Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших.
Прочие
Георгий Константинович Властов (†1899)
А несчастие было близко; выступление ковчега (1Цар.4:1 Сыновья Илии берут с собою ковчег завета по требованию старейшин и народа в поход против Филистимлян.) против Филистимлян по-видимому было делом не столько благочестия, сколько подражания язычникам, которые всегда брали в поход богов своих (Доказательство см. в 2Цар.5:21). С этим поднятием ковчега завета соединялась нечистая, почти языческая мысль, о противопоставлении святыни Иеговы силе идолов, чем и признавалась эта сила и затемнялось высшее понятие о величии Творца вселенной. В этом действии можно видеть падение чистоты духовного взгляда, не только после Моисея и Иисуса Навина, но даже после Деворы и Барака и Иеффая, которых святыня в брани была вера, которой они побеждали царства (Евр.11:32 и сл.). И действительно мы не знаем примера, кроме обхода стен Иерихонских, чтобы ковчег завета выносили на войну (Движение в пустыне описано в Гл. Чис.10; ковчег поднимался когда снимался стан Израильский (Ср. благословение Моисея в Чис.10:35,36.) В книге Судеб нет ни одного примера поднятия ковчега против неприятелей. (Мы говорили в своем месте, что клятва Иеффая Суд.11:11 никак не предполагает принесения ковчега в Галаад). Ковчег завета обходит правда стены Иерихона (Нав.6) и после того они пали. В этом случае земля Палестины принималась Израилем во владение. Но затем ни при нападении на Гай (Нав.8); ни в Вефоронской битве (Нав.10) и ни в одной их последующих битв не видно, чтобы выносили ковчег против врагов. Он оставался в стане.).
Наконец и самое событие, поразившее ужасом Израиль, а именно взятие Филистимлянами в плен святыни Израилевой, ковчега в битве при Афеке (Город Афека находился при западном входе в Вефхоронское ущелье, невдалеке от Вефсамиса. Так Stanley; Iewish Church, Lect. XVII, «The fall oj Shiloh». Некоторые (ср. Библейский Слов. Смита) помещают однако город Афека ближе к Иерусалиму в сердце Иудеи.), не доказывает ли, что вынесение ковчега было действие незаконное, противное воле Божией. Не Господь приказал это, а восхотели того старейшины и народ, как то ясно указано в 1Цар.4:3,4,11.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших
И поражены были Израильтяне, являясь исполнением грозного определения Правосудия Божия в отношении неблагочестивого дома первосвященника и судии евреев Илия (II:27-36), поражение было вместе с тем и осязательным наказанием народа за его легкомысленное и самовольное обращение со своей величайшей святыней - Ковчегом Завета Господня.