Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И убежал Давид и спасся, и пришел к Самуилу в Раму и рассказал ему все, что делал с ним Саул. И пошел он с Самуилом, и остановились они в Навафе [в Раме].
Святые отцы
Прочие
Амвросий Медиоланский, свт. (†397)
и убежал Давид и спасся, и пришел к Самуилу в Раму и рассказал ему все, что делал с ним Саул. И пошел он с Самуилом, и остановились они в Навафе
Душа совершенная отворачивается от материального, избегает и отвергает всё неумеренное, непостоянное и порочное, не смотрит и не приближается к земному тлению и разложению: она взирает на Божественное, но бежит от материального. Бежать же значит не землю покинуть, а на ней оставаться, держась праведности и воздержанности, сторонясь пороков материальных вещей, а не пользования ими. Святой Давид бежал от лица Саула вовсе не для того, чтобы исчезнуть с земли, но чтобы избежать общения с жестоким, неуправляемым и коварным человеком. Он бежал, устремляясь к Богу, как сам говорит: К Тебе прилепилась душа моя (Пс 62:9).
Итак, не станем стыдиться бежать, ведь достойно хвалы такое бегство - от лица греха. <…> Вот так и Давид бежал от лица царя Саула, от лица Авессалома. И действительно, этим бегством он обрёл большую праведность, ибо и коварного зломыслителя пощадил, и искал спасения отцеубийце.
Беда Достопочтенный, прп. (†735)
и убежал Давид и спасся, и пришел к Самуилу в Раму и рассказал ему все, что делал с ним Саул. И пошел он с Самуилом, и остановились они в Навафе
История получения Давидом царства над Израилем вместо Саула - глоток воды чистой для жаждущих. Ибо Давид был смиренным, невинным и кротким изгнанником, который столь долго страдал от несправедливых гонений своего преследователя. И кто бы только, узнав об этом, ни начал учиться чести, невинности и смирению и ни изгнал гордость и зависть из сердца своего, то такой человек получает через эту историю глоток воды чистой для восстановления себя.
А он если узнает, что Давид представляет самого Христа и Церковь, а Саул представляет преследовавших их иудеев - преследователями сделавшихся по недостатку веры и по недостатку веры потерявших царство по плоти и в духе, тогда как царствию Христа и Церкви быть вечно, - то через это свое разумение он воспримет уже чашу вина, произведенного из воды. Ибо там, где прежде такой человек читал древнюю повесть о других, он прочтет уже историю не о древнем царе, а о самом себе и о своем царствовании.
Гомилии на Евангелия
Георгий Константинович Властов (†1899)
Давид идет в Раму и рассказывает Самуилу все, что сделал Саул. Вероятно Самуил глубоко скорбит о Сауле, но понимает пророческим духом своим, что тот, от которого отступил Дух Божий, идет от падения к падению к совершенной гибели. На страшном пути этом несколько раз однако милосердие Божие останавливало Саула, указывая ему и величие даров пророческих в Раме и доброту сердца того, которого он преследовал, но понимая временно свои грехи, тот, у которого нет руководящего света, скоро забывает уроки ему данные, чтобы, предавшись страсти своей, забыть среди тумана, окружающего мысль и волю его, все, кроме преступных вожделений сердца своего.
В 1Цар 19:19 сказано, что Давид, после встречи с Самуилом, пошел с ним в Наваф, в Раме. Наваф означает «жилища» а Таргум Ионафана передает это слово словами «дом учения»*. Очевидно, что Самуил, в виду безопасности Давида, ведет его не в собственное свое жилище в самой Раме (1Цар. 7:17), а в общежитие, находящееся близ Рамы, где многие пророческие ученики составляли не столько стражу и охрану материальную, сколько охрану духовную, как это и оказалось вслед за тем.
Исторический факт, записанный в книге первой Царств разъясняет нам несколько влияние на народ пророческих школ. Под именем общего имени пророчества разумеется здесь действие, возвышающее душу к Богу и имеющее последствием освящение души этой благодатью. Мы можем предположить, что в этом случае слуги Саула увидели хор учеников, во главе которых был Самуил и услышали пение псалма или молитвы, возносящей к Богу в трогательных и охватывающих душу звуках вопль преследуемого и угнетенного, и мольбу народа о даровании ему спасения, а царю мудрости и благости. Представителями гласа народа в этих случаях были школы пророческие, когда они сознавали, что глас народа был глас Божий**. Нет сомнения, что пророческие школы были окружены величайшим уважением народа и самая святость их в глазах народа делала их до некоторой степени убежищем для Давида. Но когда слуги Саула были посланы взять его, то всем стало ясно, что Саул решился деспотически попрать все, что было до сей минуты свято для народа: и что сам пророк и школа его, окруженная благоговейным уважением, были в опасности. Но Богу угодно было возвеличить это учреждение, основанное пророком; Богу угодно было доказать торжество духа над плотью и значение пророка и пророчеств в делах мира сего.
«Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать» (1Цар. 19:20). Сила материальная во всех делах мира сего есть только исполнительница велений духа. Дух человеческий может быть обуреваем духом зла и употреблять материальную силу на зло; но если Господу угодно осветить разум человеческим светом Разума Своего, Духом Божиим, то никакая материальная сила не может противодействовать велениям Духа Божия. В слугах Саула произошел внезапно переворот нравственный и духовный; слыша пророчествующий сонм, с глаз их спала завеса, закрывавшая добро от зла; они стали неспособны сотворить зло, и более того, они душою присоединились к гимну, возносившемуся к Богу и временно сами вошли в состояние того пророческого возвышения над землею и ее интересами, которое и есть первое условие поднятия души от плоти к духу, от смерти к жизни, от земли к небу.
Саул, которому донесли о таком состоянии слуг своих, хотя упорствовал в своем намерении схватить Давида, но по-видимому понимал то чувство, которое охватило слуг его, так как некогда (1Цар10:10-13) он сам впал в такое состояние. Он не делает никаких вопросов, не удивляется, а только посылает новых и новых слуг, которые также, как и первые, начинают пророчествовать и славословить Господа, не исполняя повеления господина своего. Наконец Саул сам с приближенными идет в Раму с злобным намерением убить Давида. Дойдя до источника, что в Сефе, он спрашивает, где находятся Самуил и Давид: ему указывают на Наваф (дом учения) в Раме, но вдруг в то время, как он шел туда «на него сошел Дух Божий» (1Цар.19:23) и он шел и пророчествовал, и придя в «дом учения» сбросил тяготившая его царские одежды, и стал человеком, освященным Духом Божиим, и забыл свою злобу и свои намерения, и «пророчествовал пред Самуилом» (1Цар.19:24) весь день и ночь ту и ушел утром по-видимому в совершенно другом настроении духа, чем то, в котором он шел в Раму.
* Пророческие школы составляли общины или общежития. Ср. 4Цар. 6:1-2.
** Мы видим в Священном Писании, что не всегда глас толпы есть глас Божий, поэтому мы и делаем эту оговорку.