Скрыть
И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 34-35 И отошел Самуил в Раму, а Саул пошел в дом свой, в Гиву Саулову. И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем

Божественное Писание часто может наделять Бога такими словами, что кажется, они ничуть не отличаются от наших, как например: Разгневался яростью Господь (Чис 22:22), и пожалел Бог о бедствии (Ион 3:10), и раскаялся, помазав Саула на царство (1Цар 15:35), - и, кроме того, оно повествует о том, что Бог сидит, стоит, движется и о многом другом подобном, что по природе не может относиться к Богу, но не без пользы служит для устроения наставляемых. Ибо указание на гнев сдерживает распущенных [людей] страхом; и [Писание] говорит, что Господь раскаивается в бедствии вместе с теми, кто нуждается в лекарстве покаяния, а раскаянием о Сауле показывает, что те, кто в благоденствии устремляются к бесчинству, не будут наслаждаться процветанием, даже если кажется, что оно от Бога.

Против Евномия

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Ст. 34-35 И отошел Самуил в Раму, а Саул пошел в дом свой, в Гиву Саулову. И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем

Пожелал некогда и Лот со своими дочерьми спасти свою супругу: отказываясь покидать охваченные пламенем Содом и Гоморру и наполовину уже оказавшись в огне, он пытался вывести ту, которую крепко держали её прежние грехи. Но в отчаянии она потеряла самообладание, оглянулась назад и превратилась в памятник неверующей души. И словно бы за утрату одной женщины страстная вера Лота спасает целый город - Сигор. И верно, покинув мрачные долины, где лежал Содом, он взошёл на горы, и солнце воссияло над ним, когда входил он в Сигор, или малый город - так названный, потому что та малая вера, которую имел Лот, хотя и не могла спасти крупные [города], но достаточна была для спасения малых. <…> И Самуил некогда печалился о Сауле, который не желал исцелять раны гордости лекарством покаяния. И Павел печалился о коринфянах, которые не хотели смыть своими слезами грязь разврата.

Послания

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Ст. 10-16,35 и было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, и сошел в Галгал. Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа. И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили. И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори… И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем

Все эти свидетельства говорят о том, что нам не следует упрямо держаться за свои обещания, но нужно проверять их разумом и рассудком, потому что выбирать и предпочитать нужно то, что лучше, и именно к тому, что полезнее, нужно переходить без всякого колебания. Такое неоценимое суждение учит нас тому, что, хотя Богу исход всякого человека известен прежде его рождения, Он всё устраивает таким порядком, таким основанием и даже, можно сказать, таким человеческим чувством, что не силой Своей и не согласно Своему невыразимому предведению определяет всё и вся, но, исходя из деяний человека в определённое время, Он либо отвергает человека, либо приближает [к Себе], либо ежедневно изливает на него благодать, либо отворачивается от него.

Это показывает и избрание Саула. И хотя предведение Бога не могло не знать о его жалком конце, Он выбрал его из многих тысяч израильтян и помазал на царство. Поступая так, Он вознаграждал его за достойную жизнь в то время и вовсе не принимал во внимание грех его будущего преступления. И вот после того как он развратился, Бог, как будто, пожалел о Своём выборе, жалуясь, так сказать, человеческими словами и чувствами: Жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опять же: Печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем.

Собеседования

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем

Потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула (Ср. 10-11; XVI:1, 7): человекообразное выражение, говорящее о том, что первый царь евреев не воспользовался богодарованными ему средствами для того, чтобы быть ревностным орудием воли Божией на благо свое и вверенного ему народа.

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible