Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: «неужели и Саул во пророках?»

Святые отцы

Прочие

Григорий Нисский, свт. (†394)

и снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: «неужели и Саул во пророках»

Пытаясь уничтожить истину, человек часто влечется против воли к защите враждебных учений. Нечто подобное мы слышали из истории о Сауле… как однажды, движимый пророчествующими, он был побежден благодатью и был одним из богоносцев, потому что пророческий дух, как я думаю, через него пожелал научить отступника. Поэтому при неожиданном стечении обстоятельств и [употребляли] ту пословицу… о которой упоминается в этой истории: Неужели и Саул во пророках?

Против Евномия

Августин Аврелий, блж. (†430)

и снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: «неужели и Саул во пророках»

Все, кто не любят Господа, суть чужие, пришельцы, иноплеменники. И хоть они и приходят в Церковь, они не принадлежат числу детей Господа истинного. И тот источник жизни не принадлежит им. Ведь даже и недобрый человек может принять крещение водой; и злые также могут пророчествовать. И мы читаем в Писании, что царь Саул пророчествовал. Он преследовал святого Давида и, однако же, сам преисполнился духа пророчества и пророчествовал.

Трактат на 1-е послание Иоанна


В Книге Царств приводится случай пророчествования. Саул был ярым преследователем святого Давида. И когда он преследовал Давида, то послал к нему стражников, дабы они отвели его для наказания, и тогда посланные за его жизнью обнаружили Давида среди пророков; был там и Самуил. <…> Итак, Давид бежал от Саула в то место, где помимо Самуила, самого почитаемого из пророков, были и другие пророки во множестве. И вот среди этого собрания держали путь посланцы Саула за Давидом, чтобы отвести его и лишить жизни. И Дух Божий сошел на них, и стали пророчествовать они, пришедшие за ним, чтобы отвести святого и праведного человека Божия на смертную казнь, вырвав его из окружения пророков. Сами посланцы Саула стали пророчествовать. Возможно, что это произошло по причине их невинности, поскольку царь Саул послал их за Давидом своим приказом, а не они сами по своей воле пришли туда. И не исключено, что они действительно нашли Давида, но не собирались исполнять повеление Саула, и может быть даже, что они сами хотели остаться в том месте.

И ведь случается такое и сегодня. Случается, что судебный пристав посылается властями, чтобы вывести кого-то из Церкви; и он не смеет поступать против Бога, и, чтобы не понести наказание самому, он остается в храме, то есть в том месте, куда его послали власть имущие вывести кого-то из храма. Поэтому кто-нибудь мог бы сказать с приятным удивлением и восхищением, что эти люди стали вдруг пророками по причине своей невинности. Пришли, потому что их послали, но не хотели осуществить то, что повелел им тот злой [царь]. Доверимся такому мнению о них.

И Саул послал других слуг, но и эти стали пророчествовать. Причислим тогда и этих к первым посланцам Саула как невинных. Потом послал Саул третьих слуг, и эти стали пророчествовать. Что ж, пусть все они будут невинны. Когда же и третьи замешкались, и повеление царя не было исполнено, Саул сам пошел в Раму. Был ли и он невинен? Или, может быть, его также послали начальства? И он также не имел дурных намерений по своей свободной воле? И всё же и на него Дух Божий сошел также, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме (1Цар 19:23).

Итак, вот ответ. Саул пророчествует, ибо он имеет дар пророчествования, но нет ему милости. И он выступил в роли инструмента, орудия, через которое говорит Дух, но которое не очистилось Духом Божиим. И как ты можешь здесь видеть, Дух Божий затрагивает некоторые сердца и заставляет их пророчествовать, и всё же, увы, не очищает их при этом. Следовательно, Дух Божий не очистил душу царя Саула, жестокого преследователя; и, однако же, он затронул Саула, заставив того пророчествовать. Каиафа первосвященник был преследователем Христа, и, тем не менее, он изрек пророчество: Вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин 11:49, 50). Евангелист Иоанн поспешил с разъяснением сего пророчества, когда сказал: Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ (Ин 11:51). Каиафа первосвященник пророчествовал, Саул царь пророчествовал, но не было им милости Божией. Была ли милость у Каиафы, когда сам он преследовал Иисуса Христа, посланного человечеству по милости Божией? Была ли милость у Саула, когда сам он преследовал того, чья рука избавила его от врагов, а сам он был виновен уже не только в зависти, но и в неблагодарности?

Итак, мы пришли к тому выводу, что можно быть пророком и не иметь благодати милостью Божией. Но в пророчествовании таким человекам нет спасения. Как сказал апостол Павел: Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто (1Кор 13:2). И не сказал: пророчество - ничто, и не сказал: вера - ничто, но сказал он: Если не имею любви, - то я ничто. Ибо теми столь великими дарами располагающий, он всё же ничто. И хоть велики дары ему, сам же он ничто. Ибо всё, что он имеет, имеет себе не во спасение, а в осуждение. Не великое дело иметь великие дары, а великое дело хорошо ими воспользоваться; но не использует их хорошо тот, в ком нет милости. И ведь не распорядишься ничем хорошо, иначе как по доброй своей воле; а доброй воли там, где нет милости, и быть не может.

Проповеди

Георгий Константинович Властов (†1899)

1Цар.19:18-24

Давид идет в Раму и рассказывает Самуилу все, что сделал Саул. Вероятно Самуил глубоко скорбит о Сауле, но понимает пророческим духом своим, что тот, от которого отступил Дух Божий, идет от падения к падению к совершенной гибели. На страшном пути этом несколько раз однако милосердие Божие останавливало Саула, указывая ему и величие даров пророческих в Раме и доброту сердца того, которого он преследовал, но понимая временно свои грехи, тот, у которого нет руководящего света, скоро забывает уроки ему данные, чтобы, предавшись страсти своей, забыть среди тумана, окружающего мысль и волю его, все, кроме преступных вожделений сердца своего.

В 1Цар 19:19 сказано, что Давид, после встречи с Самуилом, пошел с ним в Наваф, в Раме. Наваф означает «жилища» а Таргум Ионафана передает это слово словами «дом учения»*. Очевидно, что Самуил, в виду безопасности Давида, ведет его не в собственное свое жилище в самой Раме (1Цар. 7:17), а в общежитие, находящееся близ Рамы, где многие пророческие ученики составляли не столько стражу и охрану материальную, сколько охрану духовную, как это и оказалось вслед за тем.

Исторический факт, записанный в книге первой Царств разъясняет нам несколько влияние на народ пророческих школ. Под именем общего имени пророчества разумеется здесь действие, возвышающее душу к Богу и имеющее последствием освящение души этой благодатью. Мы можем предположить, что в этом случае слуги Саула увидели хор учеников, во главе которых был Самуил и услышали пение псалма или молитвы, возносящей к Богу в трогательных и охватывающих душу звуках вопль преследуемого и угнетенного, и мольбу народа о даровании ему спасения, а царю мудрости и благости. Представителями гласа народа в этих случаях были школы пророческие, когда они сознавали, что глас народа был глас Божий**. Нет сомнения, что пророческие школы были окружены величайшим уважением народа и самая святость их в глазах народа делала их до некоторой степени убежищем для Давида. Но когда слуги Саула были посланы взять его, то всем стало ясно, что Саул решился деспотически попрать все, что было до сей минуты свято для народа: и что сам пророк и школа его, окруженная благоговейным уважением, были в опасности. Но Богу угодно было возвеличить это учреждение, основанное пророком; Богу угодно было доказать торжество духа над плотью и значение пророка и пророчеств в делах мира сего.

«Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать» (1Цар. 19:20). Сила материальная во всех делах мира сего есть только исполнительница велений духа. Дух человеческий может быть обуреваем духом зла и употреблять материальную силу на зло; но если Господу угодно осветить разум человеческим светом Разума Своего, Духом Божиим, то никакая материальная сила не может противодействовать велениям Духа Божия. В слугах Саула произошел внезапно переворот нравственный и духовный; слыша пророчествующий сонм, с глаз их спала завеса, закрывавшая добро от зла; они стали неспособны сотворить зло, и более того, они душою присоединились к гимну, возносившемуся к Богу и временно сами вошли в состояние того пророческого возвышения над землею и ее интересами, которое и есть первое условие поднятия души от плоти к духу, от смерти к жизни, от земли к небу.

Саул, которому донесли о таком состоянии слуг своих, хотя упорствовал в своем намерении схватить Давида, но по-видимому понимал то чувство, которое охватило слуг его, так как некогда (1Цар10:10-13) он сам впал в такое состояние. Он не делает никаких вопросов, не удивляется, а только посылает новых и новых слуг, которые также, как и первые, начинают пророчествовать и славословить Господа, не исполняя повеления господина своего. Наконец Саул сам с приближенными идет в Раму с злобным намерением убить Давида. Дойдя до источника, что в Сефе, он спрашивает, где находятся Самуил и Давид: ему указывают на Наваф (дом учения) в Раме, но вдруг в то время, как он шел туда «на него сошел Дух Божий» (1Цар.19:23) и он шел и пророчествовал, и придя в «дом учения» сбросил тяготившая его царские одежды, и стал человеком, освященным Духом Божиим, и забыл свою злобу и свои намерения, и «пророчествовал пред Самуилом» (1Цар.19:24) весь день и ночь ту и ушел утром по-видимому в совершенно другом настроении духа, чем то, в котором он шел в Раму.

* Пророческие школы со­ставляли общины или общежития. Ср. 4Цар. 6:1-2.
** Мы видим в Священном Писании, что не всегда глас толпы есть глас Божий, поэтому мы и делаем эту оговорку.

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-24 и послал Саул слуг взять Давида, и когда увидели они сонм пророков пророчествующих и Самуила, начальствующего над ними, то Дух Божий сошел на слуг Саула, и они стали пророчествовать. Донесли об этом Саулу, и он послал других слуг, но и эти стали пророчествовать. Потом послал Саул третьих слуг, и эти стали пророчествовать. Саул сам пошел в Раму, и дошел до большого источника, что в Сефе, и спросил, говоря: где Самуил и Давид? И сказали: вот, в Навафе, в Раме. И пошел он туда в Наваф в Раме, и на него сошел Дух Божий, и он шел и пророчествовал, доколе не пришел в Наваф в Раме. И снял и он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый; поэтому говорят: «неужели и Саул во пророках

И они стали пророчествовать. См. прим. к X:5. Нет ничего невозможного в том предположении, что посланные взять Давида, всей душой принадлежали несправедливо гонимому победителю филистимлян и, быть может, немало мучились внутри себя, исполняя долг повиновения Саулу. «И вот, они приходят в Раму. Со свойственным еврею чувством благоговения, смешанного со страхом, подходят к таинственному жилищу пророков, и глазам их представляется поразительное зрелище: множество мужей и юношей, с маститым старцем во главе, в торжественной позе, с вдохновленным взором, могучим, но согласным голосом поют возвышенные гимны, прославляющие величие и чудные дела Иеговы. Глубоко пораженные воины невольно останавливаются, вспоминают о деле, за которым пришли, и ими овладевает благоговейный ужас. С поразительной ясностью они видят всю неестественность, всю греховность дела, за которым явились. С сильным волнением они начали сообщать друг другу свои мысли и чувства, прославлять подвиги и благочестие Давида и в конце концов до того воодушевились, что стали верить, насколько умели, могучему хору пророков» (Я. Богородский, «Еврейские цари», с. 95-96). Обаяние сонма пророков было настолько велико, что его не избежал и сам Саул (23-24 ст., ср. X:10-13).

Толковая Библия

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible