Ветхий Завет:Быт.Исх.Лев.Чис.Втор.Нав.Суд.Руф.1Цар.2Цар.3Цар.4Цар.1Пар.2Пар.1Ездр.2Ездр.Неем.Тов.Иудиф.Есф.1Мак.2Мак.3Мак.Иов.Пс.Притч.Еккл.Песн.Прем.Сир.Ис.Иер.Плч.ПослИер.Вар.Иез.Дан.Ос.Иоил.Ам.Авд.Ион.Мих.Наум.Авв.Соф.Аг.Зах.Мал.3Ездр.
Новый Завет:Мф.Мк.Лк.Ин.Деян.Иак.1Пет.2Пет.1Ин.2Ин.3Ин.Иуд.Рим.1Кор.2Кор.Гал.Еф.Флп.Кол.1Фес.2Фес.1Тим.2Тим.Тит.Флм.Евр.Откр.
И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него

Некогда Давид, застав Саула в помешательстве и исступлении, исцелил его от страсти игрою на гуслях, так что его рассудок вновь пришел в естественное состояние. Из этого очевидно, на что указывает тайна сладкопения: оно внушает нам сдерживать в себе страстные движения, различно зарождающиеся в нас от житейских обстоятельств.

О надписании псалмов

Никита Ремесианский, свт. (†414)

и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него

Позже ты найдёшь не только многих мужей, но и жён, исполненных Святого Духа и воспевавших тайны Божьи. Среди них и Давид, который ещё мальчиком был особо призван к такому служению и который стал первым из певцов и оставил сокровищницу песнопений. Он всё еще был мальчиком, когда сладкое и сильное пение его под гусли подчиняло себе злого духа, возмущавшего Саула.

О литургическом пении

Августин Аврелий, блж. (†430)

и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него

Тебе, человеку Церкви, следует быть лучше образованным музыкой Церкви, нежели Пифагором. Помни о том, что гусли в руках Давида спасали Саула, когда дух злой возмущал его, и о том, что отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него, в то время как святой муж Давид, взяв гусли, играл. И однако, будь осторожен и не почти за добро похоть плотскую, порою разжигаемую звуками музыки.

Против Юлиана-пелагианина

Феодорит Кирский, блж. (†457)

    Ст. 23 И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него. 

     Вопрос 39. Почему, когда Давид играл, лукавый дух оставался в бездействии?

    Поскольку Давид приял благодать Божия Духа; то, когда действовал Дух сей чрез Давида, дух лукавый оставался в бездействии.

Толкование на 1-ю книгу Царств

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него

Не следует пренебрегать тем [обстоятельством] , что, когда злой дух возмущал Саула, Давид брал гусли и смирял его безумие. Что символизирует Саул, как не гордость сильных? Что символизирует Давид, как не смиренную жизнь святых? Итак, всякий раз, как Саула одолевал нечистый дух, его безумие смирялось пением Давида. И вот, когда состояние имеющих власть людей приходит в ярость от гордости, следует спокойными словами вернуть их к спокойствию разума, словно сладкими звуками гуслей.

Правило пастырское или о пастырском служении

Максим Исповедник, прп. (†662)

и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него

Подобно тому, как некогда Саул был мучим духом лукавым, а блаженный Давид своей игрой на гуслях давал отдохновение ему, так и всякое духовное слово дает отдохновение уму, одержимому [бесами], услаждая его духовными умозрениями и освобождая от мучащей его лукавой совести.

Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия


Что означает Давид, поющий псалмы и усмиряющий злой дух Саула?

Всякий, кто, подобно блаженному Давиду, пасет стада, то есть разумную часть души, и побеждает гнев и вожделение, как Давид победил льва и медведя, – тот, прибегая к словесному наставлению, услаждает внимающего [ему] созерцанием возвышенного и унимает в нем порочные страсти.

Вопросы и затруднения

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него

Тоска Саула не была обыкновенная болезнь; это было страдание души, удалившейся от Бога непослушанием Его воли и подпадшей под власть духа лукавого. Это видно как из ясного свидетельства слова Божия, так и из того, что средством к врачеванию служила музыка певца, исполненного Духа Божия и посвятившего Богодухновенную песнь свою хвалению имени Божия. Вот высокое служение музыки - быть провозвестницей славы Божией и орудием к возбуждению в душе помыслов высоких и чувствований святых! Какое оскорбление, какое унижение для сего священного дара, когда, сделавшись языком нечистых страстей, он служит орудием к распространению яда греха и по чертогам богатых и по хижинам бедных! Музыка говорит уму и сердцу: но то, что она иногда высказывает и в публичных собраниях, и в мирном кругу бесед семейных, не служит ли к изгнанию из общества благотворного духа стыдливости и целомудрия?

Начертание церковно-библейской истории

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него

Учение о музыке заключает в себе великую силу и знание, достойные восхищения; многое из прежде сокрытого в самой природе вещей светские наукописатели (с соизволения Господа, снисходящего до всего, что полезно) донесли до понимания в своих теоретических трактатах, посвященных музыке. Во-первых, учение о музыке разделяется на три области - гармонию, ритмику и метрику. Второе деление имеет отношение к музыкальным инструментам, разделяемым на ударные, струнные и духовые. Третье разделение включает шесть гармоний, а четвертое пятнадцать тонов. Средства прекрасной музыки анализируются древними в системе указанных различных измерений; и мы читаем в светских книгах о том, что многие чудеса были произведены на свет средствами, отвечающими данным категориям.

Но нам нет необходимости говорить об этих сказочных историях. Давид игрой на гуслях прогнал от Саула злого духа; стены Иерихона пали от мощных трубных звуков юбилейного рога. Об этом свидетельствует чтение Священного Писания; и потому нет сомнения, что звуки музыки (по повелению и с соизволения Господа) возымели великие и действенные силы.

Толкование на Псалмы

Стефан (Яворский), митр. (†1722)

Догмат о знамении Честного Креста

Прообразом Креста были гусли Давида, сладкозвучием которых Давид отгонял нечистого духа от Саула (1Цар.16,23). Ибо и плоть Христова была на Кресте растянута, как струна на гуслях. Когда же незлобивый Господь сладко воспел молитву об убивающих Его, говоря: «Отче, прости им», тотчас далеко отбежали злобные духи, побежденные и прогнанные незлобием незлобивого Владыки.

Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Гусли 

Гусли – национальный струнный инструмент евреев, несомненно, один из первых музыкальных инструментов, с которыми познакомился человек. Изобретение гуслей в кн. Бытия (Быт.4:21) приписывается, как и изобретение свирели, Иувалу, сыну Ламеха. У евреев киннор (гусли) с глубокой древности служил преимущественно для выражения радости и веселья (Быт.31:27, Иов.21:12 и др.). Игрой на гуслях особенно отличался Давид (1Цар.16:17-23). Давид взяв гусли играл, говорит свящ. историк, и отраднее становилось Саулу и дух злой отступал от него.
Игрой же на гуслях сопровождались у евреев религиозные (3Цар.10:12) и гражданские торжества. С аккомпанементом киннора у евреев пелась большая часть псалмов и славословий (Пс.32:2, Пс.42:4 и др.).
Касательно наружной формы гуслей мнения очень разноречивы. Одни дают им форму новейшей арфы, другие утверждают, что они походили на греческую букву дельту. Иосиф утверждает, что они имели десять струн и что на них играли с помощью смычка, другие же число струн киннора увеличивают до 24 и даже до 47.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

1Цар.16:14-23

Злой дух возмущал Саула с позволения Господа, так надо разуметь «злой дух от Господа».
Давида, – уже известного по единоборству с Голиафом (Два сказания о поступлении ко двору Саула в главе 1Цар.16, и в главе 1Цар.17:5-6, 1Цар.18:5, хотя не согласованы между собою, но из них можно заключить, что а) Давид не был еще при дворе, когда пришел в стан и потом сразился с Голиафом (см. 1Цар.18:17 – и след.); б) Призвание же к больному Саулу Давида 1Цар.16:18, заставляет думать, что больной не узнал Давида, но приближенные знали его.), но вероятно неузнанного Саулом, – призывают к душевнобольному, чтобы успокаивать его игрою на гуслях. «И когда придет на тебя злой дух, – говорят Саулу приближенные, – то он, играя рукою своею, будет успокаивать тебя» (1Цар.16:17). Тогда посылают за сыном Иесеевым, Давидом, который был уже известен, как умеющий играть, и кроме того: «как человек храбрый и воинственный и разумный в речах и видный собою, и с которым Господь» (ст. 1Цар.16:18). «И пришел Давид к Саулу и служил пред ним и очень понравился ему и сделался его оруженосцем... и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (ст. 1Цар.16:21-23).

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него

Дух (злой по попущению) от Бога (ср. ст. 14, 15 и 16). См. прим. к концу 13 и к 14 ст.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka