Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие

Ведь вы помните, братья, что собственными руками работали мы ночью и днем, то есть: если было место проповеди нашей, мы работали днем и ночью, - если же открывалась нам дверь Евангелия ночью, то работали днем. И это избрали мы себе для того, чтобы кого из вас не обременить чем бы то ни было.

Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 9-12 ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу

Учитель ничего не должен считать для себя обременительным, что клонится к спасению учеников. Если блаженный Иаков днем и ночью до изнурения трудился на страже овец, то тем более должен делать все тот, кому вверены души, (хотя бы) занятия его были изнурительны или унизительны, имея в виду только одно – спасение поучаемых и проистекающую отсюда славу Божию. Смотри поэтому, как и Павел, будучи проповедником и апостолом вселенной и удостоившись столь высокой чести, работал собственными руками, чтобы не отяготить поучаемых. «Ибо вы помните», – говорит, – «братия, труд наш и изнурение». Выше сказал он: «мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы» (ст. 7). То же говорит и в послании коринфянам: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». (1Кор.9:13,14). Но я, говорит, не хотел этого, а трудился сам. И не просто трудился, но с великим старанием. И смотри, что говорит: «вы помните»,– не сказал: благодеяния мои, но: «труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие». Но коринфянам говорит иное: «Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам». (2Кор. 11:8). Там он тоже работал, но не упомянул об этом, а употребил другое (выражение), более язвительное, как бы говоря: вам служа, я питался от других. Но здесь (говорит) не то, – а что же? – «ночью и днем работая». Хотя и там он говорит: «Будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал», и: «Другим церквам я причинял издержки, получая [от них] содержание для служения вам» (2Кор.11:9), но здесь показывает, что люди (которым он пишет) находятся в бедности, а там нет. Поэтому-то он постоянно призывает их самих в свидетели: «Вы», – говорит, – «свидетели и Бог», доставляя чрез это словам своим большую степень достоверности и присовокупляя (доказательство), которое особенно могло их убедить, так как первое для несведущих может показаться неверным, а последнее не оставляет никакого сомнения. И ты не удивляйся этому,– потому что (апостол) не обращал внимания на то, что он, Павел, говорит это, а на то, что он очень желал убедить их. Поэтому говорит: «Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими». Нужно было опять похвалить их: поэтому он предпосылает то, что достаточно могло уверить их (в его бескорыстии). Он рассуждает так: если я, находясь в нужде там, ничем не пользовался, то тем более – теперь. «Как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими, потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли». Сказав выше о своем обращении с ними, здесь говорит о своей любви к ним, и в этом выражалось более, нежели одно покровительство. И сказанное им чуждо надменности: «как отец детей своих, мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу». Сказав: «и умоляли» он упомянул об отцах, показывая тем, что хотя мы «и умоляли», однако не употребляли при этом насилия, а (поступали) как отцы. «С каждым из вас». Удивительно! При таком множестве не пропустить никого – ни малого, ни великого, ни богатого, ни бедного! «Умоляли», – сказал он,– о чем? О перенесении всего. «И утешали и свидетельствовали». «Умоляли»: следовательно (апостолы) не искали славы; и «свидетельствовали», следовательно не льстили. «Жить достойной жизнью перед Богом, призывающим вас в свое Царство и в свою славу». Смотри опять, как (апостол), повествуя (о прежде случившемся), и учит и убеждает: если (Бог) призвал в царство, то должно переносить все. Мы молим не о том, чтобы вы дали нам что-нибудь, но о том, чтобы вы получили царство небесное.

Беседы на послание к Фессалоникийцам.

См. также Толкование на Екк 5:11

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. 

Показал чрезмерность усилий своих, не только назвав трудом и подвигом, но к дням присовокупив и ночное время.

Толкования на 1-е послание к Фессалоникийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

потому что вы стали нам любезны

Чтобы не показалось, что он ведет речь обо всем этом потому, что трудился для них, и поэтому должен пользоваться почетом от них, говорит: делаю это не по чему другому, как по любви. Ибо я не ищу вознаграждения, но делаю все ради самого долга.

ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие

Не сказал: помните благодеяния наши, но труд, и не просто, а и изнурение, то есть труд с большим старанием. И не только днем, но и ночью. Вот каково усердие и какова забота, - чтобы не соблазнить кого! Словами чтобы не отяготить никого из вас показывает, что фессалоникийцы находились в бедности.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

помните бо, братие, труд наш и подвиг: нощь бо и день делающе, да не отяготим ни единаго от вас, проповедовахом вам благовествование Божие

Третья черта нрава Апостолов — полное самоотвержение. — Помните бо… Приводит причину на сказанное прежде, отвечает как бы на вопрос: из чего видно, что Апостолы были к солунянам, как мать, что готовы были и души свои передать им, как возлюбленным? — Из того, как мы действовали среди вас. Вспомните, как обращались мы среди вас, и удостоверитесь, как любили вас и готовы все вам отдать.

Труд наш и подвиг — κοπον και μοχθον. Не сказал: вспомните благодеяния наши, а что более впечатлительно: труд наш и подвиг (Феофилакт). Вместе сии слова встречаются еще (2Сол. 3, 8; 2Кор. 11, 27). Последнее усиливает первое, и вместе выражает одну мысль, что Апостолы не слегка касались труда, а прилежали ему усильно, имели труд памятный (Златоуст).—Но так различать, чтоб κοπον относить к проповеди, а подвиг (μοχθον) к рукоделию не следует. Оба то и другое обнимают.

Нощь бо и день. — Обычная фраза, выражающая непрерывное продолжение чего-либо во все сутки. Мы говорим: день и нощь, то же и латиняне: diu noctuque (долго, слишком долго). To же встречается и в Писании (Лк. 18, 7; Деян. 9, 24; Апок. 20, 10). Нощь стоит впереди ради того, что у иудеев (и афинян) сутки начинались с захода солнца и кончались заходом. Нет основания разделять их, нощь назначая на рукоделие, а день на проповедь. И ночью проповедовал святой Павел (Деян. 20, 7). Этим хочет только сказать святой Апостол, что они не были праздны ни минуты, были непрестанно в труде: то делали палатки, то проповедовали. Феодорит говорит: «(Апостол) показал чрезмерность усилий, не только указав на труд и подвиг, но к дням присовокупив и ночное время».

Делающе, εργαζεσθαι — обычное выражение телесного труда и преимущественно ручной работы, делания руками (1Кор. 4, 12; Еф. 4, 28). Святой Павел разумеет свое художество — скинотворное, делание палаток для путешественников, войска, садов (Деян. 18, 3). Грамматическая форма показывает, что рукоделие — не главное в речи Апостола, а придаточное; главное же — проповедание.

Да не отяготим ни единаго от вас, разумеется — содержанием нас. А к коринфянам писал святой Павел: от иных церквей уях приим оброк к вашему служению (2Кор. 11, 8). Нельзя потому на этом основании полагать, что христиане солунские были бедны. Так и везде поступал Апостол, из опасения положить препону распространению Евангелия, если б требовал себе содержания от обращаемых. «Вот каково усердие и какова забота о том, чтоб не соблазнить кого» (Феофилакт). «Смотри, как поступал Павел! Будучи проповедником и Апостолом вселенной, и удостоившись столь высокой чести, работал собственными руками, чтоб не отяготить поучаемых» (Златоуст).

Проповедахом вам εις υμας похоже на υμιν, по общему смыслу, но имеет свой оттенок, не тот только, что проповедали — среди их, но и — что проповедь входила в них, или внутрь их посевала семена Божественных истин.

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие

Эта Христова любовь ваша к нам еще больше возжгла наше святое человеколюбие, и мы, ради спасения вашего, с большой радостью переносим всякий труд и изнурение, и всякое мучение. Поэтому мы хотим и желаем лишь одного: чтобы вы любили Господа Иисуса Христа всем вашим сердцем, всей вашей душой, всем вашим существом и предали себя Ему всецело!

И даже не примечая нас, одна да будет забота у вас – как предать себя всецело Господу и Спасителю, чтобы Он Своей благодатью совершил спасение ваших душ, исполняя их Собой и Своей святой жизнью! Ведь обитая в сердцах ваших посредством веры, Он через Святые Таинства и добродетели постоянно вливает в ваши души божественные силы, которые преображают вас, освящают, обожают и так спасают от смерти, греха и диавола.

Спасение заключается в святой жизни, в новой жизни, в жизни во Христе, во всем божественном, вечном и небесном.

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие

Здесь пред нами рисуется чудная картина жизни и деятельности Ап. Павла и его сотрудников в Ф-ке. Не желая быть никому в тягость, Ап-л работал сам лично, чтобы поддерживать себя. Этою работою, несомненно, было делание палаток, ремесло, которому Ап. Павел был обучен, по еврейскому обычаю, с самого детства; этим же ремеслом он пропитывался и в Коринфе (Деян XVIII:2-3). Но Ап. Павел не всегда зависел от одного своего ремесла; судя по Флп IV:15, в Ф-ке он получил поддержку от Филиппийских христиан, а позднее в Коринфе (2Кор. XI:9) получил поддержку из Македонии. Здесь нет никакого противоречия с 2Фес III:7-10. Апостол мог легко иметь в виду два мотива к самостоятельному и трудовому образу жизни - и желание избежать обвинения «в корысти», и стремление дать окружающим для подражания образец трудолюбия.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Сол. 2:1

