Скрыть
И сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

и сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя

Не сказал ему Бог: пойди, помажь мне Давида, но: пойди, помажь мне одного из сыновей Иессея. Почему же не говорит определенно? Почему не называет по имени? Чтобы не потерпел Давид того же, что потерпел Иосиф. Как там братья, узнав, что он хочет быть царем над ними, начали строить козни, враждовали и продали (его в рабство), так нужно было опасаться, чтобы и братья (Давида) не сделали того же самого. Так что здесь неведение сделалось матерью безопасности. Про­рок пришел с общим вопросом: дай мне одного из твоих сыно­вей. Не могу, говорит, (дать сына), есть только юный отрок, пасущий овец. Но «Я смотрю не так, как смотрит человек».

Беседа на надписание псалма 50, о покаянии Давида и о жене Урииной

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

и сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя

Когда Самуилу повелено было наполнить елеем рог, то что же это означает, как не требование к избраннику в пастыри святой Церкви, чтобы он был известен не как преступник, а мог являться примером для многих, заслуживая удивительной похвалы? Ведь рог - это оружие животного. Но и власть и [возможность] порицания для даже высочайшего епископа разве не оружие его? И конечно же, они разят самым остриём рога, когда выговаривают грешников. Тем самым, разить рогом - значит резко изобличать грешников. Рог же наполняется елеем тогда, когда сила проповедника исходит не из грубости голосовых связок, а из притягательной силы благодати. Либо же рог наполняется елеем в том случае, когда избранному пастырю разом даётся и возвышенность, и добродетель помазания, то есть когда он и поднимается до высокого положения, и, поскольку он возвышается, исполняется богатством заслуг. Священники помазывались полным рогом елея, потому что к их высокому положению они подходили в полноте благодати. И поскольку в елее возгорается огонь, то елей учителя - это любовь сердца. В елее разгорается огонь, потому что в богатстве [исходящего из] уст горит сила и благодать Святого Духа. И так как учителю надлежит обладать богатством сильной любви, то о царе говорится, что он был помазан полным рогом елея, когда избран был на помазание. Полнота рога относится к постоянству благодати. И те, кто не способны дойти до конца, не достойны помазания полным рогом елея.

Толкование на 1-ю книгу Царств

Максим Исповедник, прп. (†662)

и сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя

Царствование Саула есть образ телесного служения закону; Господь упразднил этот закон как несовершенный. Ибо Апостол говорит: Закон ничего не довел до совершенства (Евр. 7:19). Царствование же великого Давида есть предызображение Евангельского служения, ибо он объемлет в сердце своем все пожелания Божии.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

и сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя

Чтоб явственнее видеть царствование Божие над царством человеческим, нужно с особенным вниманием рассматривать такие случаи, в которых непосредственное действие Божие с особенною ясностию обнаруживается. Хотите ли из действительных исторических событий видеть оправдание этой отрадной для верующего истины? Укажем на некоторые примеры. Посмотрим на избрание Давида в царя Израилю. «Рече Господь к Самуилу: …прииди, пошлю тя ко Иессею до Вифлеема, яко узрех в сынех его Себе царя»

Христианское учение о Царской власти. п. 3. Исторические доказательства непосредственного Божьего управления царствами человеческими

Лактанций (†320)

и сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя

Иудеям было прежде указание составлять священный елей для помазывания тех, кого призывали на священство или царство. И как ныне пурпурное одеяние является знаком царского достоинства среди римлян, так и у них помазание священным елеем давало и титул, и власть царя. А поскольку древние греки использовали слово χρἰεσθαι для обозначения помазания… то мы и зовём Его Христом, то есть Помазанником (Χριστός), что по-еврейски значит Мессия.

Божественные установления

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и сказал Господь Самуилу: доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя

Тайное помазание на еврейское царство Давида. Приближение Давида ко двору Саула

Иессей из Вифлеема Иудейского - внук Вооза, женившегося на моавитянке Руфь (см. кн. «Руфь»), прямой потомок Наасона, князя Иудина колена при Моисее (Числ. 17; 1Пар. 2:10).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible