Ветхий Завет:Быт.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435363738394041424344454647484950Исх.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940Лев.123456789101112131415161718192021222324252627Чис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536Втор.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334Нав.123456789101112131415161718192021222324Суд.123456789101112131415161718192021Руф.12341Цар.123456789101112131415161718192021222324252627282930312Цар.1234567891011121314151617181920212223243Цар.123456789101112131415161718192021224Цар.123456789101112131415161718192021222324251Пар.12345678910111213141516171819202122232425262728292Пар.1234567891011121314151617181920212223242526272829303132333435361Ездр.123456789102Ездр.123456789Неем.12345678910111213Тов.1234567891011121314Иудиф.12345678910111213141516Есф.123456789101Мак.123456789101112131415162Мак.1234567891011121314153Мак.1234567Иов.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142Пс.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151Притч.12345678910111213141516171819202122232425262728293031Еккл.123456789101112Песн.12345678Прем.12345678910111213141516171819Сир.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051Ис.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566Иер.12345678910111213141516171819202122232425262728293031323334353637383940414243444546474849505152Плч.12345ПослИер.1Вар.12345Иез.123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748Дан.1234567891011121314Ос.1234567891011121314Иоил.123Ам.123456789Авд.1Ион.1234Мих.1234567Наум.123Авв.123Соф.123Аг.12Зах.1234567891011121314Мал.12343Ездр.12345678910111213141516
Новый Завет:Мф.12345678910111213141516171819202122232425262728Мк.12345678910111213141516Лк.123456789101112131415161718192021222324Ин.123456789101112131415161718192021Деян.12345678910111213141516171819202122232425262728Иак.123451Пет.123452Пет.1231Ин.123452Ин.13Ин.1Иуд.1Рим.123456789101112131415161Кор.123456789101112131415162Кор.12345678910111213Гал.123456Еф.123456Флп.1234Кол.12341Фес.123452Фес.1231Тим.1234562Тим.1234Тит.123Флм.1Евр.12345678910111213Откр.12345678910111213141516171819202122
И отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, [а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние].

Святые отцы

Прочие

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

и отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его

Объясняется и способ умерщвления: говорится, что всякий, кто умирал таким образом, выходил для освобождения кишечника и тогда его в самые потайные части седалища кусали мыши. Так выглядит это буквально, но есть и аллегорическое истолкование. В буквальном смысле это относится к болезни, наведённой рукой Господней, и укусам мышей, вызывавшим смерть. Ведь говорится, что рука Господня отяготела над азотянами, потому что они погибали от укусов мышей.

Но если этому фрагменту придать духовный смысл, то мы узнаем два вида смерти… Первый вид смерти входит в человеческие сердца, когда дьявол совращает их ко греху; второй вид [раскание в совершенных грехах] совершается силой Всемогущего Бога. Посему в этом месте нужно воспринимать оба вида смерти духовно. Итак, та смерть, которой грешники освобождаются от грехов через раскаяние, обозначается словами: И отяготела рука Господня над азотянами. Та же смерть, которой язычники выставляли себя рабами нечистоты и несправедливости, обозначается словами о том, что их кусали мыши и они погибали. Мышь, действительно, считается нечистым животным, и закон запрещает есть таковых. А что иное обозначается мышами, как не демоны? И что ещё означает быть покусанным мышами, как не получить раны в расплату за грех? Но они подвергались укусам мышей в то время, когда выходили опорожнять кишечник. Ну и что иное означает опорожнение кишечника, как не обнаружение зловония дурной славы своей послушностью греху? Итак, кто выходил опорожнить кишечник, умирал от укусов мышей, потому что своими грехами на виду у всех он показывал образец испорченности, да и сам ввергался в смерть вечную через страшную привязанность к бесам.

Толкование на 1-ю книгу Царств

Филарет (Дроздов), свт. (†1867)

и отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его, [а внутри страны размножились мыши, и было в городе великое отчаяние]

Они не подумали о том, что Бог Израилев есть Бог ревнитель, Который не терпит совместников, и за это были поражены мечём Его правосудия.

Современные полухристиане желают соединить верование в возвышенные тайны Православной Церкви с нелепыми мудрованиями лжемудрия. Бог, в наказание за это, попускает их порабощать пороками и постыдными страстями, подобно тому, как по Апостола Павла, языческие философы за то, что премениша истину Божию во лжу и почтоша и послужиша твари паче Творца, преданы были в страсти бесчестия и в неискусен ум творити неподобная (Рим. 1:23, 26, 28).

Начертание церковно-библейской истории

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Дагон

Дагон
 (одни думают, что означенное слово происходит от dagan – рог, а другие от слова dag – большая рыба) (Суд.16:23; IЦар.5:2-7). Так назывался филистимский идол, с головой и руками человеческими, а туловищем рыбы. Его боготворили в г. Газе (Суд.16:23), в Азоте (1Цар.5:1-3), где храм его был сожжен Ионафаном во времена Маккавеев (1Мак.10:83,84), в Беф-Дагоне, где находилось капище или храм Дагона, на границах колена Иудина (Нав.15:41), в городе колена Асирова (Нав.19:27) и еще нескольких других местах.

Падение и разрушение идола, когда Ковчег Божий, по перенесении из Авен-Езера в Азот, был внесен в храм Дагона и поставлен подле идола, представляет одно из замечательнейших событий иудейской истории; и, по свидетельству путешественников, доселе еще видны в Газе развалины капища Дагона, потрясенного и ниспроверженного Самсоном (Суд.16:29,30).

Библейская энциклопедия 1891г


Нарост

Нарост
 (1Цар.5:6,9) – название болезни, посланной на филистимлян. По мнению некоторых, болезнь эта походила на нынешнюю болезнь геморрой, а другие думали, что она была вроде дизентерии. LXX и Вульгата считают более правдоподобным предположение первое, потому что одержимые этой болезнью делали себе кожаные седалища, очевидно, с целью уменьшить болезненные страдания.

Библейская энциклопедия 1891г

Георгий Константинович Властов (†1899)

1Цар.5:1-12

В первой книге Царств в главах 1Цар.4-8 рассказаны события, поразившие ужасом весь Израиль: ковчег завета был взят; сыновья священника и судьи Илии были убиты; войско Израильское было разбито и сам престарелый Илия упал и умер, узнав о бедствиях, постигших народ и семью его, и которые были ему предсказаны и неизвестным ему человеком Божиим, и устами отрока Самуила, восприявшего откровение Божие.

Но в этих же главах заключается и повествованиe о наказаниях, постигших и Филистимлян. Ковчег завета был отвезен в город Азот и поставлен здесь в храме Дагона (1Цар.5:2 и сл.), но идол Дагон оказался разбитым, а на народ Филистимский Господь посылает казни, подобные казням Египетским, как например нашествие мышей и поражениe людей болезненными наростами на теле. Страх и ужас овладевает Филистимлянами: они спрашивают своих прорицателей, которые указывают им, что бедствия их постигающие, происходят от присутствия в земле их ковчега Иеговы. По совету их, и чтобы удостовериться, что бедствия эти не случайны, они ставят ковчег Господень на колесницу, запрягают двух первородивших коров, которых телят оставляют дома, а запряженную колесницу с ковчегом и золотыми приношениями, изображавшими наказания их постигшие, выводят на дорогу и пускают без провожатых. 

Священная летопись. Том четвертый

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

и отяготела рука Господня над Азотянами, и Он поражал их и наказал их мучительными наростами, в Азоте и в окрестностях его

И отяготела рука Господня над филистимлянами (ср. ст. 7, 9, 11): грозные знамения, сопровождавшие собой пребывание Ковчега Завета в земле филистимлян, должны были показать последним неуместность посвящения Ковчега языческим идолам, величие и могущество Бога израилева и полное ничтожество их собственных божеств, бессильных помочь не только другим, но и себе (VI:5-6). И Господь поражал их (филистимлян) и наказал их мучительными наростами: «Семьдесят толковников, - замечает блаж. Феодорит, - перевели: «поражены были на седалищах»; Акила - «имели веред гангрены»; Иосиф Флавий показывает, что они страдали поносом. «Никто да не признает эти указания за разногласие, ибо за поносом следовала болезнь седалищ - частое извержение воспалило (в славянском переводе сказано: «и воскипе им на седалищах») извергающие части; с течением же времени воспаление перешло в гангрену» (толк. на 1 Цар вопр. 10).

Толковая Библия

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Об иконах читай Ис.2:18-20,17:7-8.
 

Ответ:  В этих местах говорится об идолах, которые «исчезают», когда язычники принимают христианство. Так произошло на Руси после крещения киевлян. Истребление идольских изображений, а не истинных, священных изображений, есть дело богоугодное (1Цар.5:1-7).

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро: t.me/azbyka