Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам 2:1
Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 1-2 вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом
Ибо сами знаете, братия, вход наш к вам, что не пустой был, но с поруганием и преследованиями (Деян. 16:12 сл.), - ибо прежде пострадали мы и были поруганы в Филиппах, как и вы это знаете и глазами своими видели следы страданий, кои вместе с нами вошли в город ваш. Когда же дерзновение возъимели в Боге нашем, в слове то есть Бога нашего, говорить к вам в великом подвиге, претерпевая то есть великое гонение, возвестили вам Евангелие Божие.
Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-2 вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом
Велики и ваши подвиги; но и мы не человеческое проповедовали слово. Здесь (апостол) хочет выразить то, что и выше говорил, именно, что свойства проповеди обнаруживаются с обеих сторон – как со стороны чудес и решимости проповедников, так и со стороны ревности и усердия принимающих. «Вы сами знаете, братия», – говорит, – «о нашем входе к вам, что он был не бездейственный», то есть, не обыкновенный, не случайный. Едва избавившись от великих опасностей, от смертей, от поражений; мы тотчас же впали в новые опасности. Но «но, прежде пострадав», – говорит, – «и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать». Видишь ли, как опять все приписывает Богу? «Проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом». Нельзя, говорит, сказать, чтобы там мы подвергались опасностям, а здесь – нет. Знаете и вы, какова эта опасность и каков нужен был подвиг – быть у вас. (Апостол) говорит это и коринфянам в послании к ним: «И был я у вас в немощи и в страхе и в великом терпении» (1Кор.2:3).
Феодорит Кирский, блж. (†457)
И свидетельства страданий достаточно в доказательство истины проповеди. Ибо пускающиеся на обман только до опасностей носят личину, а как скоро увидят их, обнаруживают себя самих, и ложь обличается. Посему-то божественный Апостол упомянул об узах и бичах в Филиппах и о дерзновении своем после этого, давая знать, что после скорбных обстоятельств исполнился он большего усердия, потому что предвидел пользу трудов.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный
Велики, говорит апостол ваши подвиги: только и мы пользовались не человеческим словом, и не был наш вход бездейственным, то есть без опасностей и искушений, и вообще без неприятностей. Ибо, как много раз сказано, опасности укрепляют веру; без них она была бы тщетной.
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
сами бо весте, братие, вход наш, иже к вам, яко не вотще бысть
Сами бо весте. Предыдущая речь подала повод, или послужила переходом, к последующей. Святой Павел и соединяет сию с тою, пересказывая то же, что рассказывали сторонние и что знали сами солуняне, только с своею особою целию.— Вход наш. Это — не прибытие только в Солунь и первое появление между солунянами, но все вообще пребывание там святого Павла, от прихода до удаления, вступление в духовное общение с солунянами, как он им проповедовал, как они уверовали, как образовалась и устроена Церковь из них.
Яко не вотще бысть. Это против первого нарекания. Не вотще — ου κενη. Κενος — пустой. Верно говорили: попусту ходят эти люди, праздные странники, мечтатели, обманывающие или обманутые. Апостол и говорит: мы не такие. Кто таков, тот не станет страдать; а мы в Филиппах пострадали и, к вам пришедши, должны были тотчас вступить в борьбу и подвиг. Можете судить по этому одному, что вход наш к вам — дело наше, в вас совершенное, — не есть дело праздности, пустое, бесцельное, обманчивое. Подобное сему значение имеет сие слово в 1Кор. 15, 14, где святой Павел говорит, что если Христос не воскрес, то тще проповедание наше, тща же и вера ваша. Такая мысль вполне соответствует тому, что говорится во 2-м стихе и далее в 3-м; не от прелести. Святой Златоуст толкует: ουκ ανθρωπινη, ουδε η τυχουσα не человеческий (вход), по обычным житейским целям бывающий, и не случайный, не кое-какой, не бесцельный, не ничтожный. Экумений Златоустову мысль разъясняет, говоря: не вотще, то есть наши проповеднические беседы были не ложные басни или сонные мечтания, пусторечия или праздноречия — ου μυθοι ψευδεις και ληροι. Откуда это видно? — Видно из того, что, только избежавши опасностей, мы опять дерзнули подвергнуть себя новым опасностям, на что, конечно, не решились бы, если б не были уверены, что проповедь наша Божественна. Ибо, по Феодориту, «пускающиеся в обман только до опасностей носят личину, а как скоро увидят их, тотчас обнаруживают себя,— и ложь обличается».
Если поставить это слово не вотще в соответствие с тем, что сказано в 1, 5: не в слове точию, но в силе, — то оно будет означать: вход наш к вам не был обыкновенный, не одним словом действовали мы среди вас, но слово наше, по особенной к вам милости Божией, было сопровождаемо знамениями и чудесами. Такая мысль будет стоять в соответствии и с предыдущим, показывая в знамениях Божиих, сопровождавших проповедь Апостола, причину, почему повсюду говорили о солунянах. На нее наводит и святой Златоуст, когда, приступая к толкованию второй главы, говорит вообще о содержании ее: «Здесь (Апостол) хочет выразить то, что и выше говорил, именно — показывает свойства (христианской) проповеди как со стороны чудес и решимости проповедников, так и со стороны ревности и усердия принявших проповедь».
Применительно к тому, что ниже говорит святой Павел, 3, 5: да не како всуе будет труд наш,— можно и в настоящем месте дать сему слову такой смысл,— что вход Апостола к солунянам не был бесполезен, но принес плод мног, обращение столького числа и столь ревностных христиан. В таком случае оно будет соответствовать 2, 13 — 16, где говорится об обращении солунян. Блаженный Феодорит говорит, что после скорбных обстоятельств в Филиппах исполнился святой Павел большого усердия, потому что предвидел пользу трудов. Какую из сих трех мыслей избрать, это можно оставить на произвол, ибо они все не противоречат одна другой, равно как и течению апостольской речи.
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)
Иустин (Попович), прп. (†1979)
вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный
Был бы тщетным наш вход в ваш мир: в мир ваших душ, ваших мыслей, ваших убеждений – вашей жизни вообще, если бы мы не доставили вам того, что вы не имели, – спасения от смерти, греха и диавола. Это и составляет вечно новую весть, через которую ваши души приняли Спасителя мира и спасение, и вы сами познаете, что наш вход к вам означал смерть всем смертям вашим, всем грехам, всем демонам, потому что вы уверовали в Спасителя мира, Которого мы вам проповедали, и приняли спасение, принесенное нами. Вы дали веру, а мы вам дали спасение, вечную истину, вечную правду, любовь, вечную жизнь. Вы дали веру, а мы вам дали единого истинного Бога всего мира.
Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 1-2 вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом
Начало проповеди у Ф-в не было «вотще» - бесцельно и несерьезно. Пострадав и телесно и духовно, благовестники, не устрашенные неудачей в Филиппах, дерзнули «говорить» о Боге и в Фессалонике «с великим подвигом» - не смотря на огромную оппозицию со стороны врагов Евангелия.
Ст. 1-12 вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу
Характер жизни и деятельности Ап. Павла среди Ф-ских христиан. Апостол вновь возвращается к мысли, высказанной выше в I:5, и теперь развивает ее, переходя к апологии мотивов и характера своей проповеди, которые, видимо, подверглись очернению и нареканию, и, конечно, первоначально со стороны Евреев, а никак не язычников, очень мало что знавших о прошлом Ап. Павла.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
О проповедании своем в Солуне Апостол говорит, что оно было великим подвигом, трудным тем более, что пред этим он перенес разные страдания в Филиппах. И однако, Апостол был весьма усерден и успешен в деле своем, в чем ссылается на свидетельство самих Солунян. По изъяснению св. И. Златоуста, «здесь Апостол хочет выразить то, что и выше говорил, именно, показывает свойство проповеди, как со стороны чудес и решимости проповедников, так и со стороны ревности и усердия принявших проповедь... От твердости же проповедников заимствуется доказательство божественности их проповеди. Еслиб как-бы так говорит Апостол, проповедь наша была не такова, то мы не подвергли бы себя таким бедствиям, которые не дают нам и вздохнуть свободно». «Под подвигом же, говорит преосвящ. Феофан, можно разуметь не одних внешних препон и скорбей преодоления, но и борение с умами слушавших, как можно заключать из того, что св. Павел состязался с Иудеями от писаний (Деян. 17:2); равно как и неутомимость в труде проповедания (ср. 1Кор. 9:2-9, 2Тим. 4:7)». Какие страдания перенес Апостол в Филиппах, о сем говорится в книге Деяний (Деян. 16:12-40), где сообщается, что его там били палками, посадили в темницу, забив ноги в колодки, всенародно обнажили его, разорвали на нем одежду и проч. «Само собою понятно, как подобное обстоятельство подействовало бы на человека не убежденного в правоте и святости своего дела: оно вызвало бы в нем разочарование и побудило бы его оставить свое дело. Но с Апостолом сего не случилось. Наоборот, лишь только он получил свободу, как снова с полною безбоязненностию, не обращая внимания на окружающие опасности (со многим подвигом), стал проповедовать Евангелие среди Солунян» (Экумений).
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Наверно, говорили в Солуни: «попусту ходят эти люди (святой Павел и его спутники), праздные странники, обольщающие или сами обольщенные». Святой Павел говорит на это: «мы не такие, вы сами знаете вход наш к вам, как мы вступили в духовное общение с вами, как проповедовали вам Евангелие при знамениях и чудесах, как вы уверовали, как из вас образовалась Святая Церковь. Стало быть, мы не тщетно (в слав. не вотще) были у вас».
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 1-4 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный; но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом. Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
Свидетельство чужих людей об апостоле, которым апостол подтверждает свое собственное, в свою очередь, находит для себя подкрепление в сознании самих Солунян. Апостол напоминает им о своем образе действий, потому что, как видно из отрицательных положений 1Фес. 2:1,3,5 и след. стихов, его враги старались выставить перед солунскими христианами в невыгодном свете его деятельность в Солуни. Враги эти, – конечно, главным образом, иудеи, но, вероятно, им вторили и неверующие язычники. Имея в виду наветы этих врагов своих, он, прежде всего, говорит, что Солуняне и сами хорошо знают, что деятельность его в Солуни не была пустою, что его появление там не было лишено силы и внушительности (κενὴ). Суетный, пустой мечтатель не станет страдать за свое дело и, притом, неоднократно, как страдал Павел за свою проповедь. Нет, его проповедь не есть порождение какого-нибудь самообольщения и не вызвана какими-нибудь нечистыми побуждениями, напр., корыстолюбием, равно, и распространение ее совершается не при помощи каких-либо дурных средств (ἐν δόλῳ). Апостол действует сообразно с своим высоким призванием и Солуняне имели полную возможность убедиться сами, что он никогда не хотел льстить им.