Скрыть
Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете

Итак, утешайте друг друга и назидайте один другаго этими словами, - как и прежде писал я вам, так и поступали вы.

Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете

Желаю и молю, чтобы все вы исполняли обязанности учителей, чтобы не только сами слушали слова наши, но и передавали их другим и заблуждающихся обращали на путь истины, как и Павел говорит: Посему увещевайте друг друга, и- со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп 2:12). Таким образом, и Церковь наша возрастет в числе, и вы получите свыше великую милость за свою великую заботливость о ваших сочленах. Богу угодно, чтобы христианин не о себе только заботился, но и назидал других не только учением, но и жизнью и обхождением. Ничто так не приводит на путь истины, как непорочная жизнь, потому что люди смотрят не столько на слова, сколько на дела наши.

Гомилии на Бытие


Видишь, как Павел везде заповедует, чтобы каждый содействовал общему спасению? Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом (Евр 3:13). Не представляйте, говорит, всего учителям, не возлагайте всего на предстоятелей - и вы можете назидать друг друга. То же писал он и фессалоникийцам: Посему увещевайте друг друга и назидайте один другого. То же и вам мы и теперь советуем. Вы можете, если захотите, больше нас сделать друг для друга: вы чаще общаетесь друг с другом, лучше нас знаете дела свои, видите взимные недостатки, больше имеете откровенности, любви и общительности, а это немаловажно для научения. …Вы лучше нас можете и обличать, и убеждать друг друга. Кроме того, я один, а вас много, и все вы, сколько вас есть, можете быть учителями.

Толкование на послание к Евреям

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете

Видишь? Так что же отговариваешься: «я не учитель»? Увещавайте, говорит, друг друга, так как учители не имеют возможности научить всех.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

cего ради утешайте друг друга, и созидайте кийждо ближняго, якоже и творите

Во второй раз говорит такие слова святой Апостол. Сказав об утешительной участи умерших в пришествие Господне, прибавил: утешайте себя этим (4, 18). Теперь, выведши из этого урок бодренности и трезвения, снова присовокупил: утешайте и созидайте себя взаимно. Первым — утешайте, вторым — созидайте. Утешайте в скорби, созидайте, когда душа расстроится недоумениями и недобрыми движениями сердца и плоти. Настраивайте себя взаимно, сообразно изложенному, к бодренной и трезвенной жизни в вере, любви и уповании, — созидайте свои мысли, чувства, расположения и дела. Якоже и творите. Добрением поощряет на продолжение такого же образа раза взаимносозидания и на преуспеяние в нем. Так взаимное себя обучение в духе веры и взаимное себя поощрение на жизнь по вере есть апостольское в Церкви учреждение. «Поелику учители не имеют возможности сами всему всех научить, то Апостол дает им правило, чтоб они сами себя взаимно утешали и научали» (Экумений). «Видишь? — Так что же отговариваешься: я не учитель» (Феофилакт).

Святой Златоуст при этом тексте преимущественно останавливается на возбуждении внимания к своим делам и чувствам и к тому пути, по которому идти должно. Эта речь его обстоятельна и сильна; ее можно советовать почаще прочитывать всякому, кто не хочет заснуть на пути. Она вместе есть и образец взаимнопоощрения к трезвенной жизни. Приведем ее сокращенно.

«Посему умоляю вас, говорит он, будем всегда поступать так, чтоб никогда не заснуть. Ужели вы не видали, что часто продолжительное стояние на страже оставалось бесполезным потому, что стрегущие на малое время предавались сну? Ибо чрез этот короткий сон они теряли все, дав покушающемуся на воровство большую смелость. Ибо подобно тому, как мы не столько обращаем внимание на воров, сколько они подсматривают за нами; так и диавол более всего следит за нами, подстерегает и скрежещет зубами. Итак, не будем засыпать; не будем говорить: с этой стороны ничто нам не угрожает, ни с этой. Часто бываем ограблены, откуда мы и не думали. Так и по отношению ко злу: можем погибнуть, откуда и не ожидали. — Будем все тщательно осматривать, не станем упиваться,—и не заснем; не будем пресыщаться, — и не воздремлем; не станем безумно бросаться на внешние блага, — и пребудем трезвенны. Оградим самих себя со всех сторон. Как ходящим по натянутому канату нельзя быть даже и мало беспечными, потому что от этого малого происходит великое зло,—оступившись, они тотчас упадают вниз и погибают, так и нам не должно оставаться беспечными. Мы идем путем узким, с обеих сторон окруженным стремнинами, на котором не могут стоять обе ноги вместе. Видишь, сколько нужно осмотрительности. Ужели не видишь, что те, которые идут путем, окруженным стремнинами, не только осторожно ступают ногами, но и внимательно смотрят глазами? Хотя бы идущий ступал в известном месте по видимому и осторожно и хотя бы нога его твердо стояла, но глаз, помутившись от того, что посмотрел в пропасть, может низвергнуть его: ему надобно думать и о себе, и о том, как ступать; посему-то сказано: ни на десно, ни на шуее (Притч. 4, 27). Глубока пропасть зла, велики стремнины, густ мрак внизу, узок путь. Будем внимать себе со страхом, будем идти с трепетом. Шествуя по такому пути, никто не предается смеху и не обременяет себя пьянством, но идет по такому пути трезвенно и со вниманием. Идя таким путем, никто. не несет ничего лишнего. Счастлив тот, кто, будучи хорошо препоясан, может благополучно пройти им. Никто в таком случае не связывает себе ног, но оставляет их свободными. Мы же, связывая самих себя бесчисленными заботами и возлагая на себя бесчисленные житейские бремена, будучи невнимательны и рассеянны, как можем надеяться, что пройдем по столь узкому пути? Тесен путь, ибо когда мы должны отдать отчет и в словах, и в мыслях, и в делах, и во всем, то поистине такой путь тесен. А мы делаем его еще теснее, утучняя и расширяя самих себя и ступая небрежною ногою. Узкий путь труден для всякого, но особенно для тучного; напротив, истощающий себя даже не будет чувствовать тесноты: кто научился стеснять себя, тот не будет жаловаться на стеснение. Итак, пусть никто не ожидает при неге увидеть небо,—этого нельзя! При роскоши пусть никто не надеется пройти узким путем,—это невозможно! Пусть никто из шествующих по широкому пути не надеется достигнуть живота. Если ты увидишь, что кто-нибудь услаждает себя ваннами, дорогим столом или многочисленною прислугою, то не почитай себя несчастным ради того, что не имеешь этого, а пожалей о нем, потому что он идет путем погибели. Будем почитать счастливцами не тех, которые живут в роскоши, но тех, которые не живут в роскоши. Эти последние спешат на небо, а те — в геенну. Когда-нибудь должно же нам воспрянуть, должно открыть глаза, пробудиться, заняться вечною жизнию, прервать долговременный сон. Есть суд, есть наказание, есть воскресение и испытание дел! Господь грядет на облаках, огнь пред Ним возгорится и окрест Его буря зелна (Пс. 49, 3). Река огненная течет пред Ним, червь неумирающий, огнь неугасающий, тьма кромешняя, скрежет зубов! Там мука вечная безотрадная, — не будет защитника! Кто помилует, говорит Писание, обаянника, змием усекнена (Сир. 12, 13)? Когда мы сами себя не помилуем, кто помилует нас, скажи мне? Когда мы имеем возможность исправиться и не исправляемся, кто пожалеет нас? — Никто. Помилуем же самих себя. Когда мы молимся Богу, говоря: помилуй мя, Господи, будем говорить это и самим себе, и самих себя помилуем! В нашей власти то, чтоб Бог нас помиловал. Он Сам даровал нам это. ли будем делать достойное помилования, достойное Его человеколюбия, то Бог нас помилует. Если же мы сами себя не помилуем, то кто пожалеет нас?»

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете

Если есть утешение, которое никогда не прекращается, если есть радость, которая никогда не обратится в скорбь, то это Господь Иисус Христос! Все божественное, бессмертное и вечное, необходимое нам в нашей жизни, Он дал нам в изобилии для подвига стяжания богочеловеческих добродетелей и совершенства. И когда христианин всем своим естеством – в Господе Иисусе Христе, тогда он весь одновременно пребывает в ближнем своем. Таково чудное таинство богочеловеческой жизни в Церкви Христовой: христианин весь в Господе Иисусе Христе и одновременно – со всеми членами Церкви, поскольку все они живут ради Него, единого Господа, и с Его божественной истиной, правдой, с Его Евангелием.

Христианин чем больше принадлежит Церкви, тем больше принадлежит себе. Благодатью Божией все для христиан есть новое и всеобщее: и богочеловеческая совесть Церкви, и ум, и жизнь, и Евангелие, и вера, и любовь, и молитва, и пост, и целомудрие, и смиренномудрие, и надежда, и терпение. Поэтому увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 4-11 но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Ибо все вы - сыны света и сыны дня: мы - не сыны ночи, ни тьмы. Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете

Но раз день Господень придет как тать, необходимо всегда бодрствовать, чтобы не быть застигнутыми врасплох. В 4 ст. чтение klepthV лучше, чем kleptaV (A и B), ибо первое лучшее всего оттеняет внезапность наступления дня Господня на подобие непредусмотренного прихода вора. Вся же сила стиха заключается в словах ouk este en skotei. «Вы не во тьме нравственной, - как бы так говорит Ап. Павел, - чтобы день Г. застал вас неподготовленными. Вы сыны света - вы были некогда тьма, теперь вы свет во Христе. Вы не только просвещены, но вы все время и движетесь в сфере дня. Но если вы живете во свете, вы должны бодрствовать и трезвиться, а не спать духовно, как язычники и иудеи». Фигуральное выражение «свет» в приложении ко Христу широко использовано св. Иоанном Богословом - Ев. VIII:12; IX:5-6. Первый долг христианина - бодрствование: но оно должно сопровождаться и «трезвлением» - не только умственною пробужденностью, но и нравственною самособранностью, которая делает бодрствующего готовым к великому событию - парусии.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 9-11 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним. Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете

Продолжая увещание к жизни во Христе, Апостол возбуждает Солунян к подвигам напоминанием о предопределении их ко спасению, ради которого пострадал Христос, чтобы мы всегда были с Ним духовно, заимствуя в вере и уповании на Него несокрушимую надежду во всех обстоятельствах, днем и ночью, когда живем и когда умрем. Этою надеждою Апостол заповедует утешать и друг друга, взаимно поддерживая в себе крепость веры и силу упования и взаимностию участия возбуждая любовь. Св. И. Златоуст говорит: «Бог столько желает нашего спасения, что дал Сына Своего, и не просто дал, но – на смерть. Из таких размышлений рождается надежда. Не отчаивайся же, человек, приходи к Богу, Который не пощадил даже Сына Своего. Не страшись настоящих бедствий... Если мы и умрем, то будем живы; ибо Он и Сам умер и се жив есть. Итак, умрем ли мы или будем жить, вместе с Ним жить будем. Будем поэтому делать все для той жизни; будем все исполнять, устремляя взор к ней. Не будем засыпать; не будем говорить; с этой стороны ничто нам не угрожает, ни с той... Часто бываем ограблены, откуда мы и не ожидали; не станем упиваться, не будем пресыщаться; не станем безумно бросаться на внешние блага и пребудем трезвенны. Глубока пропасть зла, велики стремнины, густ мрак внизу, узок путь. Будем внимать себе со страхом, будем идти с трепетом... Тесен путь: ибо когда мы должны отдать отчет и в словах и в мыслях, и в делах, во всем, то поистине такой путь тесен. Но кто научился стеснять себя, тот не будет жаловаться на стеснение. Когда мы имеем возможность исправиться и не исправляемся, кто пожалеет нас? Никто. Помилуем же самих себя. В нашей власти то, чтобы Бог помиловал нас. Если будем делать достойное Его человеколюбия, то Бог помилует нас».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

Если Господь призвал нас, христиан, к такому спасению во Христе Иисусе, то нечего вам печалиться. Скорбь ли постигнет, утешайте себя надеждой на то, что вас ждет. Душа ли расстроится недоумениями и недобрыми движениями сердца и плоти, бодренностью и трезвением созидайте свои мысли, чувствования, расположения и дела, в вере, надежде и любви, всегда помогая друг другу, как вы это и делаете.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible