Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори.

Святые отцы

Прочие

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 10-16, 28-29 и было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, и сошел в Галгал. Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа. И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили. И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори… Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя; и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему

И вот, есть вещи, достойные похвалы в людях, но которые не могут быть у Бога. Таков, например, стыд, который есть великое украшение вины человека, и таков страх Божий. И превозносится он не только в книгах Ветхого Завета. Апостол Павел также говорит: Итак, возлюбленные… очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2Кор 7:1). И ни стыд, ни страх не свойственны Богу. Следовательно, как определенные достохвальные черты человеческого характера не могут быть справедливо приписаны Господу Богу, так можно назвать и определенные презираемые человеческие черты, которые справедливо могут быть упомянуты в числе присутствующих в Боге, хотя, в отличие от людей, совершенно иным образом и на иных основаниях. Ибо вскоре после того, как было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, сказал Самуил Саулу о Боге: ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему. И этот случай ясно показывает, хотя Бог мог сказать «жалею», всё же данное слово нельзя воспринимать в смысле раскаяния человека, как мы это уже пространно здесь обсудили.

О различных вопросах к Симплициану

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ст. 10-16,35 и было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, и сошел в Галгал. Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа. И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили. И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори… И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем

Все эти свидетельства говорят о том, что нам не следует упрямо держаться за свои обещания, но нужно проверять их разумом и рассудком, потому что выбирать и предпочитать нужно то, что лучше, и именно к тому, что полезнее, нужно переходить без всякого колебания. Такое неоценимое суждение учит нас тому, что, хотя Богу исход всякого человека известен прежде его рождения, Он всё устраивает таким порядком, таким основанием и даже, можно сказать, таким человеческим чувством, что не силой Своей и не согласно Своему невыразимому предведению определяет всё и вся, но, исходя из деяний человека в определённое время, Он либо отвергает человека, либо приближает [к Себе], либо ежедневно изливает на него благодать, либо отворачивается от него.

Это показывает и избрание Саула. И хотя предведение Бога не могло не знать о его жалком конце, Он выбрал его из многих тысяч израильтян и помазал на царство. Поступая так, Он вознаграждал его за достойную жизнь в то время и вовсе не принимал во внимание грех его будущего преступления. И вот после того как он развратился, Бог, как будто, пожалел о Своём выборе, жалуясь, так сказать, человеческими словами и чувствами: Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опять же: Печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем.

Собеседования

Георгий Константинович Властов (†1899)

1Цар.15:2-23

И другой раз устами Самуила приказано было Саулу от Господа выступить против Амаликитян и предать заклятию и истреблению все, что возьмут они. Саул опять не исполнил в точности воли Божией, и Самуил, поразив Агага, сказал Саулу великое слово: «Неужели жертвы и всесожжения столь же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы... ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» (1Цар.15:22-23) (Ср. позже те же о жертвоприношении мысли: Ис.1:11-17; (ср. Пс.49:8,9; Пс.50:18-19) Иер.6:20; Амос.5:21-22 и мн. др..

Так учили и царей духу закона великие пророки, и Самуил прибавил Саулу, умолявшему его о прощении: "ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя". Строгий исполнитель велений Божиих, несмотря ни на какие обстоятельства или личные свои чувствования (Чрезвычайно замечательно (как указано в 1Цар.16:1) что Самуил глубоко печалился, как человек о Сауле: «Доколе будешь ты печалиться о Сауле?» говорит Самуилу Господь. Это проблеск в душу Самуила и всех пророков. Человеческое чувство не могло помешать пророку, отдавшему волю свою Господу, исполнить повеленное ему Господом. Но пророк твердо веровал и сознавал просветленным разумом, что только воля Божия приносит истинное благо в мир, что все мышления человеческие шатки и близоруки, как-бы ни казались они ясными. Единая благая сила в мире воля Божия, и глашатай сей священной воли, есть пророк.), – Самуил всю жизнь свою оставался верным тем словам, коими он отвечал Господу, воззвавшему к нему в отрочестве: «Глаголи, Господи, ибо слышит раб Твой» (1Цар.3:10). В этом полном отрешении от собственной воли и отдание воли своей воле Творца была вся сила Самуила, и такова же была причина силы Авраама и Иакова и Моисея и всех вообще пророков. Полное подчинение воле Господней облагораживало душу со всеми ее способностями; порождая постоянную чистоту мысли, оно возвышало ум, делая его светлым, возвышенным и прозорливым. Потому-то пророки Израильские были и замечательнейшими государственными людьми, ясно читая сердца людей и помышления их и далеко предвидя события, готовившиеся в культурном мире того времени.

Священная летопись. Том четвертый

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible