И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он.

Святые отцы

Прочие

Максим Исповедник, прп. (†662)

и послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он

Наподобие великого Давида, чермен и с добрыми очами есть тот, кто вместе со светлой радостью жизни по Богу обладает и лучезарным словом ведения, в соответствии с которым и сливаются воедино [духовное] делание и созерцание. Первое блистает способами [осуществления] добродетелей, а второе озаряется божественными умозрениями.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

Ст. 12-13 и послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму

Мною царие царствуют и силънии пишут правду, вещает Господь (Притч. 8:15). Несть власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть, учит Апостол (Рим. 13:1). Так Господь избрал и помазал Давида на царство, и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дня и потом. Власть Царей происходит свыше от Царя Царей и Господа господ; Дух Божий, с минуты священнейшего помазания, непрестанно почивает на них и через них управляет судьбами народов. — Вот высокое, неоспоримо сильное, Христианское побуждение к повиновению власти! Вот единственное непоколебимое основание благоустройства царств и народов! Повинитеся всякому человечу начальству Господа ради; Бога бойтеся, царя чтите (1Пет. 2:13, 17): в лице царя бойтесь и чтите Бога. Забвение этого великого урока, пренебрежение этой великой заповеди, по грозному суду Божию, тяжко наказывается ужасными последствиями, которые влечет за собой ослепление, в которое впадают народы, приведенные в буйство лукавым духом лжемудрования, безумной гордыни и своеволия.

Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями


Пророк приходит в Вифлеем, пересматривает сынов Иессея, не зная, кто из них должен быть царем. Едва наконец найден Давид, бывший у стада и оставленный отцом без внимания, и тогда уже Самуил получил от Бога определительное изволение и помазал Давида в царя. Но что потом? Давид пошел не на престол, а обратно к стаду. По времени он был позван в дом царя, но не царствовать, а играть на гуслях. Еще по времени пришел он в войско, но не как воин с оружием, а как обозный с пищею для своих братьев-воинов; здесь нечаянно вызвался на единоборство с Голиафом, победил богатыря, приобрел чрез то славу, сделался сродником царя. Теперь он уже не так далек от престола; но и после этого он еще должен быть не царем, а изгнанником, бездомным, скитающимся по горам и дебрям, не находящим безопасности в отечестве и принужденным удаляться к иноплеменникам. Спрашивается: для чего же Давид был помазан в царя так рано, так, по-видимому, неблаговременно, и даже с опасностью для него? Для того, во-первых, чтоб помазанием преподать ему царскую благодать, которая сделала бы его и победителем, и любезным народу, и в бедствиях неодолимым, и наконец довела бы до престола, как и сказано в Писании, что вследствие помазания «ношашеся Дух Господень над Давидом от того дне и потом». Во-вторых, для того рано помазан был Давид, чтоб после, по действительном воцарении его, и непокоривые принуждены были признать, что царь поставлен не случаем, не народом, но Самим Богом, когда воцарение Давида, несомнительное по естественному ходу дел, чудесно исполнилось в самой действительности. Наконец для того, чтоб явственным оказалось, «яко не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лк. 1:37).

Христианское учение о Царской власти. п. 3. Исторические доказательства непосредственного Божьего управления царствами человеческими

Георгий Константинович Властов (†1899)

Ст. 12-13 И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.

Хотя помазание совершено было при братьях Давида, но в книге Царств нет указания, чтобы Иессей и братья его знали о будущем величии Давида. Может быть и сам юноша Давид не понимал значения этого помазания, смысл которого открылся ему лишь впоследствии. Мы видим, что в продолжение нескольких лет Давид служит Саулу, как верный слуга его. Но во всяком случае помазание было содержимо в совершенной тайне от Саула и приближенных его, что очевидно из опасений Самуиловых, высказанных в 1Цар. 16:2 и из повелений Господних.

Если Давид и понял Духом Господним, почивавшем на нем и осветившем его разум, что Господь готовит его на царство, то вместе с сим он чистым сердцем своим понял, что от воли Господа зависит и время, когда веления Божии должны восприять свое исполнение. Потому он остается неизменно верным царю своему, который начинает его преследовать не вследствие опасения, что Давид наследует царство его, чего он не знал*, но вследствие той любви народной, которую приобрел молодой герой, убив великана Филистимлянина в единоборстве. А между тем Дух Господень, почивая на Давиде, освящает все его помыслы и просветляет его душу и благодатью Своею возвышает и направляет ко благу все способности и таланты, дарованные уже ему от рождения.

* Вначале Саулу ничего неизвестно о помазании Давида, но впоследствии он начинает бояться его, как соперника в любви народной (1Цар. 18:8-9); потом начинает подозревать истину (1Цар. 22:7), потом утверждается в этом убеждении (1Цар. 24:21-23) и сам предсказывает ему победу (1Цар. 26:25).

Священная летопись. Том четвертый


1Цар.16:1-13

Саул отринут Господом и Самуилу повелено Богом помазать на царство отрока Давида, сына Иессеева, младшего в семействе отца своего. Помазал его Самуил среди братьев его, «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после»... «а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1Цар.16:13-14; злой дух возмущал Саула с позволения Господа, так надо разуметь «злой дух от Господа».).

Дальнейшие события юности Давида, поражение им Филистимлянина, великана Голиафа, ненависть, явившаяся в сердце Саула к Давиду, известны из Священной истории и к некоторым из этих событий мы еще возвратимся, воспоминая жизнь Давида и обрисовывая эту великую личность:

Рожденный в Вифлееме, младший в семье отца своего Иессея, Давид был слугою старших братьев своих и пастухом отца своего (1Цар.16:11, 1Цар.17:17). Ничто не предвещало великой его будущности. Но на жертвоприношении, к которому приглашен пророком Самуилом Иессей (с сыновьями) (Последнии слова по тексту Семидесяти. 1Цар.16:3.) и которое приносится по повелению Божию в Вифлееме, – Дух Божий приказывает помазать на царство «того, о котором Я скажу тебе» (1Цар.16:3). Младшего из сыновей Иессеевых нет на жертвоприношении,– «он пасет овец» (ст. 1Цар.16:11). Самуил еще не знает, кого из сынов Иессеевых Господь избрал на царство. Иессей по очереди подводит к пророку сынов своих, но Самуил получает откровение, которое глаголет ему, что ни один из красивых мужественных сынов Иecceя не есть избранник Божий: «Господь сказал Самуилу (об Елиаве, первом подведенном к пророку): не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (ст. 1Цар.16:7). Из этих слов св. Писания мы между прочим видим, что пророк не утрачивает своего собственного мышления; мысли его, человеческие, ясно отличаются, в сказании от велений Божиих, которые пророк слышит и исполняет беспрекословно, сознавая ясно что есть его мысль собственная, и что есть слово Божие. Семь сынов по очереди подводит Иессей к Самуилу и Самуил знает и говорит Иессею, что ни одного из них не избрал Господь. Узнав, что у Иессея есть еще сын, находящейся при овцах, Самуил приказывает послать за ним: «и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.» (1Цар.16:12-13).
 

Священная летопись. Том четвертый

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible