Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам 2:15
которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся
См. Толкование на 1 Cол. 2:14
Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)
которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся
Посему Божии человеки должны приуготовлять себя к борению и подвигу. Как мужественный юноша выдерживает борьбу и на удары, ему наносимые, отвечает ударами, так и христиане должны переносить внешние скорби и внутренние брани, чтобы, получая удары, побеждать терпением. Таков путь христианства. Где Дух Святой и истина, там последует гонение и борьба. Видишь, как пророки гонимы были единоплеменниками, поскольку в них действовал Дух? Видишь, как Господь, Который есть путь и истина (Ин 14:6), не иным народом, но Своим собственным был гоним и распят? Подобное сему было и с апостолами, ибо с того времени, как крест пришел к христианам и Дух-Утешитель удалился к ним, никто из иудеев не был уже гоним, но [одни] христиане были мучениками. Посему не должен никто изумляться, потому что истине необходимо быть гонимою.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 13-16 посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих. Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца
«Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас, верующих». Нельзя сказать, говорит он, что мы одни поступали во всем безукоризненно, а вы делали нечто несообразное с тем, как мы с вами обращались, потому что вы слушали нас не с таким расположением, с каким слушают людей, но внимали нам так, как будто наставлял (вас) сам Бог. Откуда это видно? Подобно тому, как он, (ссылаясь) на свои искушения, свидетельства фессалоникийцев и совершенные им дела, доказывает то, что проповедовал не из лести и не ради пустой славы, так и то, что они приняли слово его надлежащим образом, он доказывает искушениями (которым они подвергались). Как бы вы, говорит, стали переносить такие опасности, если бы не внимали словам нашим, как словам самого Бога? Впрочем, посмотри и на доказательство. «Ибо вы,» – говорит, – «братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца» (14–16).
«Вы», – говорит, – «братья, последовали примеру Божьих церквей в Иудее». Утешение великое! Нет ничего удивительного, говорит, если (ваши единоплеменники) с вами так же поступают, как те (иудеи) со своими единоплеменниками. Но если и иудеи решились с терпением перенести все, то это служит немаловажным доказательством того, что проповедь истинна. «И вы то же», – говорит, – «претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев». Говоря: и те во Иудеи, он хочет сказать нечто особенное, именно указывает на то, что (иудеи) повсюду радовались тому, что подвизались. Поэтому-то и говорит: «вы то же претерпели». И опять, что удивительного, если они с вами (так поступали), когда дерзнули восстать против самого Господа? Видишь, как (апостол) ввел то, что содержит в себе великое утешение? И к этой мысли он постоянно возвращается, так что, при внимательном исследовании, во всех почти посланиях найдешь, как он, говоря об искушениях, всегда, каким бы то ни было образом, упоминает о Христе. Вот и здесь, обвиняя иудеев, приводит им на память Господа и страдания Господни. До такой степени уверен был он, что в этом заключается величайшее утешение! «Которые убили и Господа», - говорит он. Но, может быть, иудеи не познали Его? Напротив, они знали Его очень хорошо. Да что? Не они ли убили и камнями побили своих пророков, которых писания повсюду носят с собою? Конечно, они поступали так не из любви к истине. Итак, он не только предлагает утешение в искушениях, но и убеждает не думать, будто иудеи так поступают из любви к истине, и не смущаться этим. «И нас», – говорит, – «изгнали», – т. е. и мы претерпели от них бесчисленные напасти. «И Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись». «Противятся», – говорит, – «всем человекам». Каким образом? Таким, что если должно проповедовать всей вселенной, а они препятствуют, то они общие враги вселенной. Они убили Христа и пророков, оскорбляют Бога; они – общие враги вселенной; они и нас, пришедших на дело спасения, гонят; что же удивительного, если они поступили и с вами так же, как и в Иудеи? «Препятствуют нам», – говорит, – «говорить язычникам, чтобы спаслись». Подлинно, (одной) зависти свойственно препятствовать спасению всех. «И через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца». Не будет уже более того, что было прежде, не будет возврата, не будет предела, наступает гнев неизбежный. Из чего же это видно? Из предсказания Христова. Ведь утешительно не только иметь соучастников в скорбях, но и слышать о казни своих притеснителей. Если же опечаливает их замедление (грядущего гнева), то да послужит утешением то, что притеснители уже более не восстанут. При том, сказав слово: «гнев», (апостол) сократил даже самое замедление, снова показывая, что он (гнев) должен последовать, так как предназначен и предсказан.