Скрыть
Духа не угашайте.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Духа не угашайте

К этому же увещевает нас блаженный Павел, так как он врученный нам дар благодати не желает видеть охлажденным, пища следующее: Духа не угашайте! Таким образом мы пребудем общниками Христа, если твердо удержим от начала до конца залог Духа; ибо апостол говорил: не угашайте Его! Не так, чтобы Святой Дух предаваем был во власть людей и мог что-либо потерпеть от них; но что те, которые выказывают себя в своих стремлениях злыми и неблагодарными, угашают Его; а также, как они, так и те, которые состарились в своих беззакониях, суть противники Святого Духа.

Праздничные послания

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Духа не угашайте

Духа не угашайте, то есть тех, кои говорят языками духа, не заставляйте молчать.

Толкование на священное Писание. 1-е послание к Фессалоникийцам

Макарий Великий, Египетский, прп. (†391)

Духа не угашайте

Почему написано: «Духа не угашайте», когда он не угашаем и светоносен? Потому что ты, нерадея о Духе и не согласуясь с Ним своею волею, угасаешь для Духа. Подобным образом, Писание говорит: «не оскорбляйте Духа Святаго, Имже знаменастеся в день избавления» (Ефес. 4, 30). Видишь, в твоей состоит воле и в твоем самопроизволе, почитать Святого Духа, а не оскорблять Его. А я тебе сказываю, что и в совершенных христианах, которые пленены и упоены добрым, есть произвол; посему, испытанные тысячами зол, обращаются они к добру.

Собрание рукописей типа II. Беседа 27

Аммон, прп. (†IVв.)

Духа не угашайте

Ведь нерадивейшие [иноки] теплоты [в себе] не имеют, но следуют своим собственным желаниям и когда встречаются с вами, то ведут речь о [вещах] века сего. Такой беседой они гасят теплоту вашу и лишают вас ее, не позволяя вам добиться преуспеяния. Написано: Духа не угашайте. Гасится же он суетными речами и развлечением. Когда видите таковых [иноков], окажите им услугу и бегите от них, не вступая с ними в общение. Ибо они суть те, которые не позволяют человеку преуспеять во время жизни сей.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Духа не угашайте

Как огонь требует дров, так и благодать - нашего усердия, чтобы она воспламенялась. Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение (2Тим 1:6) - то есть благодать Духа, которую ты принял для предстоятельства в Церкви, для знамений и всякого служения, потому что от нас зависит и погашать, и воспламенять ее. Поэтому и в другом месте он говорит: Духа не угашайте.

Толкование на 2-е послание к Тимофею


Поэтому Павел говорит теперь: Духа не угашайте, то есть дара, потому что так обыкновенно называет он дар Святого Духа. Погашает же его нечистая жизнь. Подобно тому, как тот, кто нальет воды, или бросит земли на этот свет в светильнике, или, даже ничего такого не делая, только выльет из него масла, тушит свет - так бывает и с даром благодати.

Беседы на 1-е послание к Фессалоникийцам

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Духа не угашайте

Научись из слов того же апостола: Духа не угашайте, и еще: не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления (Еф 4:30). Эти свидетельства мы привели не потому, чтобы всякого человека, крещеного и получившего благодать, по этому самому считали неизменным и уже более не требующим покаяния, но желая показать, что от крещения по дару Христову нам дарована совершенная Божия благодать к исполнению всех заповедей. Но потом каждый, получив ее таинственно и не совершая заповеди по мере очищения, находится под действием греха, который не есть Адамов, но согрешившего.

Слова нравственно-подвижнические. Слово 4-е

Нил Синайский, прп. (†430)

Духа не угашайте

Никогда не должно пребывать в праздности и прекращать изучение Писания, молитву, духовные песнопения и светоносное, согласное с правдою, делание, чтобы, вознерадев о себе самих, при расслаблении нравов, не утратить нам теплоты благодати. Посему-то божественный Апостол повелевает, взывая: «духа не угашайте» (1Сол. 5:19). Да и в ветхозаветном законе, как неоднократно ты слышал, предписано: «огнь на алтаре да горит на нем», – то есть, во владычественном души, – и «не угасает» (Лев. 6:12).

Письма на разные темы. Монаху Петру

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ст. 19-20 Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте

Так как нынешняя жизнь есть ночь, то Бог дал нам ясный светильник, - Духа Святого. Но этот светильник одни сделали более ярким, как все святые; а другие погасили, как пять дев, которые оставили его без елея, как коринфский блудник, который влил в него нечистоту. Посему сказал: Духа не угашайте, то есть дара. Запирайте двери, то есть чувства, чтобы не вошел дух лукавства, и не погас бы светильник. Не приносите земных забот, и светильник останется неугасимым. Или и так можно понимать: были у них пророки Божии и лжепророки. Так как неизвестно было, что истинный Пророк, то они отвращались от всех. Поэтому апостол и говорит им: Духа, то есть дара в истинных пророках, не угашайте отвращением, как от лжепророков, и не презирайте пророчеств от Святого Духа.

Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Духа не угашайте

С высоты духовной жизни нисходит теперь Апостол к самому ее источнику и роднику. Обычно живет человек в беспечности и нерадении о Богослужении и спасении. Зовущая ко спасению благодать пробуждает спящего грешника; он, внявши сему зову в чувствах покаяния, восходит до решимости посвятить прочую жизнь свою на дела Богоугодные и тем соделать свое спасение; это решение обнаруживается ревностию, которая становится мощною, когда сочетавается с нею Божия благодать, посредством Божественных таинств. С сей минуты христианин начинает духом гореть, то есть неослабно ревновать об исполнении всего, на что совесть указывает ему как на волю Божию. Сие горение духа можно поддерживать и усиливать, можно и погасить. Возгревается он паче всего делами любви к Богу и ближним, составляющей существо сего духа, верностию вообще всем заповедям Божиим с покоем совести, безжалостными к себе подвигами Душевно-телесными, молитвою и Богомыслием. Погашается отклонением внимания от Бога и дел Божиих, неумеренным озабочением себя делами житейскими, поблажками чувственным удовольствиям, плоти угодием в похоти, пристрастиями. Погасни сей дух, погаснет и жизнь христианская. Человек опять становится, как был, нерадивым и беспечным, и начинает жить, как живется, не заботясь крепко, на худое ли он попадает или на доброе. Предостерегая от сего пагубного шага, Апостол и внушает не угашать духа, то есть этого духа ревности, склоняясь на то, что противно ему, а, напротив, возгревать и питать его тем, что сродно ему. Что здесь святой Павел выразил так коротко, то в послании к Римлянам изъясняет в трех положениях: (будьте) тщанием не ленивы, духом горяще, Господеви работающе (Рим. 12, 11). «Не только будьте тщательны, но неослабны; не только имейте дух, но пламенейте духом, то есть будьте усердны и ревностны» (Златоуст на это место послания к Римлянам). Гореть духом значит посему, всеусердно ревновать о том, чтобы угождать Господу, святую волю Его исполняя неопустительно, как делают рабы в отношении к господам, а не угашать духа — не угашать сей ревности. Святой Златоуст пространно рассуждает о сем горении духа. Приводим кратко слова его:

