Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 11-13 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь
Сам же Бог да откроет и да управит путь наш к вам из среды тех, кои причинили препятствие слову нашему, и да преумножит любовь вашу, которую имеете друг к другу, и да уровняет ее с нашею любовью к вам, - и да утвердит сердца ваши без порока, чтобы пребывать вам в той святыне, коею вы облечены в крещении, - и чтобы в ней сретить вам Господа нашего в день, когда придет Он со всеми святыми Его.
Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 11-13 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь
Молиться не только внутренно, но и излагать молитву в послании, это – свойство чрезвычайной любви, свойство души пламенной и поистине непреоборимой, а также свидетельство о том, что молитвы приносились за них и там (в Элладе), и вместе оправдание в том, что они не пришли не по собственному произволу или нерадению. Он говорит как бы так: сам же Бог да прекратит искушения, отовсюду препятствующие нам иметь прямой к вам путь. «А вас Господь да исполнит и преисполнит». Видишь ли неудержимый порыв любви, выражающийся в этих словах? «А вас Господь да исполнит», – говорит он, – «и преисполнит» – вместо: да возрастит. Как бы с преизбытком, так можно сказать, он желает быть любимым от них. «Какою», – говорит, – «мы исполнены к вам», т.е. с нашей стороны уже есть (любовь к вам); желаем, чтобы была и с вашей. Видишь, куда хочет распространить эту любовь? Не только друг к другу, но и ко всем. В том поистине обнаруживается любовь по Богу, что (она стремится) обнять собою всех. Если же ты одного любишь, а другого нет, то твоя любовь – человеческая. Но наша не такова. «Какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его». Показывает, что эта любовь приносит пользу им самим, а не тем, которых любят. Хочу, говорит, чтобы эта любовь преизбыточествовала настолько, чтобы не было никакого порока. Не сказал: утвердить вас, но: «сердца ваши», – «из сердца исходят злые помыслы» (Мф.15:19). Можно быть злым, не делая никакого зла, как-то: иметь ненависть, неверие, быть коварным, радоваться несчастьям, быть недружелюбным, держаться превратного учения: все это – дело сердца. Быть чистым от всего этого составляет святость. Правда, святостью главным образом и по преимуществу называется целомудрие, так же как и нечистотою блуд и прелюбодеяние; но, вообще, всякий грех есть нечистота, и всякая добродетель чистота: «Блаженны», – говорит (Спаситель), – «чистые сердцем» (Мф.5:8), разумея под чистыми чистых по всему.
Знаю, что и другие пороки не менее оскверняют душу. Что (вообще) порок оскверняет душу, послушай, что говорит пророк: «Смой злое с сердца твоего, Иерусалим» (Иep.4:14), и еще: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши» (Ис.1:16). Не сказал – (перестаньте) блудодеяния, потому что не один блуд, но и прочие пороки оскверняют душу, «чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его». Судиею тогда будет Христос; но мы не пред Ним, а и пред Отцом будем предстоять во время суда. Или здесь (апостол) разумеет то, что нам должно быть непорочными пред Богом, о чем и я всегда говорю, что именно – не пред лицом людей, а пред лицом Божиим,– в этом и состоит истинная добродетель.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Преспеяние в любви божественный Апостол назвал исполнением всего закона. Посему молится, чтобы Господь восполнил их числом и соделал избыточествующими в любви, то есть приобретшими совершенную любовь, так чтобы им нимало не иметь в ней недостатка и оказывать оную не только друг другу, но и всем единоверным, где бы они ни находились. Ибо так и мы, говорит Апостол, будучи вдали от вас, расположены к вам, желая утвердить сердца ваши, чтобы свободными от всякого порока и ныне видимы вы были пред Богом всяческих и со всеми святыми сретили Владыку Христа.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь
Апостол показывает, что любовь приносит пользу им самим, а не тем, которых любят. Да преисполнит, говорит, вас Господь любовью, чтобы утвердить сердца ваши. Под Господом разумей Духа, как и истолковал это Василий Великий. Ибо кто другой утвердит непорочными пред Богом и Отцом в пришествие Христово, как не Дух всецело? Не сказал: утвердит вас, но: сердца. Ибо из сердца исходят злые помыслы (Мф. 15:19). Можно быть злым, не делая никакого зла, как то: быть завистливым, коварным, злопамятным, держаться превратного учения. Итак, тогда, действительно, непорочен человек, когда он очищает свое сердце; тогда он имеет и святость. Ибо, хотя святостью, главным образом, называется целомудрие, как и нечистотой - блуд и прелюбодеяние, но вообще всякий грех есть нечистота, а всякая добродетель - святость. Апостол желает, чтобы они были непорочными пред Богом и Отцом, как теперь (это и есть настоящая добродетель пред Богом, а не пред людьми, так как человеческое суждение шатко), так в пришествие Христово: ибо и Он нас будет судить пред лицем Отца Своего. Итак, да будете, говорит, непорочны, как и все святые.
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
во еже утвердити сердца ваша непорочна во святыни, пред Богом и Отцем нашим, в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь
Желает любви, потому что она есть единственная подпора полной нравственной чистоты, которая такою является ныне пред очами всевидящего Бога и такою явится в пришествие Господа, когда все — и сокровенное — будет обнажено и явлено пред всеми. «Любовь делает непорочными, и притом воистину непорочными делает она одна. Любовь к ближнему заграждает всякий вход греху. И нет решительно ни одного греха, которого бы, подобно огню, не истребляла сила любви. Удобнее слабому хворосту устоять против сильного огня, нежели естеству греха против силы любви» (Златоуст).
Вот почему, желая твердости в нравственной непорочности и чистоте, он желает любви. Любовь — средство к непоколебимой чистоте, или твердой безукоризненной нравственности, а сия последняя — условие оправдания во второе пришествие Христово. В другом месте он пишет: сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии (2Кор. 7, 1). Здесь же говорит: хочешь быть так чистым и безукоризненным, взыщи и вымоли себе любовь совершенную. Святой Златоуст пишет: «Хочу, говорит, чтоб эта любовь избыточествовала в вас столько, чтоб в вас не было никакого порока. Не сказал утвердити вас, но сердца ваша. От сердца бо исходят помышления злая (Мф. 15, 19). Можно быть злым, не делая никакого зла, как то: чувствовать ненависть, неверие, быть коварным, радоваться несчастиям ближних, быть недружелюбным, держаться превратного учения, ибо все это есть дело сердца. Быть же чистым от всего этого составляет святость. Ибо хотя святостию главным образом и по преимуществу называется целомудрие, так как и нечистотою — блуд и прелюбодеяние, но вообще всякий грех есть нечистота и всякая добродетель — чистота. Блажени, говорит Спаситель, чистии сердцем (Мф. 5, 8), - разумея под чистыми чистых по всему».
Пред Богом и Отцем нашим — можно относить и к непорочными во святыни, в той мысли, чтоб сердца их оказывались непорочными и чистыми пред самим всевидящим оком Божиим, в каком случае чистота только и бывает настоящею чистотою,— и к: пришествие Господа, в той мысли, что и суд будет совершаться пред лицем Отца. Так святой Златоуст, Экумений и Феофилакт. Златоуст пишет: «Судиею тогда будет Христос, но мы не пред Ним, а пред Отцом будем предстоять во время суда.— Или здесь Апостол разумеет то, что нам должно быть непорочными пред Богом. О чем я всегда и говорю вам, что непорочными должно быть не пред лицом человека, а пред лицем Божиим, потому что в этом и состоит истинная добродетель».
В пришествие Господа. — На этот решительный момент не раз уже возводит Апостол внимание солунян (1, 10; 2, 12, 19). Теперь снова представляет его как последний предел надежд и ожиданий, и вместе как сильнейшее побуждение к поддержанию в себе энергичных усилий к делам и чувствам, какие могут удостоиться одобрения в то время. Что тогда положено будет о ком, то неизменною печатию закрепит участь его на вечные веки, или для блаженства, или для мучения.
Со всеми святыми. Иные полагают, — что Апостол желает им непорочности со всеми святыми, наряду с ними, подобно им, чтоб быть в сонме их при сретении Господа (Феодорит). Но прямее слова сии относятся к пришествию Господа со всеми святыми. С какими святыми? — «Ближе всего — с ангелами. Ибо так везде описывается пришествие Господа, что Он окружен будет сонмами ангелов (Мф. 25, 31; Мк. 8, 38; Лк. 9, 26; Деян. 10, 22; Мф. 16, 27; 2Сол. 1, 7). Но как говорится, — со святыми Его и притом всеми, то можно подразумевать и христиан совершенных, кои суть Его, по преимуществу, как купленные кровию Его и во един дух с Ним сочетавающиеся. Первым из них — Апостолам обетовано сидеть на двенадцати престолах и судить (Мф. 19, 28). Аминь. У Апостола не раз в течение речи вводятся молитвенные обращения — и воззвания к Богу, которые он нередко подкрепляет словом: аминь. Как бы: да будет так,— буди, буди. Хочет сказать, что молитвенное благожелание его не есть следствие минутного увлечения, а плод постоянного и твердого его желания им существенного в христианстве блага.
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)
Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)
чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь
Молитва апостола, вероятно, была действительна. Мы так же должны молиться об этом.
Иустин (Попович), прп. (†1979)
Ст. 11-13 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь
Всего этого мы от всего сердца и всей души желаем вам.
О нас и о вас, о каждом из нас на всех путях наших и путях ваших печется Всеблагой Господь Иисус Христос и Его спасительный Промысл. Он управит путь наш к вам, к сердцам вашим и к вере, живущей в вас, поскольку вы – то же, что и вера ваша. Что есть человек на самом деле, показывает его вера. И мы хотим, чтобы вера ваша стала совершенной, поскольку желаем, чтобы и вы были совершенными перед Богом, и вы можете стать такими, если превратите сердца ваши в мастерские святой любви Христовой, святой веры – жизни, если в этих мастерских днем и ночью будут действовать все Святые Таинства и евангельские добродетели. О, сердце ваше – мастерская Христова, пусть в ней трудится Господь, порождая святые мысли, святые чувства, желания, дела и святую жизнь! Ведь только посредством святости человек утверждается и совершенствуется о Господе, только посредством святой жизни сердце человека преображается от силы в силу, от бессмертия в бессмертие. Да, сердце становится чистым, безукоризненным и совершенным перед Богом только своей святостью; а когда сердце свято, из него исходят святые мысли, чувства, желания и святая жизнь.
Тогда для нас перестает существовать время, а есть только наше бессмертие и вечность как результат богочеловеческих добродетелей. Мы уже живем так, как будто каждым нашим чувством, словом и делом находимся перед Страшным Судилищем Господним. Действительно, мы каждым помыслом о Господе устремляемся ко Второму Его пришествию. Так пусть каждый наш помысл будет чист и свят, каждое наше желание непорочно и каждое дело безупречно, как восходящее на встречу Господа нашего Иисуса, грядущего судить живых и мертвых. Если мы не станем святыми в жизни, то как встретим Господа во Второе Его пришествие?
Будем жить на земле так, как находящиеся уже на Страшном Суде Христовом, – и от нас убежит все плохое, нечистое и скверное. Всем сердцем обнимем все святое и содержащееся в Евангелии Христовом. Так мы достигнем вожделенной святости, которая простирается из настоящего в блаженную вечность.
Проверяйте свою святость. Как? Любовью, святой евангельской любовью. Если вы действительно желаете преисполниться любовью друг к другу и ко всем, то евангельская святость действует в ваших сердцах! Если вы любите грешников даже в их падениях и с целомудрием и самоосуждением спускаетесь в глубины их падших душ, чтобы возвести их, с помощью молитвы и снисходительности, к светлым высотам Христа, то евангельская святость действует в ваших сердцах. Если вы молите Бога о тех, кто вас преследует, и благословляете клянущих вас, и творите добро тем, кто творил вам зло, то евангельская святость действует в ваших сердцах. Если вы не воздаете злом за зло, обидой за обиду, ненавистью за ненависть, но побеждаете все это молитвой, любовью и прощением врагов, то евангельская святость действует в вас. Если не позволяете грешному желанию, дурным мыслям и эгоистическим амбициям править вами, то евангельская святость действует в вас. Если вы изгоняете молитвой гнев, ненависть, блуд, похоть, сластолюбие и вообще все страсти, то евангельская святость действует в вас. Если вы днем и ночью служите с усердием Господу, исполняя Его святые заповеди, то евангельская святость действует в вас. И эта святость обеспечит вам в этом и ином мире вечную жизнь во Христе Иисусе со всеми святыми Его.
Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 11-13 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь
Ап. заканчивает главу молитвой о Ф., замечательную черту которой представляет тот факт, что в ней Бог Отец и Господь И. Христос призываются вместе. «Достоин замечания тот факт, пишет по этому поводу еп. Lightfoot, что это приписывание божественной власти нашему Господу касательно управления делами человеческими встречается в самых ранних посланиях Ап. Павла которые, вероятно, являются и самыми первыми писаниями Н. 3. Это показывает, что не было вовсе момента, даже в самую раннюю пору, насколько это нам известно, когда на Личность Христа смотрели бы иначе» (Notes, 48). Это место дает поразительное доказательство веры первых христиан в божество Христа (смотри 2Фес II:16). Ап. молится, чтобы Сам Бог устранил препятствие, поставленное Сатаною против благовестника, и опять открыл ему путь в Ф. Молитва 12 ст. обращена к одному Господу Иисусу. Ап. молит Господа «преисполнить» Ф. любовью, не только друг к другу, но и ко всем вообще. «Для жестоко гонимых Ф. эта более широкая любовь была особенно трудна - и необходима; она означала любовь ко врагам, согласно заповеди Христа» (Мф V:44). В 13 ст. указана конечная цель молитвы. Любовь, умножаясь и преизбыточествуя, станет в Ф. основою оправдания пред грядущим на суд Господом, создав в них «состояние святости» (agiwsunh). «Это состояние святости есть именно та цель, в направлении которой должна расти и двигаться любовь, столь сильно теперь действующая в Ф., так чтобы их святость могла дать им, в пришествие Христа, похвалу от Бога, предчувствие которой даст им непоколебимое спокойствие сердца в ожидании этого великого и страшного события. Мысль Ап. здесь вновь принимает тот эсхатологический поворот, который то и дело встречается в нашем послании. Слова «со всеми святыми», нужно понимать как одинаково приложимые и к почившим святым, и к ангелам. Правда, в Н. 3. ангелы никогда не называются просто oi agioi. Но тоже название встречается в кн. Деян VIII:13; влияние этой книги на наше послание, несомненно, огромно. С другой стороны, в Евангелии (Мф XIII:41 и д. ; XXV:31; Мк VIII:20, Лк IX:28 и 2Фес II:7) ангелы сопровождают Господа в пришествии Его; кроме того в двух Евангелиях - Мк VIII:38 и Лк IX:20 эпитет agioV приложен к ним именно в связи с пришествием Христа.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Святость, о которой молится Апостол, по изъяснению толковников, есть любовь. «Любовь делает непорочными, и притом воистину непорочными делает она одна. Любовь к ближнему заграждает всякий вход греху. И нет решительно ни одного греха, которого бы, подобно огню, не потребила сила любви. Удобнее слабому хворосту устоять против сильного огня, нежели естеству греха против силы любви... Можно быть злым, не делая никакого зла, как-то: чувствовать ненависть, неверие, быть коварным, радоваться несчастиям ближних, быть недружелюбным, держаться превратного учения: ибо все это дело сердца (Мф. 15:19). Быть же чистым от всего этого составляет святость. Ибо, хотя святостию по преимуществу называется целомудрие, так как и нечистотою – блуд и прелюбодеяние; но вообще всякий грех есть нечистота и всякая добродетель – чистота. Блажени, говорит Спаситель, чистии сердцем (Мф. 5:8), разумея под чистыми чистых по всему. И Апостол говорит: хочу, чтобы эта любовь избыточествовала в вас столько, чтобы в вас не было никакого порока» (И. Златоуст). Обращая внимание на то, почему Апостол высказал пожелание чтобы Солуняне явились совершенными пред Отцом, св. И. Златоуст говорит: «Судиею тогда будет Христос; но мы не пред Ним, а пред Отцом будем предстоять во время суда. Или здесь Апостол разумеет то, что нам должно быть непорочными пред Богом. О чем я всегда и говорю вам, что непорочными должно быть не пред лицом человека, а пред лицом Божиим, потому что в этом и состоит истинная добродетель». Под святыми ближе всего разуметь Ангелов, ибо второе пришествие Христа всегда изображается так, что он будет окружен Ангелами (Мф. 25:36, Деян. 10:22). Но так как здесь говорится: «со святыми Его» и притом «всеми», то можно подразумевать и христиан совершенных, ибо Апостолам обетовано, что они будут сидеть на 12 престолах и судить (Мф. 19:28).
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Святой Павел желает солунянам любви, потому что она есть единственная опора полной нравственной чистоты. Любовь к ближнему, говорит Златоуст, заграждает всякий доступ греху. И нет решительно ни одного греха, которого бы не истребила сила любви. Удобнее слабому хворосту устоять против сильного огня, нежели существу греха против силы любви и чистоты пред Богом. Следовательно, нелицемерной и искренней, какая только и может явиться во второе пришествие Господа, Апостол молит утвердить сердца непорочными, потому что от сердца исходят помышления злые (Мф. 15:19). Можно быть злым, не делая никакого зла, чувствуя ненависть, коварство, радуясь несчастию ближнего и прочее. Быть же чистым от всего этого составляет святость Сильнейшим побуждением к воспитанию в себе святости. Святой Павел указывает на второе славное пришествие Господа Иисуса со всеми святыми, чтобы воздать каждому по делам его.
Заключительным словом «аминь» Апостол хочет сказать, что молитвенное благожелание его не есть следствие минутного увлечения, а плод постоянного и твердого его желания для них существеннейшего блага в христианстве, говоря как бы так: «Да будет так, буди, буди!».
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 9-13 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей? Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам, чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Говоря так, апостол нисколько не преувеличивает своей любви к Солунянам: он даже не может воздать Богу достаточную благодарность за те духовные радости, какие доставляют ему Солуняне своей верой. На это божественное благодеяние он может отвечать только усердной молитвой о том, чтобы Бог дал ему опять возможность послужить Солунянам при личном свидании с ними. И теперь апостол молится, прежде всего, о том, чтобы Бог сделал ровным путь его в Солунь, а в Солунянах, – придет или не придет к ним апостол, – усилил бы любовь. Дело апостола содействовать пополнению познаний Солунян о вере христианской, дело Божие – умножить в христианах любовь и, притом, такую, которая бы обнимала всех людей (какой любовью было проникнуто в особенности сердце апостола Павла, ибо он полюбил Солунян еще прежде, чем они соделались его братьями во Христе). Эта любовь утвердит их сердце в чистоте совершенной (пред Богом), каким оно и должно явиться ко дню 2-го пришествия Христова.