Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 1-я книга Царств 15:18
И послал тебя Господь в путь, сказав: «иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их».
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Амаликитяне (1Цар.15:6) – могущественный народ, занимавший страну между Палестиной и Египтом и называемый в кн. Числ (Числ.24:20) первым из народов. Они были сильно разбиты в битве с сынами Израилевыми при Рафадиме и за свой грех, что противодействовали благостоянию народа Божия, подверглись Его страшному суду. Впоследствии они были поражены и разбиты Гедеоном (Суд.7:12-25), Саулом (1Цар.15) и Давидом (1Цар.30). Наконец над ними исполнилось слово Господне, и имя их исчезло с лица земли (1Цар.30:17;1Пар.4:43).
Георгий Константинович Властов (†1899)
И другой раз устами Самуила приказано было Саулу от Господа выступить против Амаликитян и предать заклятию и истреблению все, что возьмут они. Саул опять не исполнил в точности воли Божией, и Самуил, поразив Агага, сказал Саулу великое слово: «Неужели жертвы и всесожжения столь же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы... ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство» (1Цар.15:22-23) (Ср. позже те же о жертвоприношении мысли: Ис.1:11-17; (ср. Пс.49:8,9; Пс.50:18-19) Иер.6:20; Амос.5:21-22 и мн. др..
Так учили и царей духу закона великие пророки, и Самуил прибавил Саулу, умолявшему его о прощении: "ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя". Строгий исполнитель велений Божиих, несмотря ни на какие обстоятельства или личные свои чувствования (Чрезвычайно замечательно (как указано в 1Цар.16:1) что Самуил глубоко печалился, как человек о Сауле: «Доколе будешь ты печалиться о Сауле?» говорит Самуилу Господь. Это проблеск в душу Самуила и всех пророков. Человеческое чувство не могло помешать пророку, отдавшему волю свою Господу, исполнить повеленное ему Господом. Но пророк твердо веровал и сознавал просветленным разумом, что только воля Божия приносит истинное благо в мир, что все мышления человеческие шатки и близоруки, как-бы ни казались они ясными. Единая благая сила в мире воля Божия, и глашатай сей священной воли, есть пророк.), – Самуил всю жизнь свою оставался верным тем словам, коими он отвечал Господу, воззвавшему к нему в отрочестве: «Глаголи, Господи, ибо слышит раб Твой» (1Цар.3:10). В этом полном отрешении от собственной воли и отдание воли своей воле Творца была вся сила Самуила, и такова же была причина силы Авраама и Иакова и Моисея и всех вообще пророков. Полное подчинение воле Господней облагораживало душу со всеми ее способностями; порождая постоянную чистоту мысли, оно возвышало ум, делая его светлым, возвышенным и прозорливым. Потому-то пророки Израильские были и замечательнейшими государственными людьми, ясно читая сердца людей и помышления их и далеко предвидя события, готовившиеся в культурном мире того времени.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 17-19 и сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? И послал тебя Господь в путь, сказав: «иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их». Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа
Отмечается неблагодарность Саула. Воздвигнутый из ничтожества на высоту царского престола Саул не обнаружил должного подчинения воле Воздвигшего его.