«Какая-то густая мгла, и мрак, и облак разлиты над всею землею. Указывая на это, Апостол говорил: бесте иногда тма (Еф. 5, 8). Нас окружает ночь, так сказать, безлунная, и мы среди этой ночи ходим. Бог же дал нам ясную лампаду. возжегши в душах наших благодать Святого Духа. Но, приняв сей свет, одни сделали его более ярким и ясным, как, например, Павел, как Петр, как все святые; а другие погасили, как пять дев, как те, которые потерпели кораблекрушение в вере, как коринфский блудник, как отпавшие галаты. Посему Павел говорит теперь: Духа не угашайте, то есть дара; потому что так обыкновенно называет он дар Святого Духа. Погашает же его нечистая жизнь. Ибо подобно тому, как, когда кто-либо нальет воды, или бросит землю на свет в светильник, или, даже ничего такого не делая, когда только выльет из него масло, — потухает свет, так потухает и дар благодати. Если ты привнес земное, если ты предался заботам о текущих делах, то ты уже погасил дух. Погасает пламень и тогда, когда не достает елея, именно, когда не творим милостыни. Так как он сам пришел к тебе по милости Божией, то, когда не находит в тебе сего плода, отлетает от тебя. Ибо он не пребывает в душе немилостивой.—Итак, не будем угашать его. Всякое злое дело погашает сей свет: и злоречие, и обиды, и все подобное. Как бывает с огнем,— что все чуждое ему уничтожает его и все сродное с ним его усиливает,— так бывает и с этим светом».

Так обнаруживается общехристианский благодатный дух, за покаяние и веру нисходящий в душу каждого в таинстве крещения или возвращаемый в таинстве покаяния. Огнь ревности составляет существо его. Но направления он может принимать разные, смотря по лицам. У иного он весь обращается на самоисправление в строгих подвигах, у иного — преимущественно на Дела любви, у иного — на благоустроение христианского общества; у иного на распространение Евангельского учения проповедию, как, например, в Аполлосе, который горя духом, глаголаше и учаше известно, яже о Господе (Деян. 18, 25). Во всех сих направлениях не угашать духа значит не подавлять его требований, внушений и устремлений, а благоразумно удовлетворять им, обращая все во славу Божию, во спасение свое и братий о Господе.

Некоторые под духом здесь разумеют особенный дар воспринимать внезапные озарения ума, входить в созерцание Богооткровенных истин, известных ли уже, или новых, с неудержимым желанием сообщать эти озарения и внушения Духа другим в сильном и одушевленном слове. Не угашать такого духа значит не мешать ему обнаруживаться и действовать в себе и других, во благо Церкви. Но в таком случае — это будет то же, что: пророчествия не уничижайте. Как Апостол пишет уроки жизни в кратких положениях, так что каждое из них содержит свое особое правило, то нет повода в этих двух изречениях (стихи 19 — 20) видеть одну и ту же мысль. Скорее следует допустить, что святой Павел, сказав о хранении общехристианского благодатного духа сего,— духа жизни о Христе Иисусе,— напомнил и о духе пророческом, к которому не везде тогда относились как должно, помянул как бы мимоходом, не имея нужды много говорить о сем особом даре, ни о других благодатных дарах. Это тем удобнее принять, что тотчас за: пророчествия не уничижайте, следуют такие уроки, которыми определяется должное употребление общего благодатного духа жизни о Господе, в понуждении себя на всякое сознаваемое добро и в противлении всякому сознаваемому злу.

Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам)

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Духа не угашайте

Помни это, всякий христианин, особенно же священник и наставник детей. Особенно вам нужно всегда гореть духом при вашем высоком служении Богу и человечеству: как вы много сделаете для Бога, для людей и для себя, когда будете с верою и с любовию, с усердием, с горячностию и энергиею заниматься своим делом, и как мало, сухо, бесплодно будет ваше делание, когда вы станете заниматься вяло, лениво, с холодностию, без всякого усердия и энергии. Вы в великом ответе будете пред Богом и за себя, и за вверенных вашему попечению.

Дневник. Том IV. 1860–1861

Иустин (Попович), прп. (†1979)

Духа не угашайте

Христианином становится и христианином остается тот, кто исполняет свой дух Святым Духом посредством Таинства Крещения и других Таинств и добродетелей по мере своего усердия. Святый Дух вселяется в душу человека посредством Святых Даров. Эти Дары, как огонь, пожигают все злое и греховное и остаются негасимыми через другие Святые Таинства и добродетели.

Когда святая божественная любовь благодатью Святаго Духа наполнит сердце человека (см.: Рим. 5:5), то она разгорается с помощью молитвы, целомудрия, смиренномудрия и остальных святых добродетелей, с помощью Святого Причастия и Исповеди. Подобным образом и вера разжигается с помощью каждой евангельской добродетели. Светильник души горит непрестанно, если мы постоянно вливаем в него масло Святых Таинств и добродетелей; без этого масла светильник угасает, как угасли светильники неразумных дев (см.: Мф. 25:3–12), и душа становится ущербной во мраке греха и нераскаянности.

Когда в душе христианина угасают огни даров Святаго Духа, он остается в своем приземленном духе, в самолюбии и самоугодии, и не может принять помощи от Бога. Как человеческое тело сохраняет жизнь, питаясь извне, так и дух его для сохранения в духовной жизни должен принимать пищу от Духа Святаго. Эта пища есть дары Святаго Духа: вечная божественная жизнь, правда, истина, любовь, мудрость. И когда человеческий дух противопоставит лжи, неправде, греху и злу вечную истину Божию, правду, добродетель и добро, тогда первое исчезнет. Все светлое, исходящее от Святаго Духа, угашает нечистая жизнь: самолюбие, ненависть, вражда, сладострастие, сребролюбие, гордость, зависть и всякий грех. Леностью и грехолюбивой жизнью мы угашаем в себе веру, любовь, правду, истину, доброту, смиренномудрие и молитву. А угашая их, мы в действительности угашаем дары Духа Святаго и Самого Духа Святаго, обитающего в нас.

Поэтому не угашайте в себе Святаго Духа, поскольку вы таким образом угашаете единственный истинный Свет вашего духа, угашаете единственную божественную правду, любовь, истину, мудрость и жизнь вечную. А каков исход из такого состояния, человек? Твое тело становится сумасшедшим домом, хранящим безбожный и бездуховный дух. И такой дух делает тебя подобным диаволу, а жизнь превращает в ад. Ведь что такое ад? Это добровольное жительство без Бога и против Бога, без истины Божией и против нее, без правды, мудрости и любви Божией и против них. А что такое рай для духа человеческого? Это исполнение себя Духом Святым и жизнь в божественной истине, правде, любви и мудрости. Только так человеческий дух достигает божественного совершенства, жизни, исполненной любви и благодати Господа Иисуса Христа.

Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла

Филоксен Маббугский (†523)

Духа не угашайте

То, что сказал Павел в ином месте: Духа не угашайте, - означает следующее: если вы опечалите Его грехом, то угасите в себе Его свет, при сиянии которого в вас вы приобретаете неизреченную силу, боретесь против начальств и власти, сражаетесь с духами злобы поднебесной (Еф 6:12) и отстраняетесь от мира со всеми его наслаждениями и горестями. Все это жар Духа соделывает в нас.

О вселении Святого Духа

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Духа не угашайте

«Духа не угашайте». Связь этого стиха с 20 ст. дает основание думать, что тут речь идет о возникшем среди Ф. отрицательном отношении к духовным дарованиям, о которых Ап. говорит в 1Кор.XII, и XIV гл. Реакция против них, м. б., поднялась потому, что они вносили известную долю беспорядка в собрания христиан.

Толковая Библия.

См. также Толкование на 1Сол. 5:16

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 19-20 Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте

Благодать Божия в общих ее явлениях и особенных дарах, как и дар пророческий, составляет высшие проявления духовной жизни о Христе. Они как-бы самые источники этой жизни. О горении духа так говорит св. И. Златоуст: «Нас окружает ночь, так сказать, безлунная, и мы среди этой ночи ходим. Бог же дал нам ясную лампаду, возжегши в душах наших благодать Св. Духа. Но, приняв сей свет, одни сделали его более ярким и ясным, как напр. Павел, как Петр, как все святые; а другие погасили, как пять дев. Посему Павел говорит теперь: духа не угашайте, т.е. дара; потому что так обыкновенно он называет дар Св. Духа. Погашает же его нечистая жизнь. Итак не будем угашать его. Всякое злое дело погашает сей свет: и злоречие, и обиды, и все подобное. Как бывает с огнем, что все чуждое ему уничтожает его, и все сродное с ним его усиливает: так бывает и с этим светом». О пророческом же даре, по словам св. И. Златоуста, Апостол говорит как-бы так: «по той причине, что у вас есть несколько лжепророков, то вы ради их не противодействуйте пророкам истинным и не отвращайтесь от них». «После в Коринфской церкви обнаруживались недолжные отношения к пророческому дару, и св. Павел вынужден был делать по сему поводу особые распоряжения и постановления (1Кор.14). Было ли что подобное в Солуне, не видно. Может быть, св. Апостол предотвращал только возможное, или имел в виду обратить только более усердное внимание к проявлению сего дара, столь плодотворного, особенно в юной церкви» (преосв. Феофан). «Так как самый тон апостольского наставления показывает, что Апостол здесь не обличает, а только предостерегает своих читателей от «уничижения дара пророческого», то можно думать, что повод для подобного предостережения был такой. Вероятно, первоначальное обнаружение дара пророческого в Фессалоникийской церкви вызвало невольные недоумения и даже, быть может, сомнения в уме некоторых ее членов. Известно, что с искусством прорицания были хорошо знакомы язычники, особенно Греки. Благодаря злоупотреблениям прорицавших вера народа в их предсказания ослабела. Нет ничего удивительного, в том, что, зная все это, некоторые из членов Фессалоникской церкви могли придти в смущение при первых случаях обнаружения в собраниях верующих благодатного пророческого дара. Следствием сего могло явиться, если не презрительное, то по крайней мере недоверчивое отношение некоторых христиан к своим братьям по вере, получившим от Духа Святого дарования пророчества. Предостерегая подобное явление, Апостол советует не уничижать дара. При этом он указывает и средство отличать ложное пророчество от истинного. Они должны сознательно относиться к пророчеству и всему доброму в их учении следовать, а злого избегать» (см. исслед. Ф. Титова, стр. 283–284).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Духа не угашайте.

Грешник, решившийся жить благочестиво, искренне раскаявшийся в своих грехах, получает в таинствах благодать Святого Духа, под действием которой в душе его возгорается ревность исполнить все, на что указывает совесть, как на волю Божью. Это горение духа ревностью о богоугождении и спасении можно поддерживать и усиливать, можно и погасить.

Возгревается дух ревностью больше всего делами любви к Богу и ближним, исполнением заповедей Господа, молитвой и богомыслием, распинанием плоти своей со страстями и похотями. Погашается же отклонением внимания от Бога и дел Божьих погружением в житейские заботы и особенно плотоугодием. С погашением этого духа погасает и христианская жизнь. Человек начинает жить нерадиво и беспечно, не заботясь о том, на худое ли он попал или на доброе.

Предостерегая от этого пагубного шага, Апостол и внушает не угашать духа ревности о спасении, склоняясь на то, что противно Ему, а напротив, возгревать и питать его тем, что сродно Ему (ср. Рим. 12:1). Так обнаруживается общехристианский дух, нисходящий за покаяние и веру в душу каждого чрез Божественные таинства. Сущность его – огонь ревности. Он имеет разное направление, смотря по лицам. У иного он весь обращается на самоисправление в строгих подвигах, у иного, преимущественно на дела любви, у того – на благоустроение христианских обществ, а у того, на распространение проповеди христианского учения (см., например, Деян. 18:25). Во всех этих направлениях не угашать духазначит не подавлять его требований, внушений и устроений, а благоразумно удовлетворять их.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible