Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место.
Святые отцы
Прочие
- Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
- Георгий Константинович Властов (†1899)
- Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-5 Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и обе руки его лежали отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона. Посему жрецы Дагоновы и все приходящие в капище Дагона в Азот не ступают на порог Дагонов до сего дня
Если ты считаешь место святым оттого, что там лежит закон и пророческие книги, то тебе придется считать святыми и идолов и идольские храмы. Некогда у иудеев случилась война, и азотяне, победив их, взяли ковчег и внесли его в свое святилище. Так неужели их храм стал свят оттого, что в нем был ковчег? Ни в коем случае, но он остался мерзким и нечистым. И это тотчас было доказано на деле. Чтобы враги узнали, что их победа произошла не от слабости Бога, но от беззакония служивших Ему, ковчег, даже взятый в плен, в чужой земле показал свою силу, дважды повергнув идола на землю так, что тот раскололся. Ковчег не только не освятил места, но еще и стал противоборствовать ему.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 1-5 Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен-Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона, и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицем своим к земле пред ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили его на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле пред ковчегом Господним; голова Дагонова и обе руки его лежали отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона. Посему жрецы Дагоновы и все приходящие в капище Дагона в Азот не ступают на порог Дагонов до сего дня
[Господь] устраивает так, чтобы Дагон, которому поклонялись как богу (а это был безмолвный и бесчувственный идол), упал перед ковчегом и показал заблуждение тех, кто ему поклонялся. И Он делает это для того, чтобы иноплеменники научились иному. Они же по безумию снова его поднимают и снова взирают на упавшего. Затем, поступая как полные глупцы и не желая видеть отличного, они на опыте были научены благоразумию, и наученные протрезвели, и отринули опьянение неведения; поэтому они отсылают, как и подобало, ковчег его служителям и, почтив [его] приношениями, проповедуют то, чему научились, и принимающих его научают возвышенному смыслу.
Никифор (Бажанов), архим. (†1895)
Дагон
Дагон (одни думают, что означенное слово происходит от dagan – рог, а другие от слова dag – большая рыба) (Суд.16:23; IЦар.5:2-7). Так назывался филистимский идол, с головой и руками человеческими, а туловищем рыбы. Его боготворили в г. Газе (Суд.16:23), в Азоте (1Цар.5:1-3), где храм его был сожжен Ионафаном во времена Маккавеев (1Мак.10:83,84), в Беф-Дагоне, где находилось капище или храм Дагона, на границах колена Иудина (Нав.15:41), в городе колена Асирова (Нав.19:27) и еще нескольких других местах.
Падение и разрушение идола, когда Ковчег Божий, по перенесении из Авен-Езера в Азот, был внесен в храм Дагона и поставлен подле идола, представляет одно из замечательнейших событий иудейской истории; и, по свидетельству путешественников, доселе еще видны в Газе развалины капища Дагона, потрясенного и ниспроверженного Самсоном (Суд.16:29,30).
Георгий Константинович Властов (†1899)
В первой книге Царств в главах 1Цар.4-8 рассказаны события, поразившие ужасом весь Израиль: ковчег завета был взят; сыновья священника и судьи Илии были убиты; войско Израильское было разбито и сам престарелый Илия упал и умер, узнав о бедствиях, постигших народ и семью его, и которые были ему предсказаны и неизвестным ему человеком Божиим, и устами отрока Самуила, восприявшего откровение Божие.
Но в этих же главах заключается и повествованиe о наказаниях, постигших и Филистимлян. Ковчег завета был отвезен в город Азот и поставлен здесь в храме Дагона (1Цар.5:2 и сл.), но идол Дагон оказался разбитым, а на народ Филистимский Господь посылает казни, подобные казням Египетским, как например нашествие мышей и поражениe людей болезненными наростами на теле. Страх и ужас овладевает Филистимлянами: они спрашивают своих прорицателей, которые указывают им, что бедствия их постигающие, происходят от присутствия в земле их ковчега Иеговы. По совету их, и чтобы удостовериться, что бедствия эти не случайны, они ставят ковчег Господень на колесницу, запрягают двух первородивших коров, которых телят оставляют дома, а запряженную колесницу с ковчегом и золотыми приношениями, изображавшими наказания их постигшие, выводят на дорогу и пускают без провожатых.
Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)
Сектанты говорят: Об иконах читай Ис.2:18-20,17:7-8.
Ответ: В этих местах говорится об идолах, которые «исчезают», когда язычники принимают христианство. Так произошло на Руси после крещения киевлян. Истребление идольских изображений, а не истинных, священных изображений, есть дело богоугодное (1Цар.5:1-7).