Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам 2:19
Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его
Ибо кто есть наша надежда, или радость, или венец похвалы во время воскресения, как не вы?
Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам
Григорий Богослов, свт. (†389)
ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его
Итак, что у меня за оправдание? Если оно ложно, обличите; если же справедливо, засвидетельствуйте вы, для которых и пред которыми мое слово. Ибо вы для меня и оправдание, и свидетели, и - осмелюсь отважиться на апостольское слово - венец похвалы. Некогда паства эта была мала и несовершенна, даже, судя по видимому, это была не паства, а малые следы или останки паствы - без порядка, без надзора, без точных пределов: она не имела ни свободной пажити, ни огражденного двора, скиталась по горам, по пещерам и ущельям земным (Евр 11:38). Рассеянная и разбросанная там и здесь; всякий, кому случилось, находил себе надзирателя и пастыря, промышлял о своем спасении… Такова была некогда паства эта, и такою сделалась ныне - столь благоустроенной и расширенной! И если она несовершенна, то через постепенное приращение восходит к совершенству; и я предрекаю, что будет восходить.
Слово 42. Прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его
Одни ли македоняне упование твое, скажи мне, блаженный Павел? Не одни они, отвечает. Поэтому-то он присовокупил: «Не и вы ли? Ибо кто», – говорит, – «наша надежда, или радость, или венец похвалы»? Не узнаете ли (здесь) языка женщин, пламенеющих нежнейшею любовью, и разговаривающих с малыми детьми? «Или венец», - говорит, - «похвалы». Одного слова: венец ему недостаточно было, чтобы показать блеск (своего украшения), но еще присовокупил и – похвалы. Какая пламенность! Мать и отец, сойдясь вместе и слив свою любовь, никогда не могли бы выразить любви своей наравне с Павлом. «Радость», – говорит, – «или венец»,– т. е. я более, говорит, радуюсь о вас, нежели о венце. И подлинно, представь, насколько возможно, всю Церковь, насажденную и утвержденную Павлом: кто бы не возрадовался о таком ее многочадии и благочадии? Итак, и это не лесть; он не просто сказал: вы, но: и вы вместе с другими. «Ибо вы – слава наша и радость!» (ст. 20).
Беседы на послание к Фессалоникийцам
Как закопавший собственное золото в доме ближнего, если не захочет сходить поискать и откопать его там, никогда не увидит его, так и здесь: кто не хочет в пользе ближнего искать собственной пользы, тот не получит венцов. Бог устроил так для того, чтобы мы были привязаны друг к другу. Когда кто побуждает ленивое дитя следовать за братом, а оно не хочет делать этого само собою, то дает в руки брату что-нибудь любимое и приятное для дитяти, чтобы оно, желая получить это, следовало за ним, что действительно и бывает. Так и здесь: полезное для каждого Бог даровал ближнему, чтобы мы имели общение друг с другом и не разделялись. Если хочешь, можешь видеть это и на нас проповедующих: полезное для меня заключается в тебе, а полезное для тебя - во мне. Например, для тебя полезно знать угодное Богу, но это вверено мне, чтобы ты получал это - а потому ты принужден прибегать ко мне. А для меня полезно, чтобы ты сделался лучшим, - я получу за то великую награду, но это зависит от тебя: потому я имею нужду следить за тобою, чтобы ты сделался лучшим и таким образом я получил бы от тебя полезное для меня. Потому и Павел говорил: Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Ней вы ли?
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Поскольку уподобил себя матери, которая грудью кормит младенца, то и выражается ей приличными словами, потому что матери весьма юных детей своих обыкновенно называют и надеждою, и радостию, и подобными сим именованиями.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы
Это ли не слова пламенеющих нежнейшей любовью матерей, разговаривающих с малыми детьми? Ему недостаточно было слова венец, чтобы показать свою пламенность, но он присовокупил и похвалы. Ибо на вас, говорит, я надеюсь, что ради вас сподоблюсь великого дерзновения пред Христом, и радости ради того самого, что вы и ныне есть, и тогда будете для меня венцом похвалы, то есть венцом блестящей славы.
не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его
Что же? Фессалоникийцы ли одни твоя надежда, святой Павел? Нет, не они одни. Поэтому и сказал: и вы, показывая, что были и другие.
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
кто бо нам упование или радость или венец похваления? Не и вы ли пред Господем нашим Иисус Христом во пришествии Его?
Указывает Апостол источник своей о солунянах попечительности, удостоверяя, что его заботы и любовь к ним вызываются его апостольским званием и упованием. Частица бо доказывает. Выразил Апостол свое болезнование о солунянах.—Теперь говорит: ибо как мог я иначе действовать, когда вы упование мое пред Господом? — Святой Павел есть Апостол языков. Обращение всякого языка есть исполнение им своего назначения. В пришествие Господне окажется: и те, и те, и те обращены святым Павлом. Таланты с прибытком.— И будет изречено: вниди в радость Господа твоего.— Вот почему и дорожит святой Павел всяким обращением и блюдет обращенных! Это связано с его вечною участию и составляет его назначение в сей жизни. Вместе с сим он выражает, что в трудах своих и заботах о верующих он не руководствуется никакими расчетами земными.
Тем, которые, пользуясь скорым удалением святого Павла, смущали тех, говоря: только горя вам наделал и бросил вас,— в этих словах сильный отпор. Апостол отвечает: как мог я это сделать, когда в их верности вере моя вечная слава? Переносясь мыслию пред лице Господа в пришествие Его и с собою вместе представляя Солунь, Апостол, с одной стороны, удостоверял: вот до какого момента продлится связь наша, — можно ли думать, чтоб ее прервали такие мелкие случайности, какие встретились у вас; с другой — внушал: моя будущая слава и радость не моя только, но и ваша. Вместе обрадованы будем и прославлены; сохраните же себя верными Господу до пришествия Его.
Кто бо — фраза, заставляющая постановлять в зависимости будущую славу Апостола заключительно от верности солунян; но как потом стоит: не и вы ли? то, говоря так, Апостол не выделял их из ряда других обращенных им, кои послужат к увенчанию его славою во второе пришествие Христово. Златоуст говорит: «Одни ли македоняне — упование твое, скажи мне, блаженный Павел? — Не одни они… Посему-то присовокупил: не и вы ли? Итак, это не ласкательство, ибо он не просто сказал: вы, но: и вы,— вместе с другими».
И точно, для него и филиппийцы — радость и венец (Флп. 4, 1), и коринфяне — похваление в день Господа нашего Иисуса Христа (2Кор. 1, 14). Таковы для него и все Церкви, им насажденные и утвержденные. «Представь себе,— говорит Златоуст,— сколько возможно, всю Церковь, насажденную и утвержденную Павлом; кто бы не порадовался о таком ее многочадии и благочадии?» Упование, радость, венец похваления — разные стороны одного и того же момента — предстания пред Господа во второе Его пришествие. Упование — опора дерзновения, что осмелится кто предстать, а не пасть ниц и вопиять: горы падите — на чем утверждается? — На добросовестном, без жаления себя, исполнении дел, к которым кто призван, на должном, во славу Божию, употреблении талантов, какие кому вверены от Господа. Радость определяет состояние сердца во время предстания Господу. У Апостола будет не страх, а радость — от сознания, что совесть во всем чиста пред Господом. Совесть будет удостоверять, что все зависящее сделано без опущения и фальши, и осенять сердца благонадежием. Отсюда — обрадование духа. Венец похваления — воздаяние, венчающее обрадованное сердце светлым положением, в сонме прославленных святых и ангелов. Венец похваления — не то, чем особенно похвалиться можно, а за что особенно похвалят, венец похвальный, прехвальный, блестящая слава… Все сии три стороны выражает Господь в притче Своей одним изречением: добре, рабе благий и верный… вниди в радость Господа твоего (Мф. 25, 21). Феофилакт так перифразирует речь святого Павла: «Надеюсь, что великого сподоблюсь ради вас дерзновения пред Христом Господом и радости, того ради самого, что вы и ныне есте и тогда будете для меня венцом похваления, то есть венцом блестящей славы».