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 9-10 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие. Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими
Ст. 9-10 По́мните бо, бра́тiе, тру́дъ на́шъ и по́двигъ: но́щь бо и де́нь дѣ́ла­ю­ще, да не отяготи́мъ ни еди́наго от­ ва́съ, проповѣ́дахомъ ва́мъ благовѣ­ст­вова́нiе Бо́жiе. Вы́ свидѣ́теле и Бо́гъ, я́ко преподо́бно и пра́ведно и непоро́чно ва́мъ вѣ́ру­ю­щымъ бы́хомъ
 

Необременение Солунян содержанием Апостолов – составляло особую похвальную сторону их апостольского подвига, не прекращавшегося ни днем, ни ночью, ибо проповедь сменялась ручною работою. И там шли изнурительные труды изо дня в день. Все это происходило на глазах у всех, почему все Солуняне могли быть свидетелями этого, а Бог свидетель того, что не взималось ничего от Солунян не потому, чтобы пренебрегалось их участие, или по гордости, но для того, чтобы этот великий труд вменился Богом в жертву чистую, и не было бы повода к укоризнам со стороны новообращенных, а тем более от врагов. «Смотри, как поступал Павел», восклицает св. И. Златоуст: «будучи проповедник и Апостол вселенной, и удостоившись столь великой чести, работал собственными руками, чтоб не отяготить поучаемых». «Вы свидетели того, что видели, а чего не могли увидеть, того свидетель Бог» (Экумений). Определяя образ своего поведения среди Солунян, Апостол говорит, что они (Солунские проповедники) жили благочестиво, праведно и безукоризненно. Словом непорочно Апостол указывает на законный, Богу угодный образ действования по отношению к самим себе» (преосв. Феофан). «Совершая свое благовестническое служение с сознанием того, что он исполняет службу, «юже приял от Господа Иисуса» (Деян. 20:24) Апостол ко всем верующим относился одинаково внимательно, справедливо и безупречно». 
Что труд упоминается здесь ручной, это отчасти явствует из слова «делающе», а также из указаний в других местах Св. Писания (см. 1Кор. 4:12, Еф. 4:28, Деян. 18:3). Полагают, что Апостол занимался сученьем шерстяной пряжи и приготовлением из нее тканей для одежды, палаток, ковров, и т. под. (см. у Ф. Титова, стр. 148).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.

Из того это видно, как Апостолы действовали среди солунян. Святой Павел говорит: вспомните наши труды и изнурения среди вас. И день и ночь мы заботились о вас. То учили вас вере и жизни во Христе, то работали для своего пропитания, чтобы не быть в тягость кому-либо из вас, чтоб не подумали, что мы учим с корыстью.

Такова была деятельность Апостолов для обращения ко Христу солунян.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 5-9 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель! Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.

Что касается корыстолюбия, которым так часто страдали разные вероучители, то апостол свидетельствуется Богом в том, что ничего не говорил Солунянам из-за того, что будто бы хотел получить от них деньги (ἐν προφάσει πλεονεξίας). Апостол не ищет и славы земной, человеческой ни от Солунян, ни от других, которые бы могли восхвалить апостола за обращение Солунян. Он и не являлся в Солунь с особенной важностью, как мог бы явиться уполномоченный посол Царя Христа, но был посреди них нежной матерью, питающей своих детей, которая делает это совершенно бескорыстно, по одной любви. Апостол готов был пожертвовать для Солунян и самой жизнью своей (ψυχάς – множ. число показывает, что он говорит и от лица своих помощников) и в доказательство этого он указывает на свою, особенно, ночную работу в Солуни, которой он предавался, чтобы не отягощать любимых Солунян издержками на его содержание и которая, для него, болезненного и нервного, была весьма тяжела.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Димитрий Владыков, протопресвитер (†1955)

Опровержение сектантских возражений о Церкви.

Сектанты говорят:   
Апостол Павел не брал ни серебра, ни золота и жил трудами рук своих (Деян.20:33-34;1Фес.2:9; 2Фес.3:8).
 

Ответ:   Тот же апостол ясно подтверждает право священства на вознаграждение за свои пастырские труды (1Кор.9:4-14; Гал.6:6). Если же сам он в некоторых случаях не пользовался этим правом, то единственно из опасения повредить успеху проповеди: «или один я и Варнава не имеем власти не работать?» (1Кор.9:6). Т.е. мы имеем право (власть) жить без трудов для средств к жизни и получать содержание от христиан, однако «мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову» (1Кор.9:12). В других случаях, когда это (получение приношений) не производило соблазна, апостол пользовался содержанием от верующих (2Кор.11:8-9; Фил.4:15-18).

Православная Церковь и сектанты

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible