Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на 1-я книга Царств 2:28
И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых?
Святые отцы
Прочие
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 27-28 и пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона? И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых
Уважают ли их, они не получат от этого никакой пользы для будущей жизни, но подвергнутся большему осуждению; оскорбляют ли их, они не потерпят никакого вреда в будущей жизни, но будут иметь большее оправдание. Ради вас самих я желаю, чтобы так было. Ибо когда начальники уважаются подчиненными, то и это обращается против них, как например, Бог говорил Илию: Я избрал тебя из дома отца твоего (1Цар 2:28); а когда их оскорбляют, как было с Самуилом, то Бог говорит: Не тебя они отвергли, но отвергли Меня (1Цар 8:7). Так оскорбление - им на пользу, а уважение - в тягость. И я говорю это не ради них, но ради вас самих. Почитающий священника будет почитать и Бога, а приученный презирать священника постепенно дойдет когда- нибудь и до оскорбления Бога.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Ефод (наплечие)
Верхняя одежда, которую носили еврейские первосвященники. Она состояла из двух кусков дорогой материи, сотканной из золота, виссона и шерсти гиацинтового, пурпурового и червленного цвета, соединенных вверху на плечах двумя нарамниками, на которых сияли в 12 камнях имена колен Израилевых. Внизу концы ефода связывались, вероятно, шнурами или лентами. Вообще он очень походил на саккос настоящего архиерейского облачения, только без рукавов.
Ефод носили единственно первосвященники. Но употреблялся еще другого рода ефод, чисто льняной без всяких украшений – его надевали простые священники (1Цар. 22:18), равно как и другие лица, не состоявшие в свящ. сане, но прислуживавшие при Скинии, во время отправления своей должности. Отрок же Самуил, говорится в I кн. Царств (1Цар. 2:18), служил пред Господом, надевая льняной ефод. И Давид, при перенесении Ковчега из дома Аведдара в Иерусалим, был одет в льняной ефод (2Цар. 6:14).
Близкое отношение ефода к наперснику судному было причиной употребления ефода в языческом идолослужении во времена Судей (Суд. 8:27,17:5,18:14). Гедеон сделал ефод, положенный им в г. Офре. И был он, говорит свящ. писатель кн. Судей, сетью Гедеону и всему дому его. И был у Михи, говорит он в другом месте, дом Божий. И сделал он ефод и терафим. В этом же доме его стоял истукан и литой кумир (Суд. 17:3).
Георгий Константинович Властов (†1899)
Но возвратимся к Самуилу. Первое откровение отроку, когда воззвал к нему Господь, – было о несчастной будущности дома Илии; и в этом откровении скрывалось, – тайное еще для Самуила, – объявление воли Божией о его значении для церкви Божией. Откровение, переданное отроком первосвященнику и судье Илии, подтверждало этому последнему пророческие слова, еще прежде ему сказанные неизвестным по имени "человеком Божиим" 1Цар.2:27 и след.. Старец Илия принимает слова Самуила с трогательною покорностью: "Он Господь! что Ему угодно, то да сотворит", говорит старец. Если дом его пал, и лишился позже священства, то с другой стороны мы смеем думать, что Господь зачел ему много грехов за его смирение.