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)
Иустин (Попович), прп. (†1979)
ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его
Нам, Апостолам, Господь даровал в изобилии благодать для благовествования Евангелия. Много нам дано, но много и взыщется в День Судный. И вас самих спросит с нас Господь, вашего спасения и ваших душ. И мы, благовествуя вам Господа и Спасителя Иисуса Христа, спасаем вас благодатью Святых Таинств и добродетелей и таким образом подготавливаем ваши души к Царствию Господа Иисуса Христа, готовим вас к вечной жизни – и спасенными представим вас Господу, Царю славы. Этим трудом оправдывается наше апостольство, оправдываются наши апостольские дарования – не вотще они были нам даны; поэтому вы – это слава наша, радость и венец славы перед Господом. И не только вы, но и все, кого мы, Апостолы, привели ко Спасителю и спасению.
Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ст. 19-20 Кто́ бо на́мъ упова́нiе или́ ра́дость или́ вѣне́цъ похвале́нiя? Не и вы́ ли предъ Го́сподемъ на́шимъ Иису́съ Христо́мъ во́ прише́ствiи Его́? Вы́ бо есте́ сла́ва на́ша и ра́дость
Утешение и слава от Господа – вот высшие побуждения Апостола к благотворному воздействию на Солунян. Но это утешение и эту славу он желает получить от Господа чрез приведение Солунян в сретение Христа, когда Он вторично со славою придет на землю, чтобы потребовать отчет от всех и в особенности от тех, которым, как Апостолу, дано было много. А он возлагал свою надежду на Солунян, что они прославят его своим христианским совершенством. Св. И. Златоуст говорит: «одни-ли Македоняне упование твое, скажи мне, блаженный Павел? Не одни они. Посему-то присовокупил: не и вы ли? Итак, – это не ласкательство, ибо он не просто сказал: вы, но: и вы вместе с другими. Представь себе, сколько возможно, всю Церковь, насажденную и утвержденную Павлом: кто бы не порадовался о таком ее многочадии и благочадии?» Блаж. Феофилакт та́к говорит от лица Апостола: «Надеюсь, что великого сподоблюсь ради вас дерзновения пред Христом Господом и радости, того ради самого, что и вы ныне есте и тогда будете для меня венцом похваления, т.е. венцом блестящей славы». «Венец похваления не то, чем особенно можно похвалиться, а за что особенно похвалят, венец похвальный, преславный, блестящая слава. Все эти три стороны выражает Господь в притче Своей одним изречением: добре, рабе благий и верный, вниди в радость Господа Твоего (Мф. 25:21). Венец похваления – это воздаяние, венчающее обрадованное сердце светлым положением в сонме прославленных святых и Ангелов» (преосв. Феофан).
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Почему же святой Павел так много заботился о солунянах? Потому, что солуняне, как и все язычники, теперь обращенные к вере Христовой, на всеобщем Страшном суде будут для Апостола надеждой, как опора для радости и получения похвального венца – блестящей славы за свои труды от Господа Иисуса Христа, в пришествии Его.
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 17-20 Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с бо́льшим желанием старались увидеть лице ваше. И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана. Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы – слава наша и радость.
Апостол, в противовес обвинениям, какие выставляли против него иудеи, говорит, что он не забывал свою солунскую паству, и по удалении своем из Солуни. Вместе с своими помощниками он стремится увидеться с Солунянами, а лично даже дважды решался посетить Солунь, но оба раза сатана чем-то воспрепятствовал апостолу осуществить его желание.