружавших вас, и вы жили безопасно.
Святые отцы
Прочие
Иероним Стридонский, блж. (†420)
Ст. 6-18 тогда Самуил сказал народу: свидетель Господь, Который поставил Моисея и Аарона и Который вывел отцов ваших из земли Египетской. Теперь же предстаньте, и я буду судиться с вами пред Господом о всех благодеяниях, которые оказал Он вам и отцам вашим. Когда пришел Иаков в Египет, и отцы ваши возопили к Господу, то Господь послал Моисея и Аарона, и они вывели отцов ваших из Египта и поселили их на месте сем. Но они забыли Господа Бога своего, и Он предал их в руки Сисары, военачальника Асорского, и в руки Филистимлян и в руки царя Моавитского, которые воевали против них. Но когда они возопили к Господу и сказали: «согрешили мы, ибо оставили Господа и стали служить Ваалам и Астартам, теперь избавь нас от руки врагов наших, и мы будем служить Тебе», тогда Господь послал Иероваала, и Варака, и Иеффая, и Самуила, и избавил вас от руки врагов ваших, окружавших вас, и вы жили безопасно. Но увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас, вы сказали мне: «нет, царь пусть царствует над нами», тогда как Господь Бог ваш - Царь ваш. Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали: вот, Господь поставил над вами царя. Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего. а если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших. Теперь станьте и посмотрите на дело великое, которое Господь совершит пред глазами вашими: не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя. И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила
То же, что совершал Моисей, делал и Самуил. Моисей воспротивился Богу и удерживал Его от того, чтобы уничтожить народ, когда Бог ему говорил: Итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их (Исх 32:10). Смотрите на силу Моисея! Что же Бог говорит ему? «Оставь Меня; ты стесняешь Меня; молитвы твои словно сдерживают Меня; мольбы твои претыкают руку Мою. Я посылаю стрелу, Я метаю копьё, но молитвы твои защищают народ. Оставь Меня и Я истреблю его». И обратите здесь же внимание на милосердие Божье! Когда Он говорит: «Оставь Меня», показывает, что если Моисей Его не оставит, то Он и народ не уничтожит. «И если ты не оставишь Меня, Я не истреблю народ: оставь Меня, и Я истреблю его». Иными словами, что Он говорит? «Не оставляй, тогда не истреблю».
Посмотрим, не делал ли то же самое и Самуил. В Книге Царств мы читаем, что он предотвратил гнев Божий на народ, и, хотя было время сбора урожая, Господь наслал дождь,громы и молнии. Что же написано? Когда же они бежали от Израильтян по скату гори Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни [града] (Ис. Нав 10:11). Смотри, сколь мудр огонь, сколь мудр град! Где Самуил, туда не отваживаются молнии: видят пророка Божьего, видят Левита. Руки Самуила грозили молниям. Он молился, и молнии останавливались. К чему я всё это сказал? К тому, что Моисей, Аарон и Самуил под разными наименованиями совершали одинаково великие дела. Да благословим Господа, Которому слава вовеки. Аминь.
Трактат на Псалмы
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Иеффай
Иеффай (Бог откроет, т. е. освободит, сделает свободным) (Суд.11:1, Евр.11:32) – один из замечательнейших Судей народа израильского, сын Галаада от наложницы.
Лишенный наследства и изгнанный законными наследниками из дома родительского, Иеффай поселился в земле Тов, в Сирийской области. Здесь, собравши шайку праздных людей, он делал набеги на неприятельские земли и скоро прославился своей воинственностью. Слава о нем распространилась так далеко, что во время войны аммонитян с Израилем старейшины галаадские просили его принять начальство над ними и сразиться с аммонитянами. Иеффай сказал старейшинам: не вы ли возненавидели меня и выгнали из дома отца моего? Зачем же пришли ко мне нынче, когда вы в беде? (Суд.11:7). Затем он согласился сделаться их начальником, впрочем, с тем непременным условием, чтобы в случае воинской победы начальство оставалось за ним навсегда.
Прежде сражения Иеффай два раза отправлял послов к ц. аммонитскому для переговоров, но они не имели успеха. Тогда, возбужденный Духом Божиим, он сразился с аммонитянами, одержал блистательную победу над ними и завоевал у них 20 городов, начиная от Ароера на Арноне до Минифа и Авель-Керамима. Но, идя на сражение, Иеффай дал обет Богу – принести в жертву Богу то, что первое встретит его из дома при возвращении с победы; и вот единородная дочь его первой выходит навстречу отцу с тимпанами и ликами. Встреча эта сильно смутила Иеффая. Но дочь, узнав о его обете, выразила пред ним полную покорность и только просила отца отпустить ее на два месяца с подругами в горы для оплакивания своего девства. По прошествии же данного ей срока она возвратилась к своему отцу, и он совершил над ней обет свой, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, замечает свящ. писатель кн. Судей, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина четыре дня в году (Суд.11:1-40).
По одним комментаторам, как, напр., по Флавию и многим из древних, дочь Иеффая действительно была принесена фактически в жертву, но другие находят более правдоподобным, что она была посвящена Богу и осталась в девстве на всю жизнь.
После победы над аммонитянами Иеффай недолго жил в своем доме. Ефремляне, недовольные, что Иеффай не пригласил их с собой на войну против аммонитян, вступили в Галаад, угрожая сжечь Иеффая со всем его домом. Он старался сначала успокоить их убеждениями, но убеждения не подействовали. Тогда Иеффай, собравши всех жителей Галаада, сразился с ефремлянами и разбил их. Немедленно после победы он велел занять все переправы через Иордан, и, когда кто-либо из ефремлян, спасшихся от меча, приходил к переправе, его спрашивали: не ефремлянин ли он? Если тот говорил: нет, то его заставляли произнести слово: шибболет (колос). Ефремляне не могли правильно выговаривать это слово, и потому всякого, кто произносил сибболет, умерщвляли у переправы (Суд.12:1-7). Всего пало здесь ефремлян 42 000.
Иеффай был судьей Израиля шесть лет. Пр. Самуил указывает на него как на одного из великих мужей, воздвигнутых Богом на защиту своего народа (1Цар.12:11), и св. ап. Павел в Послании к Евреям упоминает о нем в числе других великих мужей, одержавших великие победы силой веры в Бога (Евр.11:32).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 6-25 тогда Самуил сказал народу: свидетель Господь, Который поставил Моисея и Аарона и Который вывел отцов ваших из земли Египетской. Теперь же предстаньте, и я буду судиться с вами пред Господом о всех благодеяниях, которые оказал Он вам и отцам вашим. Когда пришел Иаков в Египет, и отцы ваши возопили к Господу, то Господь послал Моисея и Аарона, и они вывели отцов ваших из Египта и поселили их на месте сем. Но они забыли Господа Бога своего, и Он предал их в руки Сисары, военачальника Асорского, и в руки Филистимлян и в руки царя Моавитского, которые воевали против них. Но когда они возопили к Господу и сказали: «согрешили мы, ибо оставили Господа и стали служить Ваалам и Астартам, теперь избавь нас от руки врагов наших, и мы будем служить Тебе», тогда Господь послал Иероваала, и Варака, и Иеффая, и Самуила, и избавил вас от руки врагов ваших, окружавших вас, и вы жили безопасно. Но увидев, что Наас, царь Аммонитский, идет против вас, вы сказали мне: «нет, царь пусть царствует над нами», тогда как Господь Бог ваш - Царь ваш. Итак, вот царь, которого вы избрали, которого вы требовали: вот, Господь поставил над вами царя. Если будете бояться Господа и служить Ему и слушать гласа Его, и не станете противиться повелениям Господа, и будете и вы и царь ваш, который царствует над вами, ходить вслед Господа, Бога вашего. а если не будете слушать гласа Господа и станете противиться повелениям Господа, то рука Господа будет против вас, как была против отцов ваших. Теперь станьте и посмотрите на дело великое, которое Господь совершит пред глазами вашими: не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь, и вы узнаете и увидите, как велик грех, который вы сделали пред очами Господа, прося себе царя. И воззвал Самуил к Господу, и Господь послал гром и дождь в тот день; и пришел весь народ в большой страх от Господа и Самуила. И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим, чтобы не умереть нам; ибо ко всем грехам нашим мы прибавили еще грех, когда просили себе царя. И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим и не обращайтесь вслед ничтожных богов, которые не принесут пользы и не избавят; ибо они - ничто; Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим; и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой; только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами; если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете
Смысл увещания пророка таков: «До сих пор у вас не было царя, однако Господь Бог всегда спасал вас от врагов ваших, как только вы обращались к Нему. А потом вдруг потребовали себе для защиты от врагов земного царя! Как будто Господь уже не может больше спасать вас и как будто земной царь сам по себе может доставить вам это спасение! Вы обнаружили постыдное маловерие к помощи Божией и излишнее упование на силу собственного копья и меча. Знайте же, что как без царя вы спасались от врагов только тогда, когда не уклонялись от Господа и служили Ему от всего сердца вашего, так точно будет и при царе. Царская власть будет бессильна спасти вас, как скоро в вас самих не будет внутренней нравственной силы. Если вы и царь ваш будете ходить вслед Господа Бога вашего, то вас не постигнет зло; если же станете противиться повелениям Господа, то ведайте: погибнете вы и царь ваш. А что все, сказанное мною, справедливо, Господь подтвердит сейчас знамением» (16-18).
Не жатва ли пшеницы ныне? Но я воззову к Господу, и пошлет Он гром и дождь. В Палестине бывает в году два периода дождей - ранний и поздний (Втор XI:14); ранний (применительно к началу гражданского года евреев с сентября месяца) - это осенний период дождей, падающий на октябрь и ноябрь месяцы; поздний - весенний, падающий на конец февраля, март и начало апреля, В мае же и начале июня, когда совершается уборка пшеницы, дождя совсем не бывает: ханаанский дождь в это время был бы так же странен, как, по выражению Премудрого, снег летом (Притч XXVI:1).