Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»;
Святые отцы
Прочие
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Вопрос 35. Почему Пророк убоялся, получив повеление помазать Давида?
Потому что был не только Пророк, но и человек. Если Владыка Пророка, Господь наш Иисус Христос, готовясь приять спасительное страдание, человеческое естество доказал боязнию; кто будет столько свободен от немощей, чтобы упрекать убоявшагося Пророка?
Вопрос 36. Иные осмеливаются упрекать Бога, будто бы научившего лжи Пророка; ибо говорит: «возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»?
Но это – не ложь; потому что Пророк действительно совершил жертвоприношение. Посему сказано ему, чтобы скрыл главное дело, указал же на дело придаточное.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
и сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»
Самуил колебался, находя опасным посольство. И Господь признал опасность и повелел чрезвычайное посольство прикрыть видом обыкновенного жертвоприношения, но самого дела не отменил.
Георгий Константинович Властов (†1899)
Саул отринут Господом и Самуилу повелено Богом помазать на царство отрока Давида, сына Иессеева, младшего в семействе отца своего. Помазал его Самуил среди братьев его, «и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после»... «а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа» (1Цар.16:13-14; злой дух возмущал Саула с позволения Господа, так надо разуметь «злой дух от Господа».).
Дальнейшие события юности Давида, поражение им Филистимлянина, великана Голиафа, ненависть, явившаяся в сердце Саула к Давиду, известны из Священной истории и к некоторым из этих событий мы еще возвратимся, воспоминая жизнь Давида и обрисовывая эту великую личность:
Рожденный в Вифлееме, младший в семье отца своего Иессея, Давид был слугою старших братьев своих и пастухом отца своего (1Цар.16:11, 1Цар.17:17). Ничто не предвещало великой его будущности. Но на жертвоприношении, к которому приглашен пророком Самуилом Иессей (с сыновьями) (Последнии слова по тексту Семидесяти. 1Цар.16:3.) и которое приносится по повелению Божию в Вифлееме, – Дух Божий приказывает помазать на царство «того, о котором Я скажу тебе» (1Цар.16:3). Младшего из сыновей Иессеевых нет на жертвоприношении,– «он пасет овец» (ст. 1Цар.16:11). Самуил еще не знает, кого из сынов Иессеевых Господь избрал на царство. Иессей по очереди подводит к пророку сынов своих, но Самуил получает откровение, которое глаголет ему, что ни один из красивых мужественных сынов Иecceя не есть избранник Божий: «Господь сказал Самуилу (об Елиаве, первом подведенном к пророку): не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (ст. 1Цар.16:7). Из этих слов св. Писания мы между прочим видим, что пророк не утрачивает своего собственного мышления; мысли его, человеческие, ясно отличаются, в сказании от велений Божиих, которые пророк слышит и исполняет беспрекословно, сознавая ясно что есть его мысль собственная, и что есть слово Божие. Семь сынов по очереди подводит Иессей к Самуилу и Самуил знает и говорит Иессею, что ни одного из них не избрал Господь. Узнав, что у Иессея есть еще сын, находящейся при овцах, Самуил приказывает послать за ним: «и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму.» (1Цар.16:12-13).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и сказал Самуил: как я пойду? Саул услышит и убьет меня. Господь сказал: возьми в руку твою телицу из стада и скажи: «я пришел для жертвоприношения Господу»
Опасение Самуила понятно: с одной стороны, он боялся преждевременного, насильственного прекращения не только его личной жизни, но и общественно-пророческой деятельности; с другой - тех печальных последствий, которые могли иметь место вслед за безумным поступком Саула. Насильственная смерть пророка Самуила могла вызвать взрыв народного негодования в отношении того, кто был ближайшей причиной этой смерти, и произвести гибельную анархию в еврейском государстве. Слова Господа: возьми в руку твою телицу и проч. - не научение неправде, а указание на действительно необходимое действие: великое событие священного помазания на царство избранника Божия не могло не быть ознаменовано религиозным обрядом (ср. IX:15-27; X:1, 8). «И пророк действительно совершил жертвоприношение (ст. 5). Посему сказано ему, чтобы до времени скрыв главное дело, указал (имеющим вопросить его о приходе в город) придаточное» (Блаж. Феодорит толк. на 1 Цар вопр. 36).