Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 15-18 смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе

А иным путем никто не может удалиться от греха и приступить к делам добродетели, разве как через размышление о таких делах и близкое общение с подвигами благочестия. Только тогда он приобретет твердость веры, которая Павлу, после совершенного им подвига, доставила соблюдавшийся ему венец правды (2Тим 4:8)… Такое размышление и такое благочестивое упражнение доступно святым и теперь, как и во всякое время, - если мы достигли того же состояния, то и для нас возможно будет вместе с ними праздновать Пасху, как определено Божественным изволением. Ибо что иное представляет пасхальное празднество, как не постоянное поклонение Богу, как не познание благочестия и не от сердца, без принуждения, исходящая единодушная молитва? А поскольку Павел желает, чтобы и мы были таковы, то дает следующее повеление: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите.

Праздничные послания

Ефрем Сирин, прп. (†373)

смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем

Смотрите, оскорбляющим вас зло за зло не воздавайте, но всегда добро преследуйте, не только друг ко другу, но и ко всем.

Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам

Августин Аврелий, блж. (†430)

смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем

См. также Толкование на 1Сол. 5:14

Варсонофий и Иоанн, прпп. (†VIв.)

Ст. 15-18 смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе

За все благодарите. Итак, не вознерадим воздавать благодарение Богу, чтобы не уподобиться тому человеку, о котором ты некогда рассказывал, что однажды, когда он шел в церковь молиться о ниспослании ему пищи, и встретился ему некто, и сказал: обедай сегодня у меня, а потом пойдешь, помолишься, - то он отвечал: молиться не пойду, потому что я уже получил то, чего шел просить у Бога. Но мы, получим ли, или не получим желаемое, будем приносить молитву и благодарение Богу. Старайся же всегда носить мертвость Иисуса в теле своем (2Кор 4:10).

…Вопрос: Во время беседы с кем-либо хорошо ли призывать имя Божие?

Ответ: И во время беседы, и прежде беседы, и после беседы, во всякое время и во всяком месте должно призывать имя Божие. Писание говорит: непрестанно молитесь, ибо через это упраздняется всякое искушение.

…Вопрос: Господь сказал: блаженны плачущие (Мф 5:4); а по слову апостола, надлежит всегда быть радостным… Скажи мне: какое дело вменяется человеку в плач и какое в то, чтобы всегда быть радостным? И можно ли… плачу и веселости быть вместе?

Ответ: Плач есть печаль по Богу, которую рождает покаяние; признаки же покаяния таковы: пост, псалмопение, молитва, поучение в слове Божием. Радость есть веселость по Богу, которая благопристойно обнаруживается при встрече с другими и в лице, и в слове. Пусть сердце сохраняет плач, лицо же и слово благоприличную веселость.

Руководство к духовной жизни

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло

Если не должно воздавать злом за зло, то тем более - злом за добро, или начинать делать зло и вредить тому, кто ничем не повредил.

но всегда ищите добра и друг другу и всем

Недостаточно того, чтобы не платить злом за зло; нужно, говорит, отплатить за себя добром, тому, кто причинил зло. Этому именно учит апостол, когда говорит: ищите добра. То есть усиленно старайтесь делать добро, как по отношению друг к другу, то есть к верным, так и по отношению ко всем, то есть и к неверным.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Ст. 14-15 молим же вы, братие, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем. Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем

Это молим имеет здесь другой оттенок в греческом, чем предыдущее. Там оно отзывается строгим внушением, а здесь умоляющим убеждением (παρακαλουμεν). Причиною тому — предметы речи. Там заповедовались дела правды, а здесь внушаются дела братской духовной любви.

Но к кому обращает речь святой Апостол? — братиям, ко всему телу Солунской Церкви, а в лице ее и всем христианам. Взаимное друг друга назидание, взаимное друг друга поддерживание в христианской жизни и взаимноисправление заповедуются Апостолом и в других посланиях (Рим. 15, 14; Кол. 3, 13. 16; Евр. 3, 13; 10, 24). Это, однако ж, не устраняет преимущественного долга пастырей — исполнять все прописываемое. К тому же в Церкви Божией все должно идти благообразно и по чину. Потому нельзя думать, чтобы у Апостола была мысль — оставить на произвол эти высокие дела братской духовной любви, к которым притом не всякий может быть и способен. Они не могли и не могут совершиться плодоносно без указаний и руководства пастырей. Скорее надо положить, что заповедь дается всей Церкви, а исполнение сей заповеди ложится на пастырей, а под их водительством и на других, более преуспевших в жизни христиан. Святой Златоуст и за ним Экумений и Феофилакт полагают, что здесь речь Апостола обращена к пастырям, хотя не отрицают, что не только уместно, но и нужда бывает вразумлять и назидать себя взаимно, как видно из их мыслей на стих.

Вразумляйте безчинныя. «Бесчинными Апостол называет тех, которые поступают против воли Божией» (Златоуст); «действуют не по чину, от Бога учрежденному» (Феодорит и Экумений). «Бог каждому определил свой чин; преступающий его есть бесчинник» (Феофилакт). Это те же лица, которые Апостол во втором послании назвал безчинно ходящими, не по преданию, еже прияша от нас, также ничтоже делающими, но безчинно ходящими (2Сол. 3, 6, 11). Вообще это такие, которые нерадят о своем долге и своим беспорядочным поведением нарушают общий мир и спокойствие, и срамят общество христианское пред лицом нехристиан. «Церковный чин стройнее воинского; вследствие того и ругатель бесчинен, и пьяница бесчинен, и любостяжатель, и все согрешающие. — Так как в строе они идут не чинно, но в беспорядке, то и нарушают строй» (Златоуст). Апостол заповедует их вразумлять, то есть «не с строгостию и надменностию делать им выговоры, но с снисхождением, с кротостию. Ибо тот, кому делают строгие выговоры, ожесточившись, становится более дерзким и пренебрегает ими; но посему чрез увещание надлежит врачевство сделать приятным» (Златоуст), убеждая их понять несообразность их поведения с своим званием и исправиться.

Утешайте малодушныя. «Малодушен тот, кто падает в духе от неприятностей, несчастий, от притеснений, гонений и лишений, от скорбей и болезней, малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений за Христа. Он именно и есть посеянный на камени» (Златоуст). Как готового отпасть, долг любви обязывает всякого поддержать его, утешая и воодушевляя к терпению великими обетованиями благ, отложенных истинным христианам, которые, несмотря на скорби, пребудут верными своему званию. И малодушные, как христиане, сами знают все это; но в час скорби и малодушия выпадают из памяти и сердца все утешительные истины христианские. Воскресить их в сознании и снова приблизить к сердцу — есть указать источник утешения и воодушевления малодушествующим.

Заступайте немощныя… Немощны и те, кои изнемогают в вере (Рим. 14, 1—2), и те, у коих совесть немощна (1Кор. 8, 7, 11 — 12), слабые в познании веры, в убеждениях, в правилах жизни христианской, и готовые или отпасть от веры, или впасть в грехи. Христианам преуспевшим и крепким долг любви повелевает поддерживать таковых. «Подкрепляйте тех, которые не имеют непоколебимой веры» (Феодорит), «которые немощны в отношении к ней», потому что и в отношении к ней бывает немощь. Но смотри, как он не допускает, чтобы их презирали. Так и в другом месте пиша, сказал он: изнемогающаго в вере приемлите (Рим. 14, 1); подобно тому, как и в наших телах мы не даем погибнуть немощному члену» (Златоуст). Но, может быть, здесь разумеются и такие, которые в случаях напраслин не могут отстоять себя сами, хоть и есть способы к тому. Апостол велит заступаться за таких и поддержать их правое дело своим советом, содействием и ходатайством.

Долготерпите ко всем. Кто, встречая неприятности и оскорбления от другого, не позволяет себе подвигаться против него на немирность, гнев и неприязненные чувства, тот терпит; а кто хранит ненарушимым мирное расположение к другому, несмотря на то, что этот продолжает действовать так, что его дела постоянно колеблют такое расположение,— тот долготерпит. В общежитии — нельзя пробыть без столкновений. Предписывая долготерпение, Апостол запрещает всякое чувство неудовольствия на кого-либо из-за этого. Но как душа наша очень подвижна на неудовольствие, то Апостол почасту внушает добродетель долготерпения (Еф. 4,2; Кол. 3, 12), указывая источник ее в любви (1Кор. 13, 4). При слове: ко всем, Апостол разумеет всякого, от кого идет неприятность, или кто причиняет труд, не имея в виду его веры, верующий ли он, или неверующий. Не смотри на то, кем возбуждается тревога в сердце, а на самую тревогу, чтоб, восстановив внутренний мир, оказаться сильным к долготерпению. Тут же разумеются и все лица, о которых поминалось пред сим, — бесчинные, малодушные, слабые, и, может быть, преимущественно они,— чтоб внушить, что в отношении к ним надлежит действовать с терпением любви, без всякой горячности и раздражения. Для тех, хотят благотворно действовать на других, это «самое приличное свойство, сильное остепенять самых зверских людей» (Феодорит), «победить самых непреклонных» (Экумений), «обратить и пристыдить самого грубого и самого бесстыдного» (Златоуст).

Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст. Долготерпение благодушно переносит все неприятности от других. Но в кругу сих неприятностей есть особенно раздражительные, как, например, унижение, личное оскорбление, намеренное зло и подобные, которые вызывают самозащищение или, прямее, под его прикрытием, месть. Отмщать склонна падшая природа наша, так что это вошло будто в естественное право. Эта благовидность отмщения, которого сущность состоит в воздавании злом за зло, побудила святого Апостола выделить из общего круга предметов долготерпения неприятности, возбуждающие месть, чтоб поставить всех на страже против этих особенно неправых движений раздраженного сердца. Трудно удерживаться от порывов досады, гнева и мести; почему Апостол и ставит эту добродетель под общее блюстительство: блюдите, — и, конечно, под особенное блюстительство тех, на коих лежит долг — блюсти за всеми нравственно-религиозными состояниями христиан. Месть кладет пятно на все христианское общество пред лицом язычников. Почему справедливо на всех возлагается смотреть, чтоб она не проторглась. Кроткие и спокойные пусть удерживают и остепеняют горячих. Запрещая христианам месть, Бог берет отмщение Сам на Себя: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Рим. 12, 19). Самим же христианам позволительно отмщать только добром: аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой его. Сие бо творя, углие огненно собиравши на главу его. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим. 12, 20-21).

Но всегда гоните доброе и друг к другу и ко всем. Вне связи речи это слово Апостола заповедует не только быть всегда готову сделать другим добро, когда представится к тому случай, но и самому изыскивать эти случаи, как бы гоняться за ними, как за самою выгодною добычею. В связи же речи, здесь указывается образ действования, противоположный отмщению. Желающий отмстить изыскивает способы, как бы сделать зло за зло; а ты, говорит, не об этом заботься, а о том, как бы сделать добро вместо зла, — и заботься усиленно, со рвением, чтоб непременно достигнуть сей цели и тем погасить пагубную вражду. В том состоит высшее любомудрие, чтоб не только не платить злом за зло, но платить за него Добром. Поистине, это такое отмщение, которое приносит великую пользу и тебе, и тому (врагу), если захочет» (Златоуст). Это правило напоминает заповедь Спасителя: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть, и изгонящия вы. Яко да будете сынове Отца вашего, Иже есть на небесех, яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и неправедныя (Мф. 5, 44 — 45). И святой Петр учил,— не воздавать зла за зло, и досаждения за досаждение; сопротивное же благословлять (1Пет. 3, 9). И Апостол Павел повторял то же наставление в других местах: благословляйте гонящия вы, благословите, а не кляните… ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки (Рим. 12, 14, 17).— Слова: друг к другу и ко всем или то же значат, что и: ко всему телу Церкви и, в частности, к каждому христианину. Или: друг к другу значат — к братиям христианам, а ко всем — и к неверным (Златоуст, Экумений, Феофилакт). Такой образ действования в отношении к обидчикам возвышал христиан в глазах язычников более, чем самое благотворение. Ибо тут удовлетворялось и естественное доброхотство сердца, а там дела шли наперекор сердцу; чего невозрожденные язычники не могли понять по своим началам и дивились тому, как чему-то необыкновенному, каково оно и на самом деле есть.

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)

Иустин (Попович), прп. (†1979)

смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем

Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, поскольку так этот мир может превратиться в мучения. Лечат ли слепоту глухотой, чуму проказой или голод жаждой? Конечно, нет. Так и зло не может быть излечено злом, но от зла только возрастает. В нашем человеческом мире зло питается злом! И самое маленькое зло по своему существу всегда связано со всем злом мира. Делая зло, человек прежде всего погружается в океан зла, а когда воздает злом за зло, то вдвое сильнее подвергает себя мукам адским, поскольку своим злом подталкивает ко злу и других. По своей природе каждое зло человекоубийственно, поскольку убивает в человеке все божественное и святое. Таким образом человек, делая зло ради зла, постепенно убивает себя, поскольку злом он удаляется от Бога, источника жизни и добра.

Конечная цель всякого зла состоит в том, чтобы убить человека, поэтому неложные уста Спасителя разъясняют эту истину: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин. 8:44).

Когда ты воздаешь злом за зло, то в себе вынашиваешь убийство, а человекоубийца есть в первую очередь самоубийца. Ты не можешь убить другого своим злом, если прежде не убьешь им себя. Только падением своей души ты можешь убить душу другого человека. В действительности человек каждым грехом совершает два зла: самоубийство и убийство; в первую очередь он убивает себя, а затем ближних, поскольку каждый грех – человекоубийство. Как нам сохраниться от зловредных и человекоубийственных сил греха и зла? Путем, указанным апостолом Павлом: Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Знаете, как достичь этого? Непрерывно и усердно стараясь стяжать Господа Иисуса Христа, следуйте за Ним, за Тем, Который не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9). Весь Он находится на земле, между нами, и мы можем следовать за Ним, живя Им и ради Него. Божественное и вечное добро для нас, людей, – это не какая–то далекая, неотмирная и невидимая действительность, не мечтание и выдумка, но живая реальность, доступная человеческому существу и опыту. Так что и мы можем это Божественное добро стяжать, соделать своим и исполнить им все свое сердце, всю душу и тело. Если ищешь всем своим существом Господа Иисуса Христа, то в первую очередь приносишь величайшее благо самому себе, поскольку становишься бессмертным и вечным через вечное и бессмертное божественное добро. Одновременно ты приносишь благо и ближним, и всем людям, поскольку это божественное благо просвещает и освящает все вокруг тебя посредством твоего святого поведения. И хотя ты много раз того не замечаешь, но это совершенное благо существует, поскольку действует в тебе. Действительно, следуя за Господом Иисусом Христом, вы благотворите и ближним, и всем людям.

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем

Здесь Ап. повторяет урок, данный Христом у Мф V:43 и д. «Ищите добра» - «to agaqon» не в смысле абсолютно доброго (to kalon), а в смысле полезного (utile), противоположного всему, что можно назвать to kakon. Это «искание» должно простираться не только на братьев по вере, но и на всех людей вообще.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Сол. 5:12

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 14-15 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем
Ст. 14-15 Мо́лимъ же вы́, бра́тiе, вразумля́йте безчи́н­ныя, утѣша́йте малоду́шныя, заступа́йте немощны́я, долготерпи́те ко всѣ́мъ. Блюди́те, да никто́же зла́ за зло́ кому́ воз­да́стъ: но всегда́ до́брое гони́те и дру́гъ ко дру́гу и ко всѣ́мъ

Указывая частные обязанности в отношении взаимного содействия к поддержанию истинно-христианской жизни, Апостол заповедует исправлять открывающиеся недостатки, быть снисходительными, долготерпеливыми, не мстительными, но доброжелательными ко всем. «Молим» имеет здесь другой оттенок в Греческом, нежели предыдущее (1Фес. 5:12). Там оно вызывается строгим внушением, а здесь – умоляющим убеждением. Причиною тому разные предметы речи. Там заповедались дела правды, а здесь внушаются дела братской духовной любви. Взаимное друг другу назидание, поддержание и исправление заповедуется Апостолом и в других посланиях (Рим. 15:14, Кол. 3:16, Евр. 3:13; 10:24). Это однако же не устраняет преимущественного долга пастырей – исполнять все прописываемое. Св. И. Златоуст, а за ним Экумений и Феофилакт полагают, что здесь речь Апостола обращена к пастырям, хотя не отрицают, что не только уместно, но и нужно бывает вразумлять и назидать себя взаимно (преосв. Феофан). Изъясняя то, кого разуметь под бесчинными, св. И. Златоуст говорит: «Церковный чин стройнее воинского; вследствие того и ругатель – бесчинец, и любостяжатель, и все согрешающие. Так как в строе они идут не чинно, но в беспорядке, то и нарушают строй. Должно не с строгостию и надменностию делать им выговоры, но с снисхождением, с кротостию. Ибо тот, кому делают строгие выговоры, ожесточившись, становится более дерзким и пренебрегает ими, посему чрез увещание надлежит врачевство сделать приятным... Малодушен тот, кто падает в духе от неприятностей, несчастий, от притеснений, гонений и лишений, от скорбей и болезней; малодушен – не переносящий искушений за Христа. «Немощные» – в вере. В другом месте, пиша, он сказал; изнемогающего в вере приемлите (Рим. 14:1). Высшее любомудрие состоит не только в том, чтобы не платить злом за зло, но платить за него добром. Поистине, это такое отмщение, которое приносит великую пользу и тебе и тому (врагу), если захочет». Сам Спаситель говорил: любите враги ваша, благословите кленущия вы (Мф. 5:44, Сравн. 1Пет. 3:9, Рим. 12:14). Поэтому в заповеди Апостола быть доброжелательными ко «всем» можно видеть указание на таковое же отношение и к язычникам, чем особенно они были поражаемы и привлекаемы к христианству.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ст. 14-15 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.

Святой Павел умоляет братию Христовой Церкви, а преимущественно пастырей и учителей ее, вразумлять бесчинных, которые действуют не по чину, от Бога учрежденному, нарушая общий мир Церкви – ее спокойствие, и тем срамят христианскую общину. Апостол заповедует вразумлять таковых, то есть не выговоры им делать, а убеждать их понять несообразность поведения их со званием христианина и исправиться, утешать малодушных. Малодушен тот, кто падает духом от неприятностей, несчастий, от притеснений, от гонений и лишений, скорбей и болезней, малодушен, значит не переносящий обид, малодушен, значит не переносящий искушений за Христа (Златоуст).

Поддерживать слабых. Слабы те, которые немощны в познании веры (см. Рим. 14:1-2), в убеждениях, в правилах жизни христианской, и склонны или отпасть от веры, или впасть в грехи. Можно под слабыми разуметь и таких, которые в случаях напраслины могут отстоять себя сами. Апостол Павел умоляет преуспевших и крепких верою поддерживать слабых, во имя долга любви.

Долготерпеть ко всем, кто встречая неприятности и оскорбления от других, подавляет в себе неприятные чувства гнева, тот терпит, а кто хранит ненарушимым мирное расположение к другому, несмотря на то, что этот продолжает действовать против него враждебно, тот долготерпит. Терпение и долготерпение преимущественно основываются на любви (ср. 1Кор. 13:4), поэтому святой Павел умоляет оказывать его всем людям, кто бы они ни были. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло. Но в числе неприятностей есть особенно способствующие к раздражению, как, например, унижение, личное оскорбление, намеренное зло. Трудно удержаться от порывов досады, гнева и мести, между тем, месть кладет пятно на все христианское общество, особенно пред язычниками. Поэтому святой Павел ставит добродетель долготерпения под надзор всего христианского общества – смотрите, кроткие и спокойные пусть удерживают горячих.

Но всегда ищите добра друг к другу и ко всем. Желающий отмстить изыскивает способы, как бы сделать зло за зло, а вы, говорит святой Павел, заботьтесь о том, чтобы сделать добро вместо зла, и усиленно заботьтесь об этом, ищите (в слав. гонитесь), чтобы достигнуть этой цели и тем погасить пагубную вражду.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Николай Петрович Розанов (†1941)

Ст. 14-16 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

В свою очередь, пастыри должны вразумлять тех, кто выходит из границ, в какие он поставлен Богом, ободрять тех, кто слишком падает духом (напр., при мысли об умерших), заступаться за слабых и, наконец, быть терпеливыми ко всем. Потом на всю церковь апостол возлагает наблюдение за тем, чтобы среди христиан развивалась не мстительность, но стремление делать добро для всех. А это стремление мыслимо только в тех, которые сохраняют радостное настроение при всяких обстоятельствах жизни, к чему апостол и призывает Солунян. Чтобы поддерживать это постоянное радостное настроение, нужно непрестанно, без опущения, в известное время упражняться в молитве и, притом, должно не только высказывать прошения, но и уметь выражать благодарность Богу за все Его благодеяния, ибо это напоминание самому себе о полученных благодеяниях будет возгревать, оживлять нашу молитву. Благодарить за все, что с нами случается, следует особенно потому, что Бог Сам желает от нас этой благодарности за те великие блага, какие Он даровал нам через Иисуса Христа, в Котором все стало наше (ср. 1Кор. 3:21 и след.).

Обозрение посланий св. апостолов. Выпуск 3.

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible