Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 1-е послание к фессалоникийцам 5:13
и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
- Иустин (Попович), прп. (†1979)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
- Николай Петрович Розанов (†1941)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою
Преизобильною любовью делайте их близкими себе, и ради дела их, то есть ради доброго их жития, присоединяйтесь к ним, чтобы получать вам от них пользу.
Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
и почитать их преимущественно с любовью за дело их
Не просто, сказал, любите, но: преимущественно, как дети родителей. Ибо, кто любит Христа, тот будет любить и служителя Его, каков бы он ни был, потому что чрез него он сподобился страшных Тайн. Если ты взял честную жену, то не уважаешь ли ты и не любишь ли того, кто доставил тебе ее? Ты получил Царство Небесное, и гнушаешься того, кто доставил его. Внимай Павлу: за дело их, говорит он, любите их.
будьте в мире между собою
Пишет еще: «с ними», то есть с учителями. Ибо он знал возможность зарождения неудовольствий против них. Так как они обличают и удерживают их от дурного, то и бывают ненавидимы. Поэтому должно быть в мире с ними, и притом не по внешнему виду, но в себе самих.
Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Ст. 12-13 молим же вы, братие, знайте труждающихся у вас, и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы, и имейте их по преизлиха в любви за дело их; мирствуйте в себе
Пастыри называются у святого Апостола труждающимися, настоятельствующими и вразумляющими. Этими словами означаются не разные лица, а разные занятия одних и тех же лиц по исправлению своей должности. В других местах у Апостола они называются прямо пресвитерами и епископами, Духом Божиим поставленными пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20, 17, 28; ср.: 1Тим. 3, 1; Тит. 1, 5, 7).
Пастыри труждаются в удовлетворении всех духовных потребностей своих пасомых: оглашают словом истины, трудясь в слове и учении (1Тим. 5, 17),— крестят, исповедуют, преподают Тело и Кровь Господа, отправляют все другие молитвенные чины, вообще вдали себя в служение святым, то есть христианам, призванным к святости и освящаемым благодатию (1Кор. 16, 15). Апостол говорит об них солунянам: они трудятся у вас. Это или среди вас, или над вами, в образовании вас по духу новой жизни о Христе Иисусе, в развитии положенного в вас верою и крещением семени сей жизни, в возведении вас в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христа (Еф. 4, 13).
Пастыри настоятельствуют, — смотрят за нравственно-религиозными порядками в христианских обществах, всем заправляют, во всем руководят, в собраниях ли церковных, или в общей жизни христиан вне их. С греческого — кои предстоят, в значении первенства и власти, не по духу мира, а о Господе, по его учреждению, по Его Духу, первенство свое доказывая усиленным служением всем, с сознанием ответности пред Господом. Это предстоят может значить и предстательствуют, чтоб означить, что в числе обязанностей пастыря есть и предстательство за всех верующих пред Господом. Феодорит пишет: «Знайте, говорит, предстоятелей ваших, то есть молящихся о вас и ходатайствующих за вас пред Господом». Блаженный Феофилакт соединяет то и другое значение: «Не в мирских вещах предстательствуют они, а в духовных, кои о Господе,— молят за тебя, наблюдают за тобою, вразумляют и врачуют». (То же у святого Златоуста и Экумения.)
Пастыри наказуют — вразумляют — в разных случаях, особенных у каждого, требующих вразумления и руководства, потому ли, что иной недоумевает, как поступать, или потому, что поступил уже неосмотрительно и уклонился от общего строя жизни христианской и требует исправления. — Этим исполняется то, что заповедано потом святому Тимофею: настой благовремение и безвременне, обличи, запрети, умоли (2Тим. 4, 2). Такое наказание,—внушение и вразумление, — идет кроме общего труда в слове и учении, который уже означен под словом: труждающихся.
Сими тремя занятиями пастырей определяется главное дело их — забота о спасении пасомых, или бдение о душах их (Евр. 13, 17).
Отношение пасомых к пастырям Апостол выражает словами: знайте и -имейте их по преизлиха в любви. Знайте — признавайте их достоинство и власть и свое подчиненное к ним отношение, с сознанием долга слушаться их во всем и повиноваться им. (В нашей речи такое значение слова знать очень рельефно выражается в отрицательной форме в фразе: знать его не хочу) — Феодорит пишет: «Справедливость требует чтоб учители удостоивались от вас всякой чести, чтобы вы воздавали им должную награду и не прекословили тому, что они говорят». К коринфянам пишет святой Павел: повинуйся таковым, то есть тем, кои вдаша себе в служение святым,— и — познавайте таковых (1Кор. 16, 15, 16, 18).
Имейте их по преизлиха в любви. В таком виде слово Апостола обязывает только пасомых преизобильно любить пастырей за любовь, которую сами они оказывают к ним, трудяся о спасении их. Он говорит как бы: знайте и слушайтесь их, но не по страху, а по любви, которой они вполне достойны.—Но если взять во внимание греческое слово, соответствующее русскому имейте, ηγεισθαι — почитайте, то окажется, что Апостол заповедует еще и высокое к ним почитание. «Удостаивайте их большой чести, воздаваемой искренним расположением» (Феодорит). В Сирской библии так и переводится сие место: да будут чтимы они от вас с полнейшею любовию.
Так три обязанности лежат на пасомых в отношении к пастырям: сознавать их над собою власть, с готовностию слушаться их во всем, глубоко чтить их и любить.
Все это за дело их, за труд служения святым, за предстояние и предстательство и за вразумление и руководство, иначе сказать, за то, что бдят о душах ваших (Евр. 13, 17). Дела пастырей только перечисляет Апостол, а о долге пасомых дает заповедь; и хотя говорит: молим,— такое, однако ж, употребляет слово для выражения сего моления, которое отзывается и строгим внушением ερωτωμεν. Нельзя, впрочем, с доверчивостию предполагать, чтоб солуняне оказывались в этом отношении неисправными. Скорее это делает он для предотвращения неисправности, так как должные отношения пасомых к пастырям легче всего могут быть нарушаемы. Так понимает святой Златоуст:
«Настоятель по необходимости имеет много причин к тому, чтоб огорчать других. Подобно тому, как врачи часто бывают принуждены огорчать больных, приготовляя им пищу и лекарство, которые нисколько не бывают приятны, хотя, впрочем, великую приносят пользу; или подобно тому, как отцы бывают часто суровы в обращении с своими сыновьями: так и учители, и даже гораздо более. Тот, кого обличают и укоряют, каков бы он ни был, вообще вместо благодарности чувствует досаду. Так же будет поступать и тот, к кому обращаемся с советом, вразумлением и просьбою. Потому-то в разных местах святой Павел и напоминает об этом. В послании к Тимофею пишет он: прилежащии добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются (1Тим. 5, 17); и в послании к Евреям говорит: повинуйтеся наставником вашим и покаряйтеся (Евр. 13, 17); и опять: молим же вы, братие, знайте труждающихся у вас, и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы. Так как он сказал пред сим: созидайте кийждо ближняго (стих 11); то чтоб они не заключили, что их самих возводит он в достоинство учителей, он присовокупил эти слова».
Затем святой Златоуст объясняет, как законно такое требование святого Апостола: «Если кто-нибудь предстательствует за тебя пред человеком, то ты делаешь для него все, изъявляешь ему полную признательность. А сей (священник) предстательствует за тебя пред Богом, и ужели ты не будешь чувствовать к нему признательности? — Но как он предстательствует, говоришь ты? — Так, что молится за тебя, что подает тебе духовный дар, сообщаемый чрез крещение, надзирает за тобою, поучает, вразумляет тебя, в полночь, если позовешь, идет. Пусть никто не противится, пусть никто не прекословит! Кто любит Христа, тот будет любить священника, каков бы он ни был, потому что чрез него сподобился страшных тайн. Скажи мне, если бы ты пожелал видеть царские чертоги, повсюду блестящие золотом и сияющие драгоценными камнями, нашел человека, у которого от них ключи, и он, по твоей просьбе, тотчас отворил бы их и пустил тебя внутрь, то не предпочел ли бы ты его всем,— не полюбил ли бы его, как свои очи, не целовал ли бы ты его? А сей (священник) отверз тебе небо, и ты его не любишь и не чтишь?! Так, если любишь Христа, если любишь царство небесное; то уважай тех, чрез кого ты получишь его».
Сердечный союз с пастырями есть первая основа стояния христианских обществ; вторая — живой союз всех христиан между собою, выражающийся общим миром. Почему, сказав о первом, Апостол прибавляет: мирствуйте в себе — будьте мирны между собою. Под пастырством,— чтимым и любимым, — взаимный общий мир из многих делает единое тело, стройное и крепкое.
Мирствуйте в себе — εν εαυτοις — может иметь еще и такой смысл: да будет каждый из вас мирен сам в себе, мирен с Богом и с совестию, мирен в мыслях, чувствах и расположениях, не допуская лжи и неверию, страстям и увлечениям расстроивать свой внутренний мир. Это не противно первому пониманию, а им предполагается. Кто не мирен в себе, тому трудно соблюсти мир вовне, и все нарушения мира с Другими начало свое имеют в немирности внутренней. Напротив, кто мирен внутренно, того что может заставить нарушить мир внешний? — К тому же, заповедуя мир взаимный, Апостол, конечно, хотел внушить, чтобы все имели мир между собою не внешно только, но и сердечно.— Следовательно, требует мира с другими не без мира внутри себя.
В иных рукописях вместо: в себе стоит: в них — то есть в пастырях. В таком случае здесь или такая мысль: будьте мирны в отношении к ним, то же, что — с ними, или такая: будьте мирны между собою под их влиянием, руководством и блюстительством. Последнее ближе к ходу речи. Подначальство и подпастырство — охрана взаимного мира. С ослаблением подначальства взаимный союз разлагается и происходит всякое нестроение. Но и первая не неуместна. Впереди сказал Апостол, чтоб знали, чтили и любили пастырей. Теперь прибавляет: смотрите же, не нарушайте мира с ними, когда они станут укорять вас за что и вразумлять. «Видишь,— говорит Экумений,— как предугадывал он возможность зарождения неудовольствия на учителей. Обличая худое и удерживая от зла, они навлекают на себя неприязнь, несмотря на то, что на всех лежит долг любить их». Феофилакт дает новый оттенок сей мысли, говоря: «Должно мирствовать с ними (то есть с пастырями) и притом не по внешнему только виду, но в себе самих». И очень вероятно, что поводом к такой речи послужило чтение текста святого Златоуста, у которого стоит: мирствуйте в себе в них. — Можно сказать потому, что не погрешит, кто в слове Апостола будет видеть заповедь о всестороннем мире, о мире с пастырями и, под их руководством и блюстительством, о мире между собою и в себе.
Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)
Иустин (Попович), прп. (†1979)
и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою
Их делом является ваше спасение, и они постоянно совершают его посредством евангельских сил. Может, они не спасают вас своими трудами от всякого греха, лукавых духов, от смерти и ада, где вы раньше пребывали? Да, всем своим существом вы были рабами лжи, зла, ложных богов, лжеиереев и учителей. Вы были гробом, в котором погребалось все святое и возвышенное в человеческом существе. А теперь? Теперь вы в раю, поскольку находитесь во Христе Иисусе, вместе с единым истинным Богом, а где Он, там и рай со всеми его благами. А вокруг Него находятся Его ученики и ваши учителя, извлекающие вас из всякого ада и Святым Евангелием ведущие вас в рай Божий! Поэтому и вы обязаны своим учителям безмерной любовью, большей, чем любовь к родителям по плоти и ко всему человеческому роду, поскольку они дают вам то, что никто другой не может вам дать. С этими носителями вечной истины Христовой вы должны жить в мире, поскольку она выше всех бурь и смятений.
Храните сердца ваши высоко на небе во Христе Иисусе, выше всех смертей и страстей, поскольку наше жительство – на небесах (Флп. 3:20) и ни одна земная буря не может изгнать из наших душ мир Христов и из сердец наших любовь Христову. Если вы имеете любовь между собой, тогда будете иметь и мир святой и евангельский. А что в первую очередь уничтожает этот мир? Самолюбие. Поэтому вы должны беречься самолюбия, как огня, сожигающего душу. Изгоняйте из себя самолюбие, когда оно находится еще в зачаточном виде, посредством самопожертвования и искренней молитвы о всех, друзьях и врагах, вплоть до мученичества ради ближних и дальних.
Человек сам по себе никогда не спасается, но только в святой общности с братьями во Христе, всегда со всеми святыми (Еф. 3:18). Святые братья наши, видимые и невидимые, укрепляют и ведут нас по пути ко спасению посредством благодати, исходящей от их молитв, жертв, приносимых за нас, слез, проливаемых за нас, любви и веры к нам. На трудном пути ко спасению, когда мы впадаем в грех, они нас наставляют и вразумляют. Когда мы малодушествуем и унываем, они укрепляют и утешают нас. Когда становимся немощными в духовном подвиге, они помогают. Когда мы поддаемся гневу, ярости и всякой другой страсти, они терпят нас; и что они делают нам, и мы должны делать другим, – так мы исполним божественный закон Христов, поскольку любовь Христова побуждает нас жить для других, спасая себя евангельской заботой о ближних.
Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 12-15 просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем
Эти стихи содержат в себе увещания Ап. Павла к Ф. касательно их отношения к предстоятелям (12-13) в церкви, и относительно необходимости вести спокойный образ жизни; увещания обращены ко всей церкви вообще. Преподав Ф. совет - увещать и назидать друг друга (ст. 11), Ап. немедленно переходить к новому недостатку у христиан Ф. - отсутствию у них должного почтения к предстоятелям церкви, которым по праву принадлежит учительство и назидание. Ап. спешит предотвратить возможность узурпаций в этой области. Ф. должны ценить и уважать (eidenai) труждающихся у них, а кого именно, это объяснено приложением двух эпитетов: proϊstamenouV kai nouqetountaV. Здесь, несомненно, разумеется один класс лиц, ибо все три причастия связаны одним членом, и именно пресвитеры, которым собственно принадлежать две функции - начальствования и учительства. Ап. советует не только ценить их и уважать, но и делать это в духе любви.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ст. 12-13 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою
Ст. 12-13 Мо́лимъ же вы́, бра́тiе, зна́йте тружда́ющихся у ва́съ, и настоя́телей ва́шихъ о Го́сподѣ, и наказу́ющихъ вы́,
и имѣ́йте и́хъ по преизли́ха въ любви́ за дѣ́ло и́хъ: ми́рствуйте въ себѣ́
Преподавая заключительные наставления, Апостол прежде всего советует относиться с уважением и любовию к предстоятелям, а потом внушает жить миролюбно со всеми, так-как на этом держится твердость и благосостояние христианских обществ. «В послании к Тимофею св. Ап. Павел пишет: прилежащии добре пресвитери сугубые чести да сподобляются (1Тим. 5:17); и в послании к Евреям говорит: повинуйтесь наставникам вашим и покаряйтеся (Евр. 13:17); и здесь опять: молим же вы, братие, знайте труждающихся у вас, и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы. Так-как он сказал пред сим: созидайте кийждо ближнего (1Фес. 5:11); но, чтоб они не подумали, что их самих возводит он в достоинство учителей, он присовокупил эти слова... Если кто предстательствует за тебя пред человеком, то ты делаешь для него все. А сей (священник) предстательствует за тебя пред Богом. Ужели не будешь чувствовать к нему признательности? Он молится за тебя, подает тебе духовный дар, сообщаемый чрез крещение, надзирает за тобою, научает, вразумляет тебя; в полночь ежели позовешь, – идет. Пусть никто не противится, пусть никто не прекословит. Кто любит Христа, тот будет любить священника, каков бы он ни был, потому что чрез него сподобился страшных тайн» (св. И. Златоуст). «Сердечный союз с пастырями есть первая основа стояния христианских обществ; вторая – живой союз всех христиан между собою, выражающийся общим миром. Посему, сказав о первом, Апостол прибавляет: мирствуйте в себе – будьте мирны между собою. Под пастырством, чтимым и любимым, взаимный общий мир и в многих делает единое тело, стройное и крепкое» (преосв. Феофан). Сказанными словами примиряются разночтения: «мирствуйте в себе» и «мирствуйте в них». Св. И. Златоуст соединяет их оба, читая так: «мирствуйте в себе в них». Но наш новый толковник (Ф. Титов) находит, что принятое у нас чтение более верное.
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
Пастыри, по учению святого Апостола Павла, трудятся, предстоятельствуют и вразумляют. Они трудятся в удовлетворение всех духовных потребностей, оглашают словом истины (см. 1Тим. 5:17), крестят, исповедуют, приобщают и отправляют все другие молитвенные чины. Они предстоятельствуют, смотрят за поведением, религиозными порядками в христианском обществе, во всем руководят – в собраниях ли церковных, или в общей внешней жизни христиан, они и предстатели пред Богом за всех верующих. Наконец, пастыри вразумляют (в слав. наказуют) в разных случаях недоумений, ошибок, погрешностей (см. 2Тим. 4:2). В этом состоит бдение пастырей о душах пасомых (Евр. 13:17).
Отношение пасомых к пастырям святой Павел выражает словами: уважайте и почитайте их преимущественно с любовью, за дело их, за труд служения, за предстояние и предстоятельство, и за вразумление и руководство. Дела пастырей только перечисляет, а о долге пасомых дает заповедь, хотя и в мягкой форме – просим (в слав. молим) вас. Сердечный союз с пастырями есть первая основа христианских обществ. Вторая, это живой союз всех христиан между coбой, выражающийся общим миром. Поэтому, сказав о первом, святой Павел прибавляет: будьте в мире между собою и в своей совести (в слав. мирствуйте).
Николай Петрович Розанов (†1941)
Ст. 12-13 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
От наставлений, которые имеют отношение ко всей церкви без различия, апостол переходит теперь к наставлениям, относящимся, собственно, только к пастве.
Верующие миряне должны воспитать в себе уважение к своим предстоятелям или духовным пастырям вообще, которые работают тяжелую работу (τυοὺ κοπιῶντας) в христианском обществе, и, именно, в отношении к пастве, являются предстоятелями, молитвенниками пред Богом (προισταμένους), а в отношении к заблуждающимся – вразумителями (νουθετοῦντας). (Все эти причастия, как связанные простым союзом καί и имеющие при себе только один член могут относиться только к лицам одного класса, изображая разные стороны деятельности этих лиц). Паства должна признавать (εἰδέναι – подобно по значению с ἐπιγνώσκειν 1Кор. 16:18) пастырей за то, что они есть в действительности, ценить их важное значение и считать их достойными любви своей, если только, конечно, они правильно и усердно исполняют свое дело (за дело их). Сказав об обязанностях паствы в отношении к пастырям, апостол желает Солунянам взаимного мира, как результата добрых отношений паствы к пастырям.