чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали

Хорошо сказал: «Чтобы ни в чем не поступали». Бог каждому дал жену и положил пределы природе, именно совокупление с одною. Поэтому совокупление с другою есть уже преступление, и разбой, и лихоимство, даже ужаснее всякого разбоя, потому что мы не столько скорбим тогда, когда похищают у нас деньги, сколько тогда, когда окрадывают брак. Называешь братом, и причиняешь обиду в том, в чем (преимущественно) не должно? Здесь (апостол) говорит о прелюбодеянии, а выше говорил о всяком блуде. Так как он намеревался сказать о том, чтобы не поступать с братом противозаконно и корыстолюбиво, то, предупреждая (ложное толкование), он говорит: не подумай, что я говорю это только о братьях; нет, любо­действовать не должно ни с чужими женами, ни с незамужними, и (вообще) не должно иметь жен общих; должно хранить себя от всякого блуда, – почему и прибавляет: «Потому что Господь – мститель за все это». Сперва он умолял, заставлял краснеть, говоря: «Как это делают язычники»; потом посредством доводов показал гнусность дела, употребив выражение: «обманывать брата»; наконец присовокупляет главное: «Потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали». Делая это, мы не останемся без наказания и не испытаем та­кого удовольствия, которое бы равнялось ожидающему нас мучению.

Беседы на послание к Фессалоникийцам

Феодорит Кирский, блж. (†457)

чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. 
 

Апостол прелюбодеяние назвал здесь лихоимством, потому что не принадлежащего ему касается тот, кто подрывает супружеское согласие других и похищает ложе, предоставленное иному. Усилил же обвинение, дав видеть, что обижаемый есть брат. Но указывает и наказание, к обузданию беззакония противопоставляя страх. Ибо преподали мы уже то учение, что Владыка всяческих есть правдивый Судия и подвергает наказанию беззаконников. 

Толкования на 1-е послание к Фессалоникийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво

Выше апостол говорит о блуде вообще, теперь говорит о прелюбодеянии, которое справедливо называет лихоимством и преступлением. Ибо каждому Бог дал жену и положил пределы природе, разумея сожитие с этой одной женой. Поэтому-то корыстолюбие относится к этому делу, то есть преступному сожитию; а именно против брата.

потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали

Не подумай, говорит что я говорю это только относительно братьев; нет, не должно иметь жен и других людей, и просто незамужних, и жен общих. Ибо за все это наказывает Господь: не безнаказанно мы делаем это, понесем гораздо большее наказание, в сравнение с удовольствием, которое получаем теперь от этого. Смотри: сначала апостол умолял, потом пристыдил, сказав: как и язычники, затем посредством доводов показал гнусность этого порока, назвав его лихоимством; наконец, он устрашает и напоминает им, что об этом они часто слышали от него.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

и еже не преступати и лихоимствовати в вещи брата своего: зане мститель есть Господь о всех сих, якоже и прежде рехом к вам и засвидетелствовахом

По святому Златоусту, блаженному Феодориту, святому Дамаскину, Экумению, Феофилакту и множеству других толковников, Апостол здесь продолжает наставление об обуздании страсти похотной, и в словах: не преступати и не лихоимствовати видят урок не касаться чужих жен. Этого же мнения держаться заставляет и течение речи. В следующем, седьмом, стихе говорится, что Бог призвал нас не на нечистоту, но во святость. И это ставится как основание тому, что сказано в стихе шестом, следовательно, в обоих стихах мысль одна — предостережение от нечистоты, то же, что и во всем отделении — 3-8 стихи.

Не преступати и не лихоимствовати — состоит в соответствии с: храните себе от блуда и с: ведети сосуд свой стяжавати во святыни, и вместе с ними очерчивают весь круг блудных дел, запрещаемых Апостолом. Не преступати — пределов, положенных законом в сем отношении, не лихоимствовати брата, не завладевать его собственностию, привлекая к себе его жену. Святой Златоуст пишет: «Прежде говорил Апостол о блуде вообще, а здесь говорит, о прелюбодеянии. Любодействовать не должно ни с чужими женами, ни с незамужними. Не преступати; ибо каждому Бог дал жену и положил предел природе, именно совокупление с одною. Поэтому совокупление с другою есть уже преступление, разбой и лихоимство, даже ужаснее всякого разбоя, ибо мы не столько скорбим тогда, когда похищаются у нас деньги, сколько тогда, когда окрадывают брак». Дополняет сию речь Феодорит: «Апостол прелюбодеяние назвал здесь лихоимством, потому что непринадлежащего ему касается тот, кто подрывает супружеское согласие других, и похищает ложе, предоставленное иному. Усилил же обвинение, дав видеть, что обижаемый есть брат». Почему не прямую речь употребил Апостол, сказывает святой Дамаскин: «Словом благозвучным прикровенно означил прелюбодеяние, называя его лихоимствованием брата».

Зане мститель есть Господь. Верно, солуняне слабы были с этой стороны. Почему Апостол выставляет сильные и грозные побуждения к обузданию их. Потому же, конечно, и так много пишет им о сем предмете. Бог — мститель есть за все беззакония, но особенно за дела блудные, потому что ими больше всего унижает человек образ Божий, по коему создан. Теперь, впрочем, только напоминает Апостол, а бывши у них, пространно толковал им об этом и засвидетельствовал с удостоверением, что так есть, что преступление это очень велико, мерзко пред Богом, унизительно и разрушительно для человека. Святой Златоуст излагает мысль Апостола так: «Сперва умолял, заставлял краснеть, говоря: якоже языцы; потом посредством доводов показал гнусность сего, употребив выражение: лихоимствовати в вещи брата; затем уже присовокупляет главное: зане мститель есть Господь. Делая сие, мы не остаемся без наказания и не испытываем такого удовольствия, которое бы равнялось ожидающему нас мучению». Апостол здесь «указует наказание к обузданию беззакония, противопоставляя страх» (Феодорит). Словами: о всех сих Апостол дает разуметь, что Бог — мститель есть не за одно прелюбодеяние, но и за все дела блудные, как бы так: «не подумай, что говорю это только о женах братии. Нет, и о женах других людей, и о незамужних, и об общих. За смешение со всеми ими отмщает Бог» (Феодорит).

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали

Кто блудит – грешит против своего тела, но кто прелюбодействует – грешит не только против своего тела, но и против ближнего своего, поскольку оскверняет супругу брата своего. Поэтому прелюбодеяние – это грех более страшный, чем блуд: прелюбодей виновен и перед братом своим. Всеведущий, Всесильный и Милостивый Господь воздает по достоянию за этот большой грех скорбями, болезнями, мучениями, и даже смертью. Евангелие Всеблагого и Всемилостивого Бога есть одновременно и Евангелие Праведного Бога, Который не оставит нераскаянного греха без наказания.

Прелюбодеяние есть злая, сатанинская сила, которая втягивает человека в царство зла, и если он не противостоит ей благодатью покаяния, то эта сила потопит человека во зле. Но до тех пор Господь испытывает прелюбодея посредством мучений, болезней, разных скорбей, напоминая ему о его грехе, который всегда остается человекоубийством, до тех пор пока грешник не покается и не освободится окончательно от этого страшного порока.

Человек наказывается за всякое зло и всяким злом, какое он совершает. И когда это зло велико, как велик грех прелюбодеяния, тогда и наказание бывает большим. Какое же это наказание? Удаление от Бога Живого! Люди, накопившие большие грехи, в действительности следуют путем диавола, если не раскаются, поскольку каждое зло затягивает человека в свое царство, которое есть мука вечная! Если человек не противостоит злу благодатью покаяния, верой, молитвой, постом, самоумерщвлением, тогда это зло приведет его к муке вечной! Зло по своей природе оскверняет человека, и мы, люди, хоть и сотворены по образу Божию, но лишаемся добра по причине греха, который всем своим существом происходит от греха и совершается ради греха.

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 3-8 ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь - мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго

Здесь Ап. касается самого больного места в нравственной жизни Ф-ких христиан, сведения о которой он получил через Тимофея. Недавно обращенные Ф-цы не могли сразу порвать связи с своим прошлым, когда многое считалось безразличным, особенно, в области половой жизни. Апостол вновь здесь напоминает Ф. постановление Иерусалимского собора: «храните себе самех от блуда», ибо «воля Божия», уже освятившая их, требует от них совершенной чистоты. Отсюда - необходимо, чтобы каждый умел (eidenai - знать, как результат навыка, «ибо чистота не мимолетный пульс, но упражнение, навык» - Lightfoot) «to eautou skeuoV ktasqai» - «соблюдать свой сосуд» в святости и чести« (русс. пер.). Здесь главное затруднение возникает от того, как понимать слово skeuoV. Возможны два понимания; по одному - skeuoV - это наше тело, по другому - это метафорическое выражение, употребленное здесь вместо слова »жена«. Второе толкование защищают Феодор Мопсуетский и Блаж. Августин (suum vas possidere, hoc est, uxorem suam в с. jul. Pelag. IV:10) и многие современные комментаторы. Название жены »сосудом« не есть нечто неожиданное (хотя 1Пет. III:7 сюда не имеет отношения); оно встречается у раввинических писателей; а глагол ktasqai в значении »жениться« - употребляется у LXX (Руфь IV:10 и др.). Если принять это толкование, то мысль будет отчасти та же, что и в 1Кор. VII:2, хотя с иным несколько оттенком. «Хотя со стороны отрицательной porneia воспрещается, со стороны положительной одинаково ясно внушаются чистота и святость в отношении к заповеди Божией, данной в Быт I:28» (Ellicott Thessalonians, стр. 53). Но против этого толкования можно указать на два соображения: а) слово skeuoV в этом смысле нигде не встречается в Н. 3. ; и б) если бы Ап. воспользовался этим выражением, мы были бы вправе приписать ему крайне низкий и чувственный взгляд и на женщину и на брак. Лучше, поэтому, остановиться на первом толковании, принятом у Тертуллиана (Caro… vas vocatar apud Apostolam, quamjubet in honori tractare - De resurrectione carnis. 16), Златоуста, Феодорита и др. Название тела сосудом встречается еще в древности - так, напр., у Лукреция в его De rerum natura, III:440: «corpus, qaod vas quasi constitit ejus»… Есть такое употребление выражения и у самого Ап. Павла во 2Кор. IV:7, и встречается у мужей Апостольских, напр., у Ап. Варнавы в его послании, гл. VII, «to skeuoV tou pneumatoV», трудность заключается лишь в глаголе ktasqai, который в данном случае нужно будет перевести словом »обладать«, »хранить«, каковой смысл этот глагол имеет лишь в прош. сов. kekthsqai. «Но если судить по данным из папирусов, то, по-видимому, можно думать, что по крайней мере в обычной разговорной речи это значение уже не было связано исключительно с прош. врем. » (Milligan, op. с. 49 стр.). «Не в страсти похотения» - когда похоть приобретает характер не вне стоящего обольщения, а внутри действующей страсти, внутреннего соуслаждения греху, принципа, властвующего над внутренним человеком (Рим VI:12). »Как и язычники, не знающие Бога« - разврат языческого мира, по мысли Ап. Павла обязан своим существованием неведению истинного Бога. «Св. Павел ничего не знает о распространенном (но поверхностном) разделении между религиею и моралью. Он смотрит на последние как на нечто неразделимое» (Lightfoot, op. с. 56). Ст. 6 продолжает разъяснять мысль ст. 3-4. Ст. 3-4 запрещает pornia, ст. 6 указывает на крайнюю предосудительность moiceia. Так по поводу этого стиха Св. Златоуст говорит: «entauqa peri moiceiaV fhsin; anwterw de kai peri porneiaV pashV» (Migne, Series Graeca, tom. 62, стр. 424). Понимать этот стих в смысле запрещения лихоимства и корыстолюбия не позволяет, во первых, контекст речи, и особенно ст. 7, и, во вторых, выражение to pragmati («в вещи» - по слав. ; по русс: «ни в чем»), которое, будучи с членом, прямо указывает на предмет, о котором теперь идет речь - т. е. на грехи плотской похоти. Ст. 7 ярко указывает на то, почему Ф. должны удерживаться от блуда и прелюбодеяния: они призваны Богом не к нечистоте, а к святости. Последняя должна быть всепроникающей атмосферой, в которой должна расти и протекать жизнь христианина. Отвергающий это состояние отвергает Бога, давшего ему залог освящения - Св. Духа. «Этот дар Духа, как бы так говорит Ап., ставит вас в совершенно иное отношение к Богу, чем то, в котором вы были прежде. Этот дар - свидетельство в ваших душах против нечистоты. Этот дар - знак, что Бог освятил вас для Себя, но он и залог отмщения, если вы оскверните то, что уже не принадлежит вам, а Богу» (по Lightfoot'у, op. с. стр. 58). Сравни 1Кор. III:16.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 6-8 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго
Ст. 6-8 [и] е́же не преступа́ти и лихо­и́м­ст­вовати въ ве́щи бра́та сво­его́: зане́ мсти́тель е́сть Госпо́дь о всѣ́хъ си́хъ, я́коже и пре́жде реко́хомъ къ ва́мъ и засвидѣ́тел­ст­вовахомъ. Не при­­зва́ бо на́съ Бо́гъ на нечистоту́, но во свя́тость. Тѣ́мже у́бо от­мета́яй не человѣ́ка от­мета́етъ, но Бо́га, Да́в­шаго Ду́ха Сво­его́ Свята́го въ на́съ.


Раскрывая тот же урок, Апостол учит жить по закону Божию, во святости, чуждаясь корысти, нечистоты и непокорности Богу и посланному Им для освящения нашего Духу Святому. По изъяснению св. И. Дамаскина, «Апостол благозвучным словом прикровенно означил прелюбодеяние, называя его лихоимствованием брата». А св. И. Златоуст говорит: «сперва Апостол умолял, заставлял краснеть, говоря: «якоже язы́цы»; потом посредством доводов показал гнусность сего, употребив выражения: «лихоимствовати в вещи брата»; затем уже присовокупляет главное: зане мститель есть Господь». Делая сие, мы не остаемся без наказания и не испытываем такого удовольствия, которое бы равнялось ожидающему нас мучению. Бог накажет тебя, потому что ты оскорбил Самого Бога. Он призвал тебя, а ты Призвавшего оскорбил. Он отмстит за Себя». «Бог дал нам Духа Святого, а мы изгоняем Его нечистотою. Как же после этого мы не оскорбляем и Давшего и Дарованного?» (Экумений). К сему преосв. Феофан присовокупляет мысль и об оскорблении Апостолов, которые говорили не от себя, но от Духа Святого научаеми (Мф. 10:20). Почему, кто им противится, тот не человеком согрешает, но Богу (Деян. 5:4). Оскорбляется же Он больше всего нечистотою, почему, в другой раз, Апостол в побуждение к чистоте выставляет особенно то, что христиане суть храм живущего в них Святого Духа (1Кор. 6:19).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.

Кроме осквернения тела как сосуда души, похотная страсть вводит человека в грех и против ближнего, простираясь незаконно на его жену и детей. Она, как лихоимец, похищает их у него. Поэтому Апостол Павел просит солунян не преступать пределов, положенных в этом отношении Богом – каждый свою жену имей (1Кор. 7:2), за нарушение же этой воли Божией грозит наказанием. Ибо Господь особенно мстит за блудные дела, как более всего унижающие образ Его в человеке. Об этом Апостол Павел подробно говорил и свидетельствовал, удостоверял солунян лично, бывши у них.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 6-8 Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости. Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.

Затем апостол предостерегает и от другого языческого порока – страсти корыстолюбия, доходящего до несправедливости в отношении к ближним. (Эти оба порока, блуд и корыстолюбие, были важнейшими причинами всех бедствий древнего мира, и Гораций представлял их могильщиками, которые без милосердия рыли могилу для современного ему поколения). Бог накажет людей за эти грехи и, в особенности, накажет христиан, которые хорошо знают, что они (грехи) противны Богу и оскорбляют Духа Св., пребывающего в нас.

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible