Ветхий Завет:
Быт.
Исх.
Лев.
Чис.
Втор.
Нав.
Суд.
Руф.
1Цар.
2Цар.
3Цар.
4Цар.
1Пар.
2Пар.
1Ездр.
2Ездр.
Неем.
Тов.
Иудиф.
Есф.
1Мак.
2Мак.
3Мак.
Иов.
Пс.
Притч.
Еккл.
Песн.
Прем.
Сир.
Ис.
Иер.
Плч.
ПослИер.
Вар.
Иез.
Дан.
Ос.
Иоил.
Ам.
Авд.
Ион.
Мих.
Наум.
Авв.
Соф.
Аг.
Зах.
Мал.
3Ездр.
Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Новый Завет: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев, [и наполнилась земля та мышами].
Святые отцы
Феодорит Кирский, блж. (†457)
6:1.- И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев, [и наполнилась земля та мышами].
Вопрос 10. Почему Бог попустил, чтобы кивот был взят в плен?
Событие сие принесло двоякую пользу. Евреев научало оно, что живущие по закону должны уповать на Промысл Божий, а беззаконники не могут надеяться ни на Бога, ни на неприкосновенный кивот.
Ибо для чего нарушители закона брали в помощь себе кивот, внутри которого положен был закон? Итак Евреи получили от сего эту пользу. А иноплеменники, боявшиеся, когда при появлении кивота восклицали Евреи, и пренебрегавшие кивотом после победы, даже как военную добычу посвятившие его своим идолам, опытно дознали Божию силу. Ибо сперва увидели, что пред кивотом пал собственный их бог, и как бы воздал ему поклонение. Потом, снова поставив своего бога, на другой день нашли, что он сокрушен и лишился всех оконечностей. И после сего, не заблагоразсудив познать превосходство, и не воздав должного кивоту почитания, подверглись различным болезням. Ибо, как перевели семьдесят толковников, поражены были на седалищах (1Цар.5:9), а как перевел Акила, имели веред гангрены. Иосиф же показывает, что страдали они поносом. И никто да не признает разногласием сих разных изложений. Ибо за поносом следовала болезнь седалищ, частое извержение воспалило извергающие части тела, а с продолжением времени воспаление превратилось в гангрену. Сию болезнь седалищ потерпели иноплеменники за то, что божественный кивот злочестиво посвятили лжеименному богу. Наказание сие первые понесли жители Азота. А Гефеи, думая, что болезнь не от Бога послана, но произошла от заразительного какого-либо поветрия, кивот Божий перенесли в Геф, но немедленно подверглись тем же самым бедствиям. Сказанное же: «сотвориша Гефеи себе седалища злата» (1Цар.5:9), прочие переводчики перевели так: «и распалились их седалища». Когда же Гефеи покушались перенести кивот в Аскалон, жители Аскалона воспротивились, убоявшись ниспосланных от Бога наказаний. Потом, поскольку ни один город не осмеливался принять к себе кивот, оставили его вне селений под открытым небом. Ибо сие показывает дееписатель, когда говорит: «И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев» (1Цар.6:1). Поскольку же думали, что, когда кивот будет вне селений, освободятся они тогда от посылаемых Богом казней; то Бог и Владыка наложил наказание и на неодушевленных тварей. Ибо на виноградники и нивы их наслал множество мышей, которые истребляли у них все плоды. А сим научил, что Он же и на Египтян посылал различные казни. А что свежа была память о сих казнях, свидетельствует сказанное иноплеменниками. Ибо во время сражения, увидев кивот, исполнились страха, и с плачем вопияли: «горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это – тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне» (1Цар.4:8).
Да, и по испытании бедствия, жрецы и провещатели их сказали им: с дарами отпустите кивот, «облегчит руку Свою над вами и над богами вашими и над землею вашею; и для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое Египтяне и фараон? вот, когда Господь показал силу Свою над ними, то они отпустили их, и те пошли;» (1Цар.6:5;6) Но злочестивые, дав этот совет, и показав безсилие богов своих (потому что Бог сперва сокрушил самых богов, потом наказал покланяющихся, и наконец наслал мышей на произрастения земли), вознамерились опытом дознать, от Бога ли послано бедствие, или постигло их случайно. Ибо, уготовив новую колесницу, впрягли в нее недавно родивших двух крав, отлученных от тельцев, возложили на нее как кивот, так в дар наказавшему Богу пять из золота сделанных мышей и седалищ по числу пяти городов. Вложили же дары в сосуд, который седьмдесят толковников назвали: воергаз, а Иосиф называет ящиком. Оставив же крав на распутии без правящего ими, смотрели в ожидании, возвратятся ли кравы на мычание тельцев, или уклонятся на иный путь, оставив тот, который ведет к Евреям, чтобы в обоих случаях признать кивот безсильным, а если кравы, оставив все другие пути и пренебрегши собственных своих тельцев, пойдут в израильскую землю, признать, что постигшиея их бедствия действительно были от Бога. Поэтому издали они следовали за кивотом, и не прежде оставили, как Евреи, по соседству жившие, увидев необычайное дело – колесницу не управляемую человеком, потому что и бременем и управляющим был кивот, с радостию вышли на встречу, и удивились Божией победе.
Вопрос 10. Почему Бог попустил, чтобы кивот был взят в плен?
Событие сие принесло двоякую пользу. Евреев научало оно, что живущие по закону должны уповать на Промысл Божий, а беззаконники не могут надеяться ни на Бога, ни на неприкосновенный кивот.
Ибо для чего нарушители закона брали в помощь себе кивот, внутри которого положен был закон? Итак Евреи получили от сего эту пользу. А иноплеменники, боявшиеся, когда при появлении кивота восклицали Евреи, и пренебрегавшие кивотом после победы, даже как военную добычу посвятившие его своим идолам, опытно дознали Божию силу. Ибо сперва увидели, что пред кивотом пал собственный их бог, и как бы воздал ему поклонение. Потом, снова поставив своего бога, на другой день нашли, что он сокрушен и лишился всех оконечностей. И после сего, не заблагоразсудив познать превосходство, и не воздав должного кивоту почитания, подверглись различным болезням. Ибо, как перевели семьдесят толковников, поражены были на седалищах (1Цар.5:9), а как перевел Акила, имели веред гангрены. Иосиф же показывает, что страдали они поносом. И никто да не признает разногласием сих разных изложений. Ибо за поносом следовала болезнь седалищ, частое извержение воспалило извергающие части тела, а с продолжением времени воспаление превратилось в гангрену. Сию болезнь седалищ потерпели иноплеменники за то, что божественный кивот злочестиво посвятили лжеименному богу. Наказание сие первые понесли жители Азота. А Гефеи, думая, что болезнь не от Бога послана, но произошла от заразительного какого-либо поветрия, кивот Божий перенесли в Геф, но немедленно подверглись тем же самым бедствиям. Сказанное же: «сотвориша Гефеи себе седалища злата» (1Цар.5:9), прочие переводчики перевели так: «и распалились их седалища». Когда же Гефеи покушались перенести кивот в Аскалон, жители Аскалона воспротивились, убоявшись ниспосланных от Бога наказаний. Потом, поскольку ни один город не осмеливался принять к себе кивот, оставили его вне селений под открытым небом. Ибо сие показывает дееписатель, когда говорит: «И пробыл ковчег Господень в области Филистимской семь месяцев» (1Цар.6:1). Поскольку же думали, что, когда кивот будет вне селений, освободятся они тогда от посылаемых Богом казней; то Бог и Владыка наложил наказание и на неодушевленных тварей. Ибо на виноградники и нивы их наслал множество мышей, которые истребляли у них все плоды. А сим научил, что Он же и на Египтян посылал различные казни. А что свежа была память о сих казнях, свидетельствует сказанное иноплеменниками. Ибо во время сражения, увидев кивот, исполнились страха, и с плачем вопияли: «горе нам! кто избавит нас от руки этого сильного Бога? Это – тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне» (1Цар.4:8).
Да, и по испытании бедствия, жрецы и провещатели их сказали им: с дарами отпустите кивот, «облегчит руку Свою над вами и над богами вашими и над землею вашею; и для чего вам ожесточать сердце ваше, как ожесточили сердце свое Египтяне и фараон? вот, когда Господь показал силу Свою над ними, то они отпустили их, и те пошли;» (1Цар.6:5;6) Но злочестивые, дав этот совет, и показав безсилие богов своих (потому что Бог сперва сокрушил самых богов, потом наказал покланяющихся, и наконец наслал мышей на произрастения земли), вознамерились опытом дознать, от Бога ли послано бедствие, или постигло их случайно. Ибо, уготовив новую колесницу, впрягли в нее недавно родивших двух крав, отлученных от тельцев, возложили на нее как кивот, так в дар наказавшему Богу пять из золота сделанных мышей и седалищ по числу пяти городов. Вложили же дары в сосуд, который седьмдесят толковников назвали: воергаз, а Иосиф называет ящиком. Оставив же крав на распутии без правящего ими, смотрели в ожидании, возвратятся ли кравы на мычание тельцев, или уклонятся на иный путь, оставив тот, который ведет к Евреям, чтобы в обоих случаях признать кивот безсильным, а если кравы, оставив все другие пути и пренебрегши собственных своих тельцев, пойдут в израильскую землю, признать, что постигшиея их бедствия действительно были от Бога. Поэтому издали они следовали за кивотом, и не прежде оставили, как Евреи, по соседству жившие, увидев необычайное дело – колесницу не управляемую человеком, потому что и бременем и управляющим был кивот, с радостию вышли на встречу, и удивились Божией победе.