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Еще представил новое подобие и уподобил себя отцу, во многих видах показывая, какую приверженность имеет к ним. Весьма же кстати употребил сии три речения: «просили и убеждали и умолял». Ибо не утешение только подавать должно унывающим, но и напоминанием угрожающих бедствий устрашать живущих беспечно. Сие-то и делал я, говорит Апостол, увещевая вас избрать жизнь, достойную Бога, вас призвавшего и обетовавшего вам Царство Небесное. «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не ка́к слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих». Поскольку засвидетельствованием внушил страх, то утешил похвалами. Ибо говорит: не как человеческие, но как Божии прияли вы учения, нами преподанные. Таковыми же показал их и действительный опыт, потому что и они, сподобившись пророчественной благодати, пророчествовали, говорили языками и совершали необычайные чудеса. И не на сие только указывало апостольское слово, но и на опасности, каким подверглись они от сопротивных. Ибо сие дают видеть присовокупляемые слова. «Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся,» (потом показывает, в чем состояло противление), («и») «которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца». Пример сей достаточен для утешения, потому что сходство в страдании служит довольным побуждением утешиться. Извещает же нас апостольское слово, что уверовавшие в Фессалонике терпели обиды от неверных и лишаемы были имуществ своих. А тому же самому подверглись и в Иудее приявшие спасительную проповедь; ибо «постиже на них гнев до конца». Доселе не воспользовались они еще призванием. Так и блаженный Давид сказал: «Вскую Боже отринул еси до конца» (Пс.73:1)? Сие же: «всем человеком противящихся», разуметь должно так: нам повелено в целую вселенную пронести спасительную проповедь; они же нам противодействуют, следовательно, неприязненны всем людям.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
которые убили и Господа Иисуса
И что удивительного в том, что они оскорбляли своих соплеменников, когда они и Господа убили? Смотри, какое утешение - быть общником Христу в страданиях! Поэтому и Павел всегда в искушениях указывает это.
и Его пророков
Но скажет кто-нибудь, что они Господа не узнали. Что же? Разве они не узнали собственных пророков, книги которых они носят повсюду? Как же они убили и их? Отсюда очевидно, что они ничего не делают как ревнители истины, но скорее неистовствуя против истины.
и нас изгнали
Апостолов, учителей ваших. Поэтому вам, ученикам, должно все переносить, имея пред глазами эти примеры.
и Богу не угождают
Ибо, как могли угодить Тому, Чьего Сына они убили, а прежде еще убили и пророков?
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Иустин (Попович), прп. (†1979)
которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся
Кто не видит в воплотившемся Боге и Господе Иисусе единственного Спасителя и Мессии, тот совершенно слеп. О, самые страшные слепые – это те, кто в этом мире Божием руководствуется своим ослеплением. Таковыми являются евреи, распявшие Господа и убивающие Его благовестников, как прежде ветхозаветных праведников. Если же они распяли Господа, то как смогут не преследовать вас и нас, Его учеников? Враги единого истинного Бога являются одновременно и врагами всех людей, поскольку нет злейших врагов, чем те, которые препятствуют верить в единого истинного Бога и жить ради Его божественной истины и правды, а значит, лишают вечной жизни! Разве есть бесчеловечнее и кровожаднее люди, чем они?
Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся
Здесь словами «pasin anqrwpoiV enantiwn» прекрасно обрисован богоборческий и враждебный человечеству характер Иудейства. Всюду, где только был Ап. Павел, последнее гнало его. С другой стороны, великий Апостол, странствуя по языческим городам, мог прекрасно заметить то чувство, с которым относились всюду к иудейству. Слова Ап. Павла находят прекрасное подтверждение в истории Тацита, который говорил, что Иудеи имеют «adversus omnes alios hostile odium» (V:5). He лучше о них отзывается и римский сатирик Ювенал; «Romanas autem soliti contemnere leges, Iudaicum ediscunt et servant ac metuunt jus… Non monstrare vias eadem nisi sacra colenti, Quaesitum ad fontem solos deducere verpos». XIV:100-104. «Св. Павел видит образчик их вражды к человечеству в их оппозиции распространению Евангелия среди язычников. Но и та и другая их характеристика и их исключительность в вопросе о духовных привилегиях, и их себялюбивая замкнутость в житейских отношениях вообще - были обязаны своим существованием одному и тому же чуждому любви и свободы духу, тем более ненавистному, что он был карикатурой и неестественным наростом на исключительной чистоте их старого монотеизма» (Lightfoot, op. cit. стр. 34).
Толковая Библия.
См. также Толкование на 1Сол. 2:14
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ст. 14-16 Вы́ бо подо́бницы бы́сте, бра́тiе, це́рквамъ Бо́жiимъ су́щымъ во Иуде́и о Христѣ́ Иису́сѣ, зане́ та́яжде и вы́ пострада́сте от свои́хъ сплеме́нникъ, я́коже и ті́и от Иуде́й, уби́вшихъ и Го́спода Иису́са и Его́ проро́ки, и на́съ изгна́вшихъ, и Бо́гу не угоди́вшихъ, и всѣ́мъ человѣ́комъ проти́вящихся, [и] возбраня́ющихъ на́мъ глаго́лати язы́комъ, да спасу́тся, во е́же испо́лнити и́мъ грѣхи́ своя́ всегда́: пости́же же на ни́хъ гнѣ́въ до конца́
Гонение на Солунян сделало их подобными христианам других мест, начиная с церкви Иерусалимской, где злобные Иудеи убили Самого Христа, Его пророков, изгнали Апостолов, препятствуя их проповеди и повсюду, за что гнев Божий поразит их окончательно, как не угождающих Богу и препятствующих миру и спасению общему.
«Сравнением церкви Солунской с церквами Иудейскими Апостол придает ей бо́льшую честь и воодушевляет к терпению. Там действовал Христос, там сошел Дух Святой. Там церкви были образцовые» (преосв. Феофан). И однако, они страдали от гонений. Следовательно, это благое дело. «Как из того, что́ сам Апостол потерпел, он доказывал выше, что проповедует божественное, – так из того, что́ претерпели Солуняне, он доказывает теперь, что Солуняне приняли проповедь его, как слово Божие» (Экумений). А св. И. Златоуст от лица Апостола говорит: «как бы вы (Солуняне) стали переносить такие опасности, если бы не внимали словам нашим, как словам Самого Бога? Если и Иудеи решились с терпением переносить все за веру, то это служит немаловажным доказательством того, что проповедь истинна. Но, может быть, Иудеи не познали Его (Господа)? Напротив, они знали Его очень хорошо. Но что? Не они ли убили и камнями побили своих пророков, коих писания носят с собою повсюду? Конечно, они поступали так не по любви к истине. Итак, Апостол не только предлагает утешение в искушениях, но и убеждает не думать, будто Иудеи так поступали из любви к истине, и не искушаться этим. Если должно проповедовать всей вселенной, а Иудеи противятся этому, то они общие враги вселенной... Сказав: «постиже на них гнев», Апостол показал, что гнев непременно должен последовать, ибо предназначен и предсказан». «Очевидно», говорит преосв. Феофан: «Апостол имеет в виду предсказание Господа о разрушении Иерусалима и рассеянии народа (Еврейского). Они идут наперекор Богом определенному течению восстановления человечества; поэтому они не сто́ят того, чтобы быть хранимыми. Когда писал сие Апостол, начатки стеснения от Римлян уже показались. Они давали разуметь, что предсказанное Господом близко к исполнению. Не любя Бога, Иудеи и к людям недоброжелательны и всегда идут против того, что́ для людей благодетельное посылает Бог. Ревность имеют, но не по разуму (Рим. 10:2). Мнятся службу приносити Богу (Ин. 16:2); а на деле противятся Ему. Наглядно видно их неугождение Богу и противление людям в том, что они мешают проповеди Евангелия. Они не хотят, чтобы она прошла до языков и спасла их. Вот почему следует на них окончательное гневное наказание».
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Нечего (как бы так говорит святой Павел) смущаться неверием иудеев, они всегда оказывались непокорными Богу. Посылал им Бог пророков, они их побили, пришел Господь Иисус – и Его убили. Нас, Апостолов, послал к ним Господь – и нас изгнали. От них мы обратились к язычникам со словом Господним, они и здесь мешают нам возвещать слово истины. Все это потому, что они не любят Бога, и угождение Ему не ставят главной целью своей жизни, поэтому и восстают против истины не любя Бога. И к людям они неблагожелательны, идя всегда против того, что Бог посылает благодетельного для людей. Долго их миловал Господь, но теперь гнев Божий, не временный, как прежде (например, Вавилонский плен и освобождение из него), а окончательный, готов ниспасть на их головы. Все потому, что они, убив Самого Господа Иисуса Христа, переполнили чашу грехов своих (Мф. 23:32), и тем истощили долготерпение Божье.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 13-16 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не ка́к слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих. Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца.
Со своей стороны, и апостол со своими помощниками с благодарностью вспоминает о том, что Солуняне приняли их проповедь как слово Самого Бога и что это слово обнаруживает на них свое чудесное действие, подавая им силы в перенесении страданий от своих неверующих соплеменников. Почему апостол при этом с особенным негодованием говорит об Иудеях, гнавших палестинских христиан – этот вопрос разрешается тем, что иудеи более всего вредили апостолу и в Солуни. Их враждебное отношение к апостолу Павлу могло смущать и солунских христиан, из которых многие принадлежали прежде к иудейским прозелитам и потому не скоро могли освободиться от пристрастия к мнениям иудеев. Имея в виду это влияние иудеев на Солунян, апостол с особенной настойчивостью указывает на то, что иудеи – народ ничем недовольный: они убили Мессию и даже своих собственных (τούς ἰδίους) пророков. И, если теперь они свою борьбу против апостола язычников объясняют ревностью о славе Божией, то им верить никак не следует: они не угодны Богу и возбуждают отвращение в людях своею гордостью, своим страшным национальным эгоизмом; но скоро они будут наказаны: гнев Божий против них дошел уже до конца, т. е. готов разразиться над грешным народом.