Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него.
Святые отцы
Прочие
- Апостольские постановления
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 8-12 И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе;тогда подумал я: «теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа», и потому решился принести всесожжение
Смотри же: дьявол хотел довести Саула до того, чтобы тот [пошел слушать] болтовню чревовещательницы. Но если бы он стал внушать это Саулу вначале, тот не послушал бы. Ибо как это было возможно для того, кто сам преследовал таких? Поэтому он внушает ему это незаметно и мало-помалу. Ибо когда Саул ослушался Самуила и в его отсутствие принес всесожжение, то, будучи обвиняем, говорит: была большая нужда ввиду врагов, - и тогда, как следовало рыдать, он оставался спокоен, будто ничего не сделал. Потом Бог повелел истребить амаликитян, но он и в этом преслушался. Далее последовали его дерзкие поступки против Давида, и таким образом, незаметно и мало-помалу поскальзываясь, он уже не мог остановиться, пока наконец не вверг себя в самую бездну погибели.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вопрос 28. Что значит сказанное: «и ждаше седмь дней по свидетельству, якоже рече Самуил»?
Самуил дал заповедь Саулу, ждать его седмь дней, и потом, принеся жертву, ополчиться. Саул, увидя собравшихся иноплеменников, не дождался Пророка, как заповедал он. Почему Пророк, нашедши его приносящим уже жертву, сделал ему весьма строгий выговор, и предвозвестил утрату царства. Ибо сказал: «Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом» (1Цар.13:14). Отсюда заимствовал добропобедный Стефан сказанное им: «поставил им царем Давида, ... нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деян.13:22); потому что божественный Самуил предрек сие пророчески. А слово: «Галгал» (1Цар.13:15) Акила перевел: земля в Саваиме, в юдоли серн.
Апостольские постановления
Ст. 8-12 и ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; тогда подумал я: «теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа», и потому решился принести всесожжение
Мы все сообща предписываем вам это. Пусть каждый остается в данном ему чине и не переходит пределы. Ибо они не наши, но Божии. <…> И то, что было повелено совершать первосвященникам, к тому нельзя было приступать священникам, и то, что было определено для священников, тем не занимались левиты, но каждый соблюдал установленные служения, которые получил. А если кто-то хотел выйти за пределы вверенного ему, наказанием была смерть. Лучше всего это показала попытка Саула, который, задумав принести жертву в отсутствие пророка и первосвященника Самуила, навлек на себя грех и неотвратимое проклятие, и даже несмотря на то, что был помазан им на царство, разгневал пророка.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Господь приказал Самуилу (1Цар.13:13) принести жертву в Галгале и Саул был о том уведомлен пророком, но он, по человеческим соображениям, не дождался пророка и принес сам всесожжение, которое должен был принести Самуил. К этому непослушанию подвигли Саула неверие его, страх его пред Филистимлянами, – доказывавший малодушие и неверие, – нетерпеливость человеческая, не умеющая дождаться времени, назначенного Господом, и наконец слабость характера, не могшая бороться с влиянием окружавших его льстецов и советчиков. Непослушный воле Божией царь приговорен был к лишению царства, которого он лишается позже, не посредством какого-либо действия Самуила, а силою обстоятельств, повеленных Богом.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 8-14 и ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; тогда подумал я: «теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа», и потому решился принести всесожжение. И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом
См. прим. к 6 ст. VII гл. и к 8 ст. X гл. Не исполнив воли пророка Господня, Саул нарушил не простую формальность, а один из существеннейших законов, положенных в основу власти еврейского царя (Втор XVII:14-20). И пророк Самуил, как верный страж теократии еврейского народа, не мог оставить это нарушение закона без энергичного протеста и обличения.