Скрыть
умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним

Дабы, бодрствуем ли, или спим, - вместе с Ним жили, то есть: будем ли мы живы, или мертвы, - вместе с Ним дарует нам возлететь (на небо).

Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним

Потому, говорит, должно приобретать это оружие, что не положил нас Бог в гнев, то есть не на то определил, чтобы мы гнев Его несли, но чтобы приобрести нас Себе и спасти, дав за нас Сына Своего на смерть. Итак, мы должны ожидать в опасностях всего полезного и великого. Ибо если мы веруем, что Он не пощадил за нас Своего Сына, то будем надеяться, что Он и тем скорее избавит нас от этих опасностей. Будем же иметь пред собой этот пример и возлюбим как Его, так и ближних. Для того, говорит, умер Христос, чтобы бодрствуем ли мы, то есть живем, или спим, то есть умираем, жили вместе с Ним. Иной сон апостол разумел выше и иной разумеет здесь. То, что здесь он говорит, имеет такой смысл: не бойтесь телесных опасностей, не бойтесь и смерти, если мы и умрем, то будем живы, ибо жив Тот, Кто так возлюбил нас, что умер за нас.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 9-10 яко не положи нас Бог в гнев, но в получение спасения, Господем нашим Иисус Христом, умершим за нас, да, аще бдим, аще ли спим, купно с Ним живем

Одни думают, что здесь приводятся истины, на которых утверждается и которыми питается исключительно упование спасения,—одно из предложенных духовных оружий христианских; другие видят в приводимых истинах источник всех трех орудий — веры, любви и упования. Правда, что для солунян нужнее всего было укрепление упования, и святой Апостол мог иметь в цели действовать особенно на сие коренное христианское чувство. Но упование одно стоять не может: оно зарождается верою и зреет под влиянием дел любви. Потому вернее, что он хотел оживить сими истинами весь строй внутренней христианской жизни. Так понимает сие святой Златоуст: «Сказавши: облекитесь и вооружитесь, Апостол приготовляет оружие и показывает, откуда рождаются вера, надежда и любовь, и как они соделываются самым крепким орудием, когда присовокупляет: яко не положи,— и прочее».

Не положи нас. Не с тем благоволил Бог быть нам христианами, верующими в Господа, не таково о нас определение и намерение Божие, не таково назначение наше. В гневе. Разумеется или гнев грядущий (1Сол. 1, 10; Мф. 3, 7), то есть по суде присуждение к вечным мукам. «Не для того призвал нас Бог, чтобы предать наказанию» (Феодорит); или вообще состояние под неблаговолением Божиим. «Не на то определил нас Бог, чтобы мы гнев Его несли» (Феофилакт), «чтоб испытали гнев Его» (Экумений). Но в получение спасения. Чтоб мы получили спасение. Греческое περιποιησις, по нынешнему употреблению означает угощение — пир. В получение спасения будет — на пир спасения. То же, что в послании к Евреям: в снабдение души (Евр. 10, 39). По древнему же употреблению слово сие значит более — стяжание, приобретение покупкою. «В получение спасения будет — в стяжание спасения. Он приобрел нас себе, купил нас, давши за нас цену самую высокую — кровь Единородного Сына Своего. Имея же такое доказательство любви Божией к нам, будем иметь веру в Него, любовь к Нему и к ближним и благую надежду, что Он спасет нас, так дорого купленных» (Экумений). Господом нашим Иисусом Христом. Ибо несть ни о едином же ином нам спасения (Деян. 4, 11). Все согрешили и лишились славы Божией. Теперь, если какие спасаются, то спасаются избавлением, еже о Христе Иисусе, Егоже предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов (Рим. 3, 23 — 25). Умершим за нас — или для нашего блага, или вместо нас. Господь умер вместо нас, осужденных на смерть, и тем открыл верующим в Него и ходящим по заповедям Его вход в сокровищницу благ беспредельной благости Божией.

«Итак, Бог призвал нас не для того, чтоб погубить, но чтобы спасти. Откуда видно, что Он именно этого хочет? - Сына Своего, сказано, дал есть за нас (Ин. 3, 16), Он столько желает нашего спасения, что дал Сына Своего, и не просто дал, но — на смерть. Из таких размышлений рождается надежда. Не отчаивайся же, человек, приходя к Богу, Который не пощадил даже Своего Сына. Не страшись настоящих бедствий: Тот, Кто предал Единородного, дабы спасти тебя и исхитить из геенны, пожалеет ли чего-нибудь еще для твоего спасения? Следовательно, надобно ожидать всего доброго и великого, потому что главное мы получили, если веруем,— Но мы видим пример, будем поэтому и мы любить Его. Иначе было бы крайним безумием не любить Того, Кто столько возлюбил нас» (святой Златоуст).

Да, аще бдим, аще ли спим. Бдение и сон здесь другое означают, нежели выше. Там бдение означало нравственную бодренность, а сон — беспечность «и нерадение о жизни добродетельной. А здесь сон означает смерть телесную, а бдение — жизнь» (святой Златоуст). Апостол говорит как бы: живых ли нас застанет пришествие Христово, или мы умрем до того, — все сподобимся вечно с Ним быть. «Да и по смерти, и пока еще живы, с Ним участвуем в жизни. Ибо Апостол назвал бдящими живых, а спящими — скончавшихся» — (Феодорит).

Купно с Ним живем. Купно — или так: чтоб мы все в совокупности, и живые, и умершие, вступили тогда в блаженное сожительство с Господом и всегда в Нем пребыли. Или так: вместе с Ним. Мысль одна и та же.

«Сказанное здесь имеет такой смысл: не бойтесь опасностей; если мы и умрем, то будем живы. Не приходи в отчаяние от того, что бедствуешь: ты имеешь верный залог. Он не предал бы Своего Сына, если бы не имел к нам чрезвычайной любви. Следовательно, хотя и умрешь, будешь жив, ибо и Сам Он умер и се жив есть. Итак, умрем ли мы, или будем жить, вместе с Ним жить будем. Я не нахожу в этом ни малейшего различия, мне все равно, жив ли я, или умру: потому что с Ним мы будем жить. Будем поэтому делать все для той жизни, будем все исполнять, устремляя взор к ней» (святой Златоуст).

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли или спим, жили вместе с Ним

Все, что наше, только благодаря Спасителю Христу становится воистину нашим навечно, поскольку Он действует на протяжении всей нашей жизни от начала до конца Своей бессмертностью и бесконечностью. Он умер для нас, чтобы мы жили с Ним в вечности. Он возвел нас от всех смертей и, сойдя Своей смертью в царство смерти, воскресил нас Своим Воскресением, избавил нас от смерти и ведет к свету Своего вечного дня. В нашем человеческом мире нет более теплого единства, чем единение души христианина с Господом Иисусом Христом. Господь Иисус Христос стал для христианина душой его души, совестью его совести, желанием его желания, сердцем его сердца, так что в действительности он уже не живет в себе, но Господь Иисус Христос живет в нем (см.: Гал. 2:20). Поэтому вся наша жизнь, жизнь христиан, – жизнь вечная и богочеловеческая, в ней нет ничего по человеку, но все по Богочеловеку и от Богочеловека!

Благодатью Святых Таинств и добродетелей христиане, соединяясь с Господом Иисусом Христом (Он – Лоза, а они – ветви), приносят евангельские плоды, живя в Нем. Без Него христиане не могут сделать ничего (см.: Ин. 15:5). Мы христиане, поскольку живем ради Христа, как ветви на Лозе, поэтому нам всего достаточно: все святое и божественное мы имеем в изобилии. Возможно ли, чтобы нам чего–то недоставало, когда мы всегда находимся с Господом Иисусом Христом, богатым божественными благами, которые вечны и неисчерпаемы?

Даже когда самые страшные мучения и страдания этого мира выпадают нам – и тогда мы исполнены радостной надежды спасения, поскольку с нами всегда Тот, Кто есть наша вечная радость, единственное спасение, сладостное миро, утешение, неистощимое богатство наше.

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 9-10 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним

«Надежда спасения» в стихе 8 находит свое определение в orgh. Ап. говорит Ф., что Бог определил их не на грех, но к получению спасения через Христа. Получение спасения есть будущее приобретение, ибо и гнев есть факт будущего. Но Ф. найдут свое спасение через Христа. 10 ст. замечателен, так как содержит в себе провозглашение великого христианского догмата об искуплении. Это единственное место в наших посланиях, где делается намек на этот догмат, хотя позднее, во второй группе посланий, Ап. постоянно касается этого главного пункта своего учения. «Догмат этот представлен здесь как двойственный по своему содержанию, во-первых, как содержащий указание на акт со стороны Христа - «умершего за нас», и как включающий в себя идею единения верующего со Христом («чтобы… мы жили вместе с Ним»). Упоминание здесь об этом догмате очень важно, так как оно показывает что учение об искуплении было присуще уму Ап. Павла в его раннейших писаниях… оно, поэтому, не есть позднейший продукт его более зрелых размышлений, как это иногда утверждают» (Lightfoot, Notes, 77). - «Бодрствуем ли, или спим» - живы мы, или же умерли, мы все одно живем с Ним.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Сол. 5:4

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 9-11 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете

Продолжая увещание к жизни во Христе, Апостол возбуждает Солунян к подвигам напоминанием о предопределении их ко спасению, ради которого пострадал Христос, чтобы мы всегда были с Ним духовно, заимствуя в вере и уповании на Него несокрушимую надежду во всех обстоятельствах, днем и ночью, когда живем и когда умрем. Этою надеждою Апостол заповедует утешать и друг друга, взаимно поддерживая в себе крепость веры и силу упования и взаимностию участия возбуждая любовь. Св. И. Златоуст говорит: «Бог столько желает нашего спасения, что дал Сына Своего, и не просто дал, но – на смерть. Из таких размышлений рождается надежда. Не отчаивайся же, человек, приходи к Богу, Который не пощадил даже Сына Своего. Не страшись настоящих бедствий... Если мы и умрем, то будем живы; ибо Он и Сам умер и се жив есть. Итак, умрем ли мы или будем жить, вместе с Ним жить будем. Будем поэтому делать все для той жизни; будем все исполнять, устремляя взор к ней. Не будем засыпать; не будем говорить; с этой стороны ничто нам не угрожает, ни с той... Часто бываем ограблены, откуда мы и не ожидали; не станем упиваться, не будем пресыщаться; не станем безумно бросаться на внешние блага и пребудем трезвенны. Глубока пропасть зла, велики стремнины, густ мрак внизу, узок путь. Будем внимать себе со страхом, будем идти с трепетом... Тесен путь: ибо когда мы должны отдать отчет и в словах и в мыслях, и в делах, во всем, то поистине такой путь тесен. Но кто научился стеснять себя, тот не будет жаловаться на стеснение. Когда мы имеем возможность исправиться и не исправляемся, кто пожалеет нас? Никто. Помилуем же самих себя. В нашей власти то, чтобы Бог помиловал нас. Если будем делать достойное Его человеколюбия, то Бог помилует нас».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 9-10 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.

На чем основывается такая уверенность? На том, что Господь призвал нас не для осуждения на муку вечную (см. 1Фес. 1:10; Мф. 25:46), но чтобы мы получили спасение, купленное для нас самою высокой ценой – кровью Единородного Сына Божия. Имея такое доказательство любви Божьей к нам, будем иметь веру в Него, любовь к Нему и ближним, и благую надежду, что Он спасет нас, так дорого купленных. Поэтому, живых ли нас застанет пришествие Христово, или мы умрем до того (будем спать), все же сподобимся быть вечно с Ним.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible