Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.
Святые отцы
Прочие
- Магн Аврелий Кассиодор (†580)
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Ст. 12-13 и послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму
Мною царие царствуют и силънии пишут правду, вещает Господь (Притч. 8:15). Несть власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть, учит Апостол (Рим. 13:1). Так Господь избрал и помазал Давида на царство, и ношашеся Дух Господень над Давидом от того дня и потом. Власть Царей происходит свыше от Царя Царей и Господа господ; Дух Божий, с минуты священнейшего помазания, непрестанно почивает на них и через них управляет судьбами народов. — Вот высокое, неоспоримо сильное, Христианское побуждение к повиновению власти! Вот единственное непоколебимое основание благоустройства царств и народов! Повинитеся всякому человечу начальству Господа ради; Бога бойтеся, царя чтите (1Пет. 2:13, 17): в лице царя бойтесь и чтите Бога. Забвение этого великого урока, пренебрежение этой великой заповеди, по грозному суду Божию, тяжко наказывается ужасными последствиями, которые влечет за собой ослепление, в которое впадают народы, приведенные в буйство лукавым духом лжемудрования, безумной гордыни и своеволия.
Избранные места из священной истории Ветхого и Нового завета с назидательными размышлениями
Магн Аврелий Кассиодор (†580)
и взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму
Из чего явствует, что святой Давид был наполнен и ведом Духом Небесным, а не деяниями человеков, не рождением двойни, не ангелами, не видениями, сном ли, облаком ли или гласом с неба, ни чем-либо еще в этом роде. Ибо 1-я книга Царств сообщает о нем: и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после. Сам Господь также говорит в Евангелии: Итак, Давид Господом называет Его; как же Он Сын ему? (Лк 20:44). И вот через эти слова нам с очевидностью открывается, что Псалмы были словами пророчествования в Святом Духе.
Толкование на Псалмы
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Давид (возлюбленный) (1Цар.16:13) – был младший сын Иессея, из колена Иудина, правнук благочестивых Вооза и Руфи. Он родился, по мнению большинства историков, в 1085 г. до Р. X. в г. Вифлееме. Господь отверг Саула за непокорность и противление слову Божию и вместо него царем над Израилем избрал одного из сыновей Иессея и повелел Самуилу отправиться в Вифлеем для помазания избранника на престол израильский.
Старшие семь сыновей Иессея, представленные Самуилу, не были избранниками Божиими. Избранником оказался младший сын – это был Давид, который среди братьев его и был помазан Самуилом на царство. Ему тогда было только еще 19 лет, и он пас стада овец на полях отца своего. Он был весьма красивой наружности, имел белокурые волосы и, подобно своему племяннику Азаилу, отличался быстротой бега и крепостью мускулов (Пс.16,33-35). Его рассказ Саулу о том, как он убивал льва или медведя, нападавших иногда на овец (1Цар.16:34-36), пастушеский посох в руке и сумка на шее, с которыми не расставался он при исполнении своих пастушеских занятий (ст. 40), и особенно многочисленные указания на пастушескую жизнь, которые мы находим в кн. Псалмов (Пс.22:16,77:70,72), – все это прямо говорит в пользу того обстоятельства, что Давид большую часть своей юношеской жизни провел среди величественной природы Палестины, при обстоятельствах, наиболее способствующих развитию благочестивых размышлений и благоговейному созерцанию творений Божиих, где он всюду видел неизгладимые следы Его премудрости, всемогущества и благости. Давид не вдруг вступил на престол, но сначала сделался оруженосцем Саула (1Цар.16:21).
Затем он удалился в Вифлеем, но вскоре снова возвратился для единоборства с филистимлянином-исполином, Голиафом, которого и убил (IЦар.17), поразив в лоб камнем из пращи, и затем отсек ему его же мечом голову. Эта победа очень прославила Давида. Когда он возвращался с Саулом с поля единоборства, то выходившие им навстречу женщины, с пением и плясками, с торжественными тимпанами и кимвалами, восклицали: Саул победил тысячи, а Давид десятки тысяч (1Цар.18:7). Она же доставила ему высокое положение при дворе и войске Саула.
В сих счастливых обстоятельствах Давид вступил в самые близкие и искренние отношения к Ионафану, сыну Саула. И полюбил его Ионафан, как свою душу, замечает священный историк (1Цар.18:1).
Вскоре после того Саул стал завидовать славе вифлеемского юноши, он боялся, как бы Давид не отнял его собственную славу, и потому искал случая погубить его; и хотя Давид, после новых счастливых побед над филистимлянами, сделался зятем Саула, женившись на его дочери Мелхоле, но и это не доставило ему безопасности (1Цар.18:10-29). После неоднократных воинских подвигов и успехов, в которых проявлялись храбрость и мудрость Давида, и нескольких случаев почти чудесного избавления от злобы и ненависти искавшего погубить его царя, подробно описанных свящ. историком и воспетых самим Давидом в его псалмах, он наконец получил помощь от колен Иудина и Вениаминова, по крайней мере, достаточную на первое время для того, чтобы иметь защиту и помощь ему в изгнании и странничестве (1Пар.12). Это еще более раздражило Саула, так как он видел в этом начало явного возмущения и потому стал преследовать Давида с большей силой и ненавистью.
Два или три раза, во время преследования Саулом Давида в пустыне, Саул всецело находился в руках Давида, но он щадил жизнь его как помазанника Господня 1Цар.24,26). Кто, подняв руку на помазанника Господа, останется ненаказанным, сказал он Авессе при последнем случае (1Цар.26: 9) и запретил убивать Саула.
Во время последней несчастной войны Саула с филистимлянами Ионафан и два брата его были убиты в сражении на горе Гелвуе (1Цар.31; 2Цар.1), а сам Саул, ввиду поражения своего войска, израненный, пал на свой меч и кончил жизнь самоубийством. Тогда Давид, по Божественному указанию, удалился в Хеврон, и пришли мужи Иудины, говорит свящ. повествователь, и помазали там Давида на царство над домом Иудиным (2 Цар.2:4). Он царствовал над коленом Иудиным 7,5 лет, но в конце этого времени, когда окончилась продолжительная распря между домом Давидовым и домом Сауловым, он был торжественно помазан царем над всеми коленами Израилевыми (2Цар.5:1-5), к чему, как мы видели выше, он был предназначен Богом чрез пр. Самуила еще задолго до сего торжественного дня.
Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился, вообще же царствование его продолжалось с лишком 40 лет (ст. 4). В начале своего царствования Давид овладел Иерусалимом, взял крепость Сион у иевусеев, владевших Сионом, и сделал означенный город своей столицей, который и получил название: Город Давидов (2Цар.5:6-11). При его мудром и кротком правлении город быстро и значительно расширился. В нем всюду появились величественные здания, воздвигнуты сильные укрепления, и Ковчег Завета, остававшийся доселе без определенного местопребывания, с особым религиозным торжеством и весельем был перенесен в новый город, в новую Скинию. С сего времени Иерусалим сделался царской столицей, местопребыванием царского семейства и, что всего важнее, градом Божиим, городом Великого Царя (Пс.48,2, Мф.5:35). В него стекались сотнями тысяч израильтяне, со всех концов страны, для отправления своих ежегодных праздников, и народонаселение города, его богатство и слава быстро распространялись. Теперь Давид возымел желание соорудить величественный храм для поклонения Господу, вместо Скинии, устроенной лишь на времга и переносившейся с места на место. Но Бог возвестил ему чрез пророка Нафана, что этот храм построится в мирное царствование сына его Соломона (2Цар.7).
После различных, всегда победоносных войн для Давида с народами, обитавшими на границах царства Израильского, возникла война с аммонитянами (см. Аммонитяне), во время которой Давид впал в одно из самых тяжких преступлений, которое состояло в том, что он вступил после насильственной смерти Урия в незаконное сожительство с его женой Вирсавией, что навлекло на него гнев Божий и различные бедствия на семейство царя в последние годы его царствования (2Цар.12: 9). Его домашнее спокойствие было нарушено кровосмешением сына его, Амнона, с единокровной дочерью его Фамарью (2Цар.13). Затем последовало возмущение Авессалома, побудившее царя бежать из столицы и скрываться, чтобы спасти свою жизнь от руки мятежного сына (2Цар.14, 2Цар.15). Хотя смерть Авессалома и положила конец междоусобице, но всетаки оставила глубокую и кровавую рану в сердце огорченного отца (2Цар.18). Бунт Савея (2Цар.20), трехлетний голод (2Цар.21:1-14) и убийство Амессая Иоавом скоро следовали одно за другим как неизбежные спутники грехопадения, хотя он в нем и глубоко раскаялся, выразив свое сокрушение о грехе в 50-м псалме, составляющем доселе искреннейший и глубоко трогательный памятник чувств истинного покаяния.
В заключение всего последовало грозное наказание Божие – моровая язва, постигшая Давида и его царство, за тщеславие, обнаруженное им в исчислении народа израильского, которое, несомненно, было греховно в очах Божиих. Давиду теперь исполнилось уже 70 лет от роду. Почти пред самой его смертью сын его Адония сделал дерзкое покушение незаконно вступить на престол отца своего, но, к счастью, он не успел в своем преступном намерении. Чтоб оградить на будущее время свой престол от всяких незаконных притязаний, Давид передал кормило правления и венец своему сыну Соломону, вручил ему план и чертежи храма, равно как и сокровища, собранные им для сооружения храма; затем он созвал со всех пределов своего царства многочисленное собрание и обязал всех, равно как и сына своего Соломона, соблюдать повеления Господни и мирно скончался и был погребен в городе Давидовом.
По возвращении иудеев из Вавилонского пленения гробницы Давидовы указывались между водоемом Салах и домом храбрых (Неем.3:16). Его гробница, сделавшаяся усыпальницей последующих царей Иуды, упоминается и в позднейшее время. Гроб его (Давида) у нас до сего дня (Деян.2:29), говорит св. ап. Петр в день чудесного излияния Св. Духа на апостолов. При императоре Траяне гробница находилась в развалинах, а во времена Иеронима она служила особенно важным пунктом странничества и паломничества благочестивых верующих христиан. Внизу coenaculum на Сионе указывают ныне здание, бывшее, по преданию, гробницей Давида.
Имя Давид у пророков иногда относится к Мессии (Иез.34,23,24, Ос.3:5). В тех местах, где Свящ. Писание упоминает о Давиде как о муже по сердцу Божию (1Цар.13:14, Деян.13:22), очевидно, указывается вообще на его возвышенный характер и благочестивую деятельность.
Всегда преданный Богу и покровительствуемый Богом, Давид привел вверенное ему царство в самое цветущее состояние, утвердил его единство, расширил его пределы, от Египта до Ливана, и от Евфрата до Средиземного моря, оградил его безопасность от внешних врагов, возвысил внутреннее его благоустройство и пр. Псалмы (Псалтирь – книга хвалений, 150 псалмов), написанные Давидом, ставят его наряду с величайшими свящ. писателями и пророками. Справедливо замечают, что псалмы по возвышенности и трогательности выражений, величию и чистоте религиозного чувства, одушевляющего их, почти беспримерны. Они, так сказать, воплощают в себе всемирный язык для выражения различных религиозных сердечных движений души верующей.
Эти священные песнопения, раздававшиеся некогда в пустынях Энгадди и одушевлявшие евреев среди долин и гор Иудеи, повторялись после того в течение целых веков и повторяются доселе почти во всех частях света – и на отдаленнейших островах Океана, и в лесах Америки, и в пустынях Африки. Глубоким благочестивым чувством и сердечной теплотой, сокрытыми в них, сколько человеческих сердец смягчили, очистили, утешили, возвысили к небу эти священные песнопения! Сколько людей привели они к Богу чрез размышление о Божественной премудрости, святости и любви Божией, так часто проповедуемых и возвещаемых в этой поистине книге хвалений!
Кроме того, Псалтирь можно назвать еще и книгой пророчеств, в которой ясно изображены многие черты и обстоятельства из жизни Спасителя: так, напр., предвечное Его бытие, Его воплощение, вочеловечение, Его страдания и искупительная смерть, воскресение из мертвых, вознесение на небо, сидение одесную Бога Отца, распространение Его учения до концов Вселенной, вечное царство и др.
В заключение скажем, что память о Давиде никогда не умирала в потомстве, и само Божественное Откровение многократно указывает на него, как на избранного помазанника Божия, от семени которого имел родиться и родился по плоти Спаситель мира Христос Господь (3Цар.9,4,5; 4Цар.14,3; Ис.27:35; Иер.23:5; Иез.34:23,24; Ос.3:5; Мф.1:1; Лк.1:27; Ин.5:42; Деян.2:25-29 и пр.). Память царепророка Давида празднуется Церковью 26 декабря.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Хотя помазание совершено было при братьях Давида, но в книге Царств нет указания, чтобы Иессей и братья его знали о будущем величии Давида. Может быть и сам юноша Давид не понимал значения этого помазания, смысл которого открылся ему лишь впоследствии. Мы видим, что в продолжение нескольких лет Давид служит Саулу, как верный слуга его. Но во всяком случае помазание было содержимо в совершенной тайне от Саула и приближенных его, что очевидно из опасений Самуиловых, высказанных в 1Цар. 16:2 и из повелений Господних.
Если Давид и понял Духом Господним, почивавшем на нем и осветившем его разум, что Господь готовит его на царство, то вместе с сим он чистым сердцем своим понял, что от воли Господа зависит и время, когда веления Божии должны восприять свое исполнение. Потому он остается неизменно верным царю своему, который начинает его преследовать не вследствие опасения, что Давид наследует царство его, чего он не знал*, но вследствие той любви народной, которую приобрел молодой герой, убив великана Филистимлянина в единоборстве. А между тем Дух Господень, почивая на Давиде, освящает все его помыслы и просветляет его душу и благодатью Своею возвышает и направляет ко благу все способности и таланты, дарованные уже ему от рождения.
* Вначале Саулу ничего неизвестно о помазании Давида, но впоследствии он начинает бояться его, как соперника в любви народной (1Цар. 18:8-9); потом начинает подозревать истину (1Цар. 22:7), потом утверждается в этом убеждении (1Цар. 24:21-23) и сам предсказывает ему победу (1Цар. 26:25).
Священная летопись. Том четвертый
Саул отринут Господом и Самуилу повелено Богом помазать на царство отрока Давида, сына Иессеева, младшего в семействе отца своего. Помазал его Самуил среди братьев его, «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после»... «а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1Цар.16:13-14; злой дух возмущал Саула с позволения Господа, так надо разуметь «злой дух от Господа».).
Дальнейшие события юности Давида, поражение им Филистимлянина, великана Голиафа, ненависть, явившаяся в сердце Саула к Давиду, известны из Священной истории и к некоторым из этих событий мы еще возвратимся, воспоминая жизнь Давида и обрисовывая эту великую личность:
Рожденный в Вифлееме, младший в семье отца своего Иессея, Давид был слугою старших братьев своих и пастухом отца своего (1Цар.16:11, 1Цар.17:17). Ничто не предвещало великой его будущности. Но на жертвоприношении, к которому приглашен пророком Самуилом Иессей (с сыновьями) (Последнии слова по тексту Семидесяти. 1Цар.16:3.) и которое приносится по повелению Божию в Вифлееме, – Дух Божий приказывает помазать на царство «того, о котором Я скажу тебе» (1Цар.16:3). Младшего из сыновей Иессеевых нет на жертвоприношении,– «он пасет овец» (ст. 1Цар.16:11). Самуил еще не знает, кого из сынов Иессеевых Господь избрал на царство. Иессей по очереди подводит к пророку сынов своих, но Самуил получает откровение, которое глаголет ему, что ни один из красивых мужественных сынов Иecceя не есть избранник Божий: «Господь сказал Самуилу (об Елиаве, первом подведенном к пророку): не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (ст. 1Цар.16:7). Из этих слов св. Писания мы между прочим видим, что пророк не утрачивает своего собственного мышления; мысли его, человеческие, ясно отличаются, в сказании от велений Божиих, которые пророк слышит и исполняет беспрекословно, сознавая ясно что есть его мысль собственная, и что есть слово Божие. Семь сынов по очереди подводит Иессей к Самуилу и Самуил знает и говорит Иессею, что ни одного из них не избрал Господь. Узнав, что у Иессея есть еще сын, находящейся при овцах, Самуил приказывает послать за ним: «и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.» (1Цар.16:12-13).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму
«Тайное помазание не сообщало никаких внешних привилегий Давиду, которые были невозможны при существующем царе; но оно давало ему внутреннее убеждение в его праве на престол после Саула, возвышало его дух, помогало спокойно и с кротостью переносить незаслуженное преследование врагов и поощряло на дела, достойные будущего царя евреев. Почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после: в глазах толпы он оставался обыкновенным смертным, но сам он всем своим нравственным существом чувствовал, как высоко и напряженно звучали его душевные струны, какое оживление и парение получили его мысль и чувство, возбуждаемые новой великой задачей его жизни», поставленной ему самим Богом. (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 65-66). Дух Господнего благоволения, благодатных даров и помощи почил на Давиде. Саул же, сознательно и упорно противлявшийся благому воздействию на него Духа Божия, попущен был испытать на себе приражение темных и злых сил.