Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
Толкования на 1-я книга Царств 17:34
И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада,
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 31-40 Саул призывает к себе юношу, не знавшего ничего, кроме должности пастушеской и, видя (малый) возраст его, показывает к нему пренебрежение. Но услышав от него, как он справлялся с медведями, когда они нападали на стада его (не тщеславие побудило этого славного мужа рассказать об этом, но необходимость, чтобы и в Саула вдохнуть мужество, и обратить его внимание не на слабость наружную, а на веру, сокровенную внутри, и на помощь свыше, с которою он – юноша был сильнее мужей, безоружный – вооруженных, пастух – воинов), – узнав, говорю, отсюда мужество духа его, царь хотел облечь его в собственное (царское) оружие; но он, возложив на себя это оружие, не мог даже и снести его. А так случилось для того, чтобы тем яснее открылась сила Божия, которая чрез него действовала, и чтобы последствия не были приписаны силе оружия. И так как, облеченный в оружие, он чувствовал тягость, то и сложил его, а взял только пастушескую суму и несколько камней, и с этим вышел против той воплощенной башни [Голиафа].
Беседы на книгу Бытия. Беседа 46
Ст. 34-35 И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его
Видишь ли, как он объяснил, почему сказал он о своих правых делах? Тогда, только тогда уверившийся царь, наконец, повелел ему выйти. И вышел он, и сразился, и победил. Но если бы он не высказал похвал, то царь не доверил бы ему этого единоборства; не доверив, не позволил бы ему выйти на борьбу; не дозволив этого, воспрепятствовал бы этому правому делу; а если бы положено было препятствие этому делу, то и Бог не прославился бы тогда, и город не избавился бы от окружавших опасностей. Итак, чтобы не случилось столько неуместного и не было препятствий столь великому домостроительству, Давид принужден был сказать о своих подвигах. Как молчать святые знают, когда нет никакой действительной нужды, так и говорить умеют, когда видят настоятельную необходимость.
Беседа на слова апостола: О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию
Нил Синайский, прп. (†430)
И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада
Когда припоминалось оскорбившее тебя лице и ты, поборов себя, в состоянии был освободиться от этого припоминания, то поступил ты как Давид, потому что и ты исторг добычу из уст львовых (1Цар. 17:35), под львом же разумею раздражение. И если еще поразишь медведицу, то есть лукавое пожелание, тогда, несомненно, «душа твоя водворится в благих» Господних (Пс. 24:13).
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Лев
Лев (Быт. 49, 9) – дикое и хищное животное, хорошо всем известное и потому не требующее особенного подробного описания.
Наружность льва величественна, его развевающаяся грива, щетинистые брови, блестящие зубы, грозный вид действительно поражают. Длина льва иногда превышает 8 футов. Цвет кожи львов бывает большей частью красно-бурый. Храбрость и неустрашимость их обратились в пословицу. Эти хищные животные водились некогда на болотистых берегах Иордана, но вследствие ежегодного разлития реки оставили оные и сделались еще свирепее и отважнее (Иер. 49, 19).
Аллегорических указаний на качество и свойства львов, этих поистине царей зверей, в Библии встречается очень много, и они так ясны, что не требуют особенных объяснений. В Свящ. Писании нередко, напр., упоминается об его ужасном рычании, острых зубах, свирепом взгляде, отважных походах за добычей и быстрых прыжках, с которыми он бросается на оную.
Евреи, которые были так хорошо знакомы с этим благородным животным, имели для него различные названия, смотря по его возрасту и полу, как, напр., следующие: львенок молодой, престарелый лев, львица и т. п. (Втор. 33, 22, Иез. 19, 2, Пс. 33, 2, Ос. 5, 14, Чис. 23, 24 и др.). Со львами имели счастливую борьбу Самсон (Суд. 14, 5-6) и Давид (1Цар. 17, 34-37). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля (3Цар. 13, 24-26). Пр. Даниил был спасен от львов, в ров которых был брошен (Дан. гл. 6, Дан. 6, 16). Львы в Свящ. Писании представляются символами людей, отличающихся особенной силою, властью и могуществом (Дан. 7, 4). Рыканию льва уподобляется слово Божие (Иов. 4, 10-11), всегда производящее потрясающее действие на сердца человеческие (Ам. 3, 4-8). Рыкающему льву, ищущему поглотить человека, уподобляется диавол, ищущий погибели человеческой (1Пет. 5, 8).
В книге Иова говорится о льве в следующих словах: Рев льва и голоса рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются. А в кн. пр. Наума содержится другое рельефное, аллегорическое изображение возраста, наружности и свирепости львов, именно: Где теперь логовище львов, говорит он, и то пастбище для львенков, по которому ходил лев, львица и львенок, и никто не пугал их, лев похищающий для насыщения щенков своих, и задушающий для львиц своих, и наполняющий добычею пещеры свои и логовища свои похищенным? (Наум.2, 11).
Все поэты древности обилуют ссылками на благородную отважность и силу царя четвероногих, и немало их встречается также в Свящ. Писании. Изображения львов нередко встречаются на ассирийских и вавилонских изваяниях и на памятниках египтян, которые, как известно, боготворили львов. В настоящее время львы редко встречаются в Сирии, но зато их нередко можно встретить в Халдее. Их часто видели и видят также при р. Евфрате и Тигре. Старый лев Западной Азии имеет черную гриву – и отсюда, вероятно, его прозвание: Shachal, т. е. черный лев.