Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И доверился Анхус Давиду, говоря: он опротивел народу своему Израилю и будет слугою моим вовек.
Прочие
Георгий Константинович Властов (†1899)
Мы не можем определить сколько именно времени Давид был свободным шейхом пустыни, но мы видим, что он опять поступает на службу к царю Гефскому Анхусу, – не как одинокий странник, а как вождь значительного отряда (1Цар.27:2-12), которому царь страны дает отдельный город Секелаг (Секелаг (Циклог) упомянут в Иис. Нав.15:31; Нав.19:5 «в числе городов Иудиных в смежности с Идумеею», (Ииc. Нав.15:21) и как один из городов «сынов Симеоновых» «среди удела сынов Иудиных». (Ср. id. Нав.19:1,5), который и служит Давиду и отряду его крепостью. К воинам Давида приходят их семейства, и сам Давид устраивает себе жизнь семейную, с двумя находящимися при нем женами. Из Секелага он совершает многие набеги, часто грабя и убивая союзников царя Анхуса, и тщательно скрывая это от Гефского царя.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты (адвентисты) говорят: слова «вовек» и «вечный» в приложении к будущему состоянию грешников имеют ограниченное значение, так как они употребляются в Священном Писании не только для обозначения бесконечного продолжения времени, но и в значении промежутка времени, имеющего свой предел. Например, останется рабом его вечно (Исх.21:6), будет слугою моим вовек (1Цар.27:12); как установление вечное празднуйте (пасху – Исх.12:14); это устав (о светильниках) вечен (Исх.27:21); это устав (об одеждах для священников) вечен (Исх.28:42-43; Исх.29:9; 40:15; Лев.6:18; 7:36, 16:29 и др.).
Ответ: Чтобы определить в каком значении употребляются в Священном Писании слова «вовек» и «вечный», необходимо обращаться к контексту. Контекст тех мест Писания, в которых говорится о будущем состоянии грешников, не дает никакого основания к пониманию указанных слов в значении ограниченного продолжения времени. Так Господь Иисус Христос противополагает вечное мучение грешников вечному блаженству праведников: «и пойдут сии в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную» (Мф.25:46; Дан.12:2). Если блаженство праведников будет продолжаться бесконечно, что никем не оспаривается, то и мучения грешников вечны в том же смысле.
«Если будет когда-нибудь, – говорит святой Василий Великий, – конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. Α если не позволяем себе помыслить сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение "вечный"»
«Какое основание, – замечает блаженный Августин, – вечное мучение понимать, как огонь продолжительного времени, а вечную жизнь – как жизнь без конца, когда Христос в одном и том же месте, в одном и том же приговоре о том и другом сказал: и пойдут сии в муку вечную? а праведники – в жизнь вечную? (Мф.25:46). Если и то и другое вечны, то вполне очевидно, что то и другое нужно понимать или как продолжительное, но конечное, или же как постоянное и бесконечное. То и другое относятся между собою, как равные; поэтому, как мучение, так и жизнь – вечны. Но говорить: вечная жизнь будет без конца, а наказание вечное будет иметь конец, – совершенная нелепость. Отсюда, так как вечная жизнь святых будет без конца; то для тех, для кого назначено будет вечное наказание, наказание это без всякого сомнения также не будет иметь